Войти

Казанский самородок

«Мой футбол»,

О защитниках не принято много говорить. Другое дело – нападающие. Это они забивают решающие мячи, подписывают сумасшедшие контракты, пользуются безмерной любовью болельщиков. Но на прошедшем совсем недавно в Бельгии и Голландии чемпионате Европы на первый план наконец-то вышли игроки обороны. Наконец-то – потому, что справедливость все-таки восторжествовала. Ну не должны все лавры доставаться тем, кто забивает. Игра итальянцев Каннаваро, Несты, Мальдини, французов Блана и Тюрама не оставила болельщиков равнодушными. В российском чемпионате, к сожалению, не так много хороших защитников, как в той же Италии. Но есть один футболист, которого не стыдно сравнить с упоминавшимися уже Нестой и Каннаваро. Это защитник столичного ЦСКА Евгений Варламов.

Никакой соперник не страшен

Евгений принадлежит к той категории футболистов, которые свою лучшую игру обязательно показывают в матчах против сильных соперников. Взять хотя бы последний матч армейцев со столичным «Спартаком». Красно-белые, разъяренные после серии поражений, грозились камня на камне не оставить от защиты соперника, которую возглавлял Евгений Варламов.

После того как армеец Савельев уже на первой минуте открыл счет, спартаковцы большими силами пошли в атаку. От армейского капитана в этот момент требовалось не только самому играть четко и уверенно, но и страховать партнеров по обороне: Бокова, Корнаухова, Файзиева. Евгений и по праву капитана, и как либеро просто обязан был так играть.

В той встрече на Варламова снизошло вдохновение: во-первых, за весь матч он не проиграл ни одного единоборства. Во-вторых, его зычный голос всегда действовал на партнеров успокаивающе, а на соперника – устрашающе. В итоге Робсон, который за весь матч ни разу не переиграл Евгения, просто вышел из себя. Стычка назревала хотя бы потому, что ни один матч между ЦСКА и «Спартаком» в последнее время не обходился без выяснения отношений между Варламовым и Робсоном.

На сей раз очередное разбирательство (интересно, на каком языке?) бразильца и россиянина едва не привело к массовой драке. В итоге судья Кожухов показал Робсону сразу красную карточку, а Варламову – лишь желтую. Правда, у армейца она была второй в матче, и он тоже был вынужден покинуть поле. Многие зрители были озадачены: почему за один и тот же проступок судья вынес игрокам разное наказание? Ответ прост: от угрожающе громкого голоса Варламова даже у судей руки трясутся. Это, конечно, шутка. А вот то, что удаленному с поля Варламову армейские болельщики аплодировали стоя, – сущая правда. Сыграл он тогда превосходно.

Где воспитывают российских Каннаваро?

Имя защитника Евгения Варламова на слуху у болельщиков уже давно. Но мало кто знает, что благодарить за появление в отечественном футболе такого игрока следует тренера Александра Лавровича Клобукова, работавшего в детской футбольной школе «Волна» города Казани. Именно Клобуков и объяснил Варламову, что тот должен умело пользоваться своим козырем – высоким ростом – и постоянно шлифовать такой компонент игры, как удары по мячу головой. Этот тренер многому научил юного Женю. Он прививал своим питомцам вкус к комбинационному футболу, в котором каждый должен знать свой маневр. На тренировках Клобуков придумывал мальчишкам интересные упражнения, которые они делали с огромным удовольствием.

Потом были третья лига и команда, собранная целиком из 16-летних ребят. Лучших из «Волны» взяли в команду второй лиги под названием «Идель», что на татарском означает «Волга». Именно в этом коллективе и увидел в 1992 году Варламова Валерий Четверик. В «КамАЗе» Евгений дебютировал в том же сезоне – сыграл семь матчей в первой лиге. По итогам того чемпионата татарский клуб вышел в лигу сильнейших.

О Четверике Варламов отзывается с неизменным уважением, признавая, что во многом футбольная команда «КамАЗ» держалась на его энтузиазме и любви к футболу. Но силы Четверика оказались далеко не безграничны. Где сейчас «КамАЗ»? Но не будь этой команды и ее фанатично преданного футболу тренера, никто не услышал бы фамилий Нигматуллина, Варламова, Евдокимова, Бабенко, Панченко.

Взять пенальти от… Нигматуллина

Мало кто об этом знает, но из Варламова мог получиться неплохой вратарь. По крайней мере, еще в юности Евгения часто ставили на ворота, учитывая его высокий рост и отменную прыгучесть. Потом тренеры окончательно определились с амплуа Варламова, который стал играть исключительно в обороне. И только в Челнах Евгений вновь вспомнил о своей забаве.

Иногда шутки ради он вставал в ворота, соревнуясь с самим Нигматуллиным, который в те времена был, впрочем, всего лишь начинающим голкипером. А когда Женя и Руслан подружились, они любили оставаться после тренировок и бить друг другу пенальти. Поединки обычно заканчивались, когда на улице становилось совсем темно. Как правило, такие соревнования проходили с переменным успехом. Сам Варламов рассказывает: «Играли мы на равных. То Руслан плохо пенальти бил, то я плохо ловил. То наоборот: я хорошо бил, а Руслан хорошо ловил. Зато азарт был какой! Никто никому уступать не хотел».

Как признается сам защитник, после перехода в ЦСКА перчатки он не разу не одевал. Обстановка в армейской команде сразу показалась ему такой серьезной, что было не до шуток и розыгрышей. Все молча пахали, занимаясь только своим делом. Похоже, в стане красно-синих так до сих пор никто и не знает, что кроме Кутепова, Окрошидзе и Новосадова у них есть еще один классный вратарь, который в свое время не уступал даже голкиперу сборной России Нигматуллину.

Протеже Новосадова

Человеку из провинции, приехавшему в Москву, на первых порах всегда непросто. Футболисту – тоже. В ЦСКА – особенно. В этом клубе вообще долгое время играли одни москвичи. Правда, сколько воды с тех пор утекло… Но традиции-то остаются. Что не говори, а ЦСКА представляет все-таки наши доблестные Вооруженные силы.

Вот и Евгений мог это на себе прочувствовать. Нет, дедовщиной, или неуставными отношениями, тут и не пахло, просто футболист порой рисковал попасть в «зону непонимания». Когда Евгений пришел в ЦСКА, так уже играл хорошо знакомый ему по «КамАЗу» вратарь Новосадов (кстати, коренной москвич). С ним-то Евгений сразу и сошелся. Андрей, конечно, замолвил перед партнерами словечко за Варламова, и у защитника акклиматизация в новой команде прошла почти безболезненно.

Лидер и капитан

Как же давно это было! Сейчас авторитет Варламова в ЦСКА непререкаем. Партнеры доверили ему и капитанскую повязку, и бремя лидера. Для болельщиков красно-синих Варламов – культовая фигура. Шел он к этому долго. Сначала был 1998 год, когда в первом круге армейцы проигрывали едва ли не всем подряд. Как вспоминает те времена наш герой, не о нем, не о его партнерах по обороне – Бокове, Минько, Корнаухове – ничего хорошего в газетах не писали. Потом в середине сезона пришел Олег Долматов и перестроил игру армейцев в обороне в линию. И ЦСКА стал выигрывать матч за матчем.

Как вспоминает Евгений, несмотря на удачную игру команды, защита армейцев тогда была далеко не безгрешной. К счастью, ошибки и огрехи оказывались, как правило, не фатальными. Постоянно кто-то успевал в последний момент партнеров подстраховать. Зато теперь и Корнаухов, и Варламов, и Минько, и Боков понимают друг друга с полуслова. Но вот парадокс: ЦСКА при этом играет далеко не так здорово, как два года назад. Впрочем, чем хуже армейцы играют, тем больше болельщики армейцев надеются на Евгения. Он-то по-прежнему олицетворяет спокойствие и хладнокровие.

Семак – друг, а не конкурент

В последнем матче чемпионата России со столичным «Торпедо» ЦСКА играл без своего капитана. Варламов смотрел матч с трибуны, а на позиции последнего защитника играл Сергей Семак. И играл настолько здорово, что казалось, будто он на другом месте никогда и не выступал. Так что отсутствие Евгения практически не ощущалось. Но несмотря на это, капитан армейцев не видит в лице Семака серьезного конкурента на свое место. И не потому, что ему не понравилось, как действовал Сергей в обороне. Просто Варламов уверен, что Семак гораздо больше пользы принесет в средней линии. Так что никакой конкуренции между ними нет – только дружба.

Сборная – больной вопрос

Конечно, Евгений очень переживает из-за того, что его не приглашают в сборную. Человек, который хорошо знает, что может играть за главную команду страны, всегда мечтает вернуться в нее когда-нибудь. Но Варламов прекрасно понимает: все решает главный тренер. Он же должен просто тренироваться, чтобы в один прекрасный момент доказать наставникам сборной свою необходимость. И, честно говоря, есть ощущение, что ему это скоро удастся. Ведь такими защитниками не разбрасываются.

О ком или о чем статья...

Варламов Евгений Владимирович