Войти

Любимца трибун звали Капуль

Правому крайнему сборной Ленинграда ее центрфорвард Михаил Бутусов давал такую оценку: «…неутомимый Пётр Григорьев, игрок огромной энергии, яркой мысли и отчаянной смелости». Коронным номером Григорьева был проход по правому флангу, уход в центр и мощный удар в нижний угол. Так он забил гол, принесший ленинградцам победу в первенстве РСФСР 1924 года. В финале со сборной Москвы футболистам северной столицы пришлось играть два матча. Первый длился 120 минут и завершился вничью 4:4. В втором также шла упорная жесткая борьба. На 39-й минуте москвичи получили право на свободный удар в середине поля ближе к правой бровке. Пас перехватил Пётр Григорьев, резко двинувшийся к центру, затем сместившийся влево, прошедший зигзагами по диагонали в штрафную площадь и метров с 15 нанесший точный удар с левой ноги – 1:0 и титул чемпионов республики у сборной Ленинграда.

Как писали газеты тех лет «…о Григорьеве вспоминают и дают ему мяч тогда, когда дела совсем плохи». И он почти всегда выручал. В 1923 году Григорьев забил победный гол в ворота шведской сборной в Стокгольме, в 1928-м отличился в игре сбрных Ленинграда и Нижней Австрии.

Вот какой портрет Петра Григорьева нарисовал в своей книге «Звезды большого футбола» Николай Петрович Старостин:

«По названию модной тогда прически, которой щеголял Григорьев, этого превосходного парня, любимца трибун, звали Капуль. В сборной Ленинграда он выступал до 35 лет, несмотря на поврежденное колено.

Капуль был обаятелен. Он не получил светского воспитания и не умел изящно завязывать галстук. Но он вырос в коллективе большого завода и впитал в себя благородство рабочего человека. Пётр не говорил речей, не дипломатничал, не терся перед начальством. Своими поступками и прямо сказанным нелицеприятным словом он снискал себе особое уважение в рядах сборной команды.

Никогда не забуду случая в игре, раскрывающего внутренний мир этого спортсмена. Играли Москва с Ленинградом. Чего греха таить, и раньше и теперь (книга Старостина «Звезды большого футбола» публиковалась в 1964-66-м, а отдельным изданием увидела свет в 1967-м. – Прим. ред.) среди защитников находятся любители припугнуть противника.

Рвется по краю Григорьев, а наш москвич его раз вдогонку по ногам, хвать второй, а затем, вероятно, и третий. Грубость – оружие слабого, да, видно и злость брала – уж очень ловок и быстроног оказывался ленинградец. И вон снова мяч у Петра: когда команда видит, что форвард играет удачно, его всегда усиленно нагружают. И опять правый край обыграл защитника и проскочил мимо с мячом, и тот снова в отместку хватил победителя сзади по пяткам.

Тогда Капуль на полном ходу вдруг осадил себя, наступил ногой на мяч, а затем к всеобщему изумлению, отошел от мяча назад к центру поля.

– Возьми его, если тебе настолько нужно, что ты меня каждый раз по ногам хлещешь, сказал он нашему защитнику.

– Не драться же мне с ним на глазах зрителей, а судья молчит, – разъяснил он подбежавшим ленинградцам.

Все мы были ошеломлены, а защитник просто подавлен и потому к мячу не прикоснулся. «Подарок» от Петра принять никто не решался. Наконец судья дал свисток и неизвестно почему назначил спорный удар».

Еще одним талантом Петра Григорьева было умение заметить футбольный талант и помочь ему заявить о себе. Так он в 1929-м первым оценил Пеку Дементьева, тогда 15-летнего юнца и предсказал ему большое будущее. Вот что писал Григорькев своему другу, тоже игроку сборной СССР Федору Селину в письме, датированном 12 ноября 1929-го: «Хочу поделиться большой радостью с тобой. Правда, она основывается на предчувствии, но оно меня в этот раз не обманет. У нас в команде в конце сезона появился паренек, о котором не могу говорить и думать без восхищения. Похож он – не внешне, а по виртуозности на тебя. Быть ему знаменитым. Пишу и боюсь, а вдруг сглажу? Но нет, кажется, Ленинграду на этот раз повезло. Да, фамилия этого паренька Дементьев. Скоро, очень скоро будут ее знать!»

В 1932-м по рекомендации Петра Григорьева в сборной Ленинграда дебютировал Пека Дементьев, и с тех пор он отсается одним из самых популярных футболистов страны.

Пётр Григорьев провел за сборные Ленинграда, РСФСР и СССР 84 международных матча против команд Турции, Финляндии, Германии, Австрии, Швеции, Норвегии. Участвовал в 200 матчах между командами городов и более тысячи раз игр на первенство города, республики и Советского Союза. В 1936-м ему присвоили звание заслуженного мастера спорта СССР.

Начав играть в футбол еще в 1915 году в клубе «Мурзинка» (название произошло от одноименной деревни, расположенной за Невской заставой у Обуховского завода) Григорьев выступал до 40 лет. Он успел принять участие в чемпионатах СССР среди клубов 1938 и 1939 годов за команду «Красная заря» (она же «Электрик»).

Как и сотни тысяч его земляков Пётр Григорьевич Григорьев погиб в блокадном Ленинграде в 1942 году.

О ком или о чем статья...

Григорьев Пётр Григорьевич