«Футбол Review», 10.04.2015
В 1981 году «Динамо» из столицы Грузии одержало блестящую победу в Кубке обладателей кубков, став второй советской командой выигравшей европейский трофей. Но мало кто помнит, что первый шаг к этому триумфу был сделан в августе семьдесят девятого, когда тбилисское «Динамо» в финале Кубка СССР обыграло московских одноклубников. Обыграло в серии пенальти во многом благодаря своему вратарю, отразившему три удара. Без того подвига Отара Габелии и не было бы победы в Дюссельдорфе 13 мая 1981 года.
Вспоминая Давида Кипиани, Рамаза Шенгелию, Александра Чивадзе, Виталия Дараселию, мы как-то несправедливо забываем, что и в воротах у тбилисцев играл незаурядный футболист. Невысокий для вратаря, но очень подвижный и прыгучий Отар Габелия. Казалось, он заряжал партнеров какой-то необыкновенной энергией на борьбу. Достаточно было сравнить выражение лица Отара до стартового свистка и во время игры. Спокойный брюнет в игре превращался горячего воина. Он метался по штрафной, постоянно что-то кричал, подсказывал. Словно судьба чемпионата мира решалась в этом матче. Когда я видел Габелию в игре, то сразу вспоминал пушкинские строчки, посвященные Петру Первому: «Его глаза сияют, лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен».
Однако на одних эмоциях далеко не уедешь. Отар Габелия был в первую очередь отличным вратарем – с потрясающей реакцией, вертким, прыгучим и грамотным. Он нередко брал пенальти – во многом благодаря своей интуиции и часто выходил победителем при выходах форвардов один на один. Габелия был хорош на выходах, длинные руки не самого высокого голкипера почти всегда оказывались на мяче раньше, чем головы куда более рослых оппонентов. Кроме того, Отар довольно смело выходил за пределы штрафной площадки – мог мяч в подкате выбить и даже обыграть соперника. Разгадка проста: до того, как встать в ворота, Отар неплохо играл в нападении. Было это в его родном Зугдиди. А потом он случайно оказался в воротах и взял два пенальти в игре. Как тут было во вратари не переквалифицироваться?
Начинал Отар Амвросиевич у себя в Зугдиди, в команде КФК, попутно учась на агронома. Потом его позвали в сухумское «Динамо» – команду второй лиги. После отличного сезона 20-летний юноша был приглашен в кутаисское «Торпедо» – вторую по силам команду республики. За три сезона Отар стал одним из сильнейших вратарей советской первой лиги, после чего получил приглашение в тбилисское ««Динамо» После раздумий и разговора с тренером кутаисцев Анатолием Норакидзе Отар решился на переход.
Ворота динамовцев тогда защищал Давид Гогия, голкипер сильный, но несколько ленивый. Во всяком случае, так говорил Габелия, ссылаясь на Нодара Ахалкаци. Приход 24-летнего вратаря должен был усилить конкуренцию и подстегнуть Гогию. Так, после одного неудачного матча Давид потерял место в основном составе, а Отар безупречно отыграл сезон-77 и по праву выиграл серебряные медали. Впрочем, в следующем году Нодар Ахалкаци снова сделал ставку на Гогию, тбилисцы стали чемпионами, а Отар впервые за несколько лет почувствовал, что такое сидеть на лавочке и наблюдать, как играют другие.
И все же старательность и трудолюбие Габелии взяли верх. В семьдесят девятом он отвоевал у ветерана Гогии место в стартовом составе, а после уже упомянутого финала Кубка СССР место Отара сомнению не подвергалось. Габелия тогда безупречно отыграл 120 минут тяжелейшего матча, а потом отбил три пенальти, парировав удары Алексея Петрушина, Александра Маховикова и Валерия Газзаева.
Впрочем. Был один момент. Перед серией пенальти Отар перекрестился, и этот момент попал в объективы телекамер. Раздосадованные проигрышем московского «Динамо» некоторые высокопоставленные болельщики столичного клуба подняли шум – «как это комсомолец, которому полагается быть атеистом, крестится в прямом эфире». К счастью, конфликт удалось замять – по «официальной версии» Отар стряхивал пыль с вратарского свитера.
Семьдесят девятый год стал особенным в биографии Отара Амвросиевича. Он не только стал основным в тбилисском «Динамо», но и выиграл Кубок. Осенью Константин Бесков вызвал динамовца в сборную СССР, а журнал «Огонек» признал Габелию лучшим вратарем года. Но закрепиться в сборной не получилось, первым номером стал спартаковец Ринат Дасаев. Габелия же провел всего две товарищеских встречи. Сам Отар из этого трагедии не делал, потому что всегда считал советскую вратарскую школу того периода сильнейшей в мире, а Дасаева – лучшим вратарем той поры.
Триумф Отара Габелии, как и большинства его товарищей по команде, пришелся на европейскую кампанию сезона-1980/81. Тбилисское «Динамо», как победитель Кубка-79, представляло нашу страну в этом турнире. Одолевая одного соперника за другим, подопечные Нодара Ахалкаци добрались до финала. Особенно труден был ответный полуфинал с «Фейеноордом» в Роттердаме, где судья «убивал» динамовцев. И в этой сложнейшей ситуации блестяще проявил себя Габелия, несколько раз спасший тбилисцев при счете 0:2. Забей голландцы третий мяч, и было бы дополнительное время с вполне предсказуемым при таком судействе исходом. Однако Отар выстоял и вывел свою команду в финал. На мой взгляд, этот матч Габелии был одним из лучших из тех, что я видел.
Перед финалом в Дюссельдорфе, где динамовцам противостоял «Карл Цейсс» из Восточной Германии, Отара подстерегла неприятность – в аэропорту потерялась его сумка с экипировкой. Пропало все – перчатки, бутсы, любимый свитер. В срочном порядке перчатки нашли, Александр Чивадзе выдал запасные бутсы, благо размер подходил. Правда, свитер оказался ярким, а сам Габелия любил играть в темно-зеленом. Но что делать, хорошо хоть такой. Впрочем, в чужой одежде Отар Амвросиевич выиграл свой главный матч в карьере. Тбилисское «Динамо» подарило праздник не только футбольной Грузии, но и всем болельщикам нашей страны.
Увы, после этой блестящей победы клуб из Тбилиси остановился в росте. И первые признаки тревоги подал именно Габелия. Летом восемьдесят первого, после того как Отар совершил ряд ошибок, Нодар Ахалкаци перевел основного голкипера в запас. Второй вратарь Карло Мчедлидзе действовал неплохо. До матча со «Спартаком» в Москве. Стоило же Мчедлидзе пропустить два мяча в первые десять минут, как у кромки поля появился Габелия. Остаток сезона Отар отыграл безупречно, а тбилисцы стали бронзовыми призерами. В Кубке кубков дела также шли неплохо – «Динамо» вышло в весеннюю стадию турнира.
Однако на решающем этапе произошел надлом. Что стало его причиной – внезапное желание Давида Кипиани завершить карьеру или обидный вылет в полуфинале Кубка кубков от бельгийского «Стандарда»? Не знаю. Но тбилисское «Динамо» стало быстро приходить в негодность. Многие лидеры стали играть хуже. В том числе и Габелия. После проигрыша в Харькове «Металлисту» со счетом 0:3, у Отара сдали нервы. Он выхватил у стоявшего за воротам фотокорреспондента камеру и швырнул ее на землю. Этот поступок мог стоить вратарю звания заслуженного мастера спорта (весной 1982 года он был единственным ЗМС среди действующих вратарей), но все обошлось выговором и потерей места в основе. Почти все лето Нодар Ахалкаци ставил в ворота «Динамо» то Гиглу Имнадзе, то Карло Мчедлидзе. И все же осенью вернул Отара. Правда, этот период оказался не лучшим в биографии голкипера. Габелия, славившийся своими показателями (меньше мяча за игру), вдруг стал много пропускать: четыре от «Спартака», пять – от киевлян. Возможно, это и предопределило расставание тбилисцев с некогда основным вратарем.
Зимой-82/83 два грузинских клуба высшей лиги – «Динамо» и «Торпедо» провели обмен игроками. Несколько кутаисцев перешли в столичный коллектив, в свою очередь, несколько тбилисцев отправились в Кутаиси. В том числе и Отар Габелия. С одной стороны, состоялось возвращение в клуб, где прошло становление вратаря, а с другой – все это виделось почетной ссылкой. Эксперимент оказался провальным. Тбилисское «Динамо» рухнуло с четвертого места на шестнадцатое, показав худший результат в истории. Кутаисцы же финишировали семнадцатыми и вылетели в первую лигу. Даже заслуженный мастер спорта Габелия не спас.
В восемьдесят четвертом Отар Габелия исчез. Не играл ни за «Динамо», ни за «Торпедо». А вот в восемьдесят пятом к большой радости динамовских болельщиков снова занял место в воротах тбилисцев. Отар отыграл еще несколько сезонов и ушел лишь после того, как грузинские команды покинули чемпионат СССР. Возродить былую славу «Динамо» не смогло, но и в аутсайдерах больше не числилось. Во многом благодаря своему опытнейшему голкиперу. Габелия оставался последним из той великой команды Нодара Ахалкаци, хранителем ее традиций.
Завершив выступления, Отар Амвросиевич стал тренером. Работал в Зугдиди и в Кутаиси, тренировал молодежную сборную Грузии, участвовал в ветеранских турнирах. Воспитал трех сыновей, один из которых Георгий стал вратарем. Но славы своего знаменитого отца он так и не добился. И не только он. Отар Габелия оказался пока последним в череде знаменитых грузинских вратарей. Хорошие голкиперы в Грузии появлялись, но до Отара им еще очень далеко.
О ком или о чем статья...
Габелия Отар Амбросиевич