Войти

Как дела? Виктор Ворошилов

«Спорт-Экспресс», 30.08.2002

– Поздно вы играть закончили – в тридцать семь почти…

– Мог и позже. В 63-м, как закончил в «Локомотиве», Аркадьев меня сразу вторым тренером взял. Но начался сезон – команда валится. Он говорит: «Начинай тренироваться! Заявим тебя!» Но Мошкаркин из Управления отговорил: «Не чуди! У тебя имя… Тебе это нужно?» Три года работал с Аркадьевым. Его сняли, Рогов, начальник команды, тоже подал заявление. Пришел Бесков, пригласил меня домой, я дал характеристику игрокам и говорю: «Я тоже ухожу». Константин Иваныч: «Ну, двум медведям в берлоге…» Пришел к Мошкаркину – тот предлагает Тулу, Калинин… Я все отказываюсь. Он: «Ты что?! Сборную СССР тебе подавай, что ли?» Три года работал инспектором профсоюзных команд. А в 69-м Ошенков уговорил поехать с ним «Шахтер» тренировать. Но там ужас! Все просматривается, прослушивается, каждый шаг… Потом Ошенкова выгнали, а меня обком мог и не отпустить. Но я схитрил – пришел на шахту, снялся по-тихому с партучета – и в Москву! Долго работал в школе «Локомотива». А когда создали клуб ветеранов, меня пригласили туда и сделали президентом. Стали ездить, играть…

– И вы были играющий президент?

– А как же! Но какая там игра? У Шестернева – 200 кило веса, Тимофеичу (Николай Дементьев. – Прим. Т. Д.) – сто лет, и мне – 70… Поиграем пять минут и сменяемся. Но зрителям имена нужны! Однажды звонок: вызывают к Ельцину (его только президентом выбрали). «Пошли, – говорю, – Тимофеич. Ты букет ему подаришь, а я галстук». Испанский. У нас Посуэло Мишка играл, испанец, ему много этих галстуков присылали. Пришли, вручили, долго беседовали. «Неужели, – Ельцин спрашивает, – на вас ходят?» – «Валом! Мы же не в Ленинград или Киев ездим. Вот на Камчатку прилетели, приходим на стадион – ни одного человека! Директор успокаивает: «Будет полный стадион». А осталось тридцать минут! И вдруг – автобус за автобусом. Действительно, полный стадион.

– Что это Ельцин заинтересовался футболом?

– Не знаю. «Я тоже, – говорит, – в волейбол играл. Сейчас тяжело, но подождите, все наладим». Наладил…

– Вы были в «Крылышках» капитаном. Объясните, что такое «волжская защепка»?

– Да не было никакой защепки! Выдумали! Ну вот, играем с ЦДКА. У них в атаке – Гринин, Николаев, Федотов, Бобров, Демин. Что же мы, вперед будем лезть? Вот и отходили. Однажды «раскрылись» с «Динамо» – Михей Якушин заманил. И – 0:5.

– По поводу фамилии не подкалывали вас ребята?

– Да нет. Но вот поехали в Англию с ЦДКА (нас из «Локомотива» взяли для усиления), я «Челси» два гола забил. На следующий день вышли газеты: «С гладкой прической, с именитой фамилией – обыграл Англию».

– Если бы не футболистом, кем могли стать?

– Работал токарем 6-го разряда на заводе у Ильюшина и играл за завод. Когда «Крылья» пригласили, за меня хлопотать к Ильюшину пришел летчик-испытатель генерал Коккинаки, приятель Дангулова – тренера «Крылышек». «Отпусти, – говорит, – Ворошилова». – «Сколько он там получать будет?» – «800 рублей». – «Так у нас он три тысячи получает! Он что, дурак?»

– Сейчас-то как дела?

– Нормально! Есть такой благотворительный фонд – «Ветераны спорта Москвы». Исполнительный директор – Анатолий Ильин. А я представитель попечительского совета. Проводим турниры, помогаем ветеранам…

Туманов Дмитрий

О ком или о чем статья...

Ворошилов Виктор Фёдорович