«Гол», 20.03.2006
В любом клубе есть игроки-лидеры, игроки-маяки, символизирующие достоинства и красоту футбола. Их достижения и поведение задают как бы эталон, образцы футбольного совершенства, стремление к достижению которых определяют тот или иной период в истории команды.
В киевском «Динамо» одним из таких лидеров-маяков был Виталий Голубев. Неизгладим след, оставленный Голубевым в футболе, он явился зачинателем оригинального стиля игры в защите, в которой мастерская игра в обороне органически сплелась с виртуозными акробатическими трюками. Виталий Михайлович задал тот образец игры в обороне, стремлением достичь и превзойти который одухотворены поиски и находки лучших защитников «Динамо» сегодняшних дней.
Герой своего времени
Почти десять лет Виталий Михайлович верой и правдой служил киевскому «Динамо».
Поиграв в столице несколько лет за клуб Дома офицеров, Голубев стал «бело-синим» в зрелом, как для футболиста, возрасте. Немалый опыт пребывания в большом футболе и природная коммуникабельность позволили быстро по-свойски обосноваться в коллективе.
Небольшая предыстория. В 1950 году «Динамо» возглавил Е.В. Фокин, он реформировал все линии, а ставку сделал на игроков Закарпатья. В основе появилось восемь новых фигур (вратари Макаров, Перельман, Лемешко; защитники – Горбунов, Тищенко; полузащитники – Алпатов; нападающие – Матюхин, Штанюков), однако несмотря на все изменения, киевляне с незавидным постоянством проигрывали. В 1951 г. во главе киевского клуба встал Ошенков (с кем впоследствии и будут связаны успехи «Динамо): новый тренер акцентировал внимание на атлетической подготовке футболистов – плавание, бокс, акробатика стали нормой жизни. Воевать с солдатами ушедшего генерала он не хотел, поэтому активно подыскивал кадры под свой стиль и видение игры. Так, он разогнал почти всю линию обороны (оставив там только Абрама Лермана), а восполнил потерю двумя крепкими ребятами – высокотехничным Голубевым и мощным, цепким Голяковым.
25-летнему Виталию Голубеву тренер доверился без всяких сомнений. Хотя такое опрометчивое, на первый взгляд, решение вызвало споры. Понять сомневающихся было можно: ведь Голубев попал в основной состав не сыграв ни единой игры за дубль! Но в то же время нельзя было не согласиться с самим Ошенковым – Голубев для своего времени был новатором, игроком нестандартным, привлекающим к себе великолепным исполнительским мастерством; его цепкость и мощь запросто уживались с акробатическими приемами, за которые болельщики так любили Голубева (особенно вызывали эстетическое наслаждение его подкаты – могучее тело атлета растягивалось в безукоризненном гимнастическом шпагате). Его технический арсенал был настолько разнообразен, что защитник мог, при исключительном врожденном хладнокровии, свободно обыгрывать нападающих у своих ворот. Хотя, не будем скрывать, часто неоправданный риск оборачивался для команды нелепыми голами; но их, конечно, было значительно меньше, чем надежных действий. Подкупал Виталий Голубев и неиссякаемым спортивным задором – азартный натиск и сила духа просто распирали футболиста. Таких неудержимых профессионалов в те далекие времена было действительно очень мало.
Виталий Михайлович, в конце концов, обладал непостижимым свойством: играя в обороне, именно он диктовал условия форвардам-конкурентам, что для защитника, согласитесь, не совсем принято. Голубев разваливал догмы об игре в обороне чуть ли не каждым своим движением, каждым пасом, каждым перехватом; даже манера опеки у него было своя фирменная – больше 50-ти лет назад журналисты вместе с громкими характеристиками («Виртуозный стоппер!», «Фантастический защитник!») называли ее чисто «голубевской».
В 1952 году не в последнюю очередь благодаря надежной игре Виталия Голубева «Динамо» завоевало серебряные медали чемпионата СССР. Физические нагрузки, введенные Ошенковым, улучшили атлетические качества футболистов; а знаменитое «динамовское» ноу-хау – тренировочные матчи на снегу, способствовали повышению выносливости. В 1952 году, кстати, киевляне наконец-то переиграли московских тезок (3:0), которым неизменно до этого проигрывали. Быть может украинцы смогли бы замахнуться и на большее, но в связи с участием сборной СССР в ХV Олимпийских играх чемпионат страны проводился в один круг. Плюс ко всему все игры соревнований были проведены в Москве… Отметим, что из всех игроков, ковавших серебро, все 13 поединков отыграли только трое футболистов (из 20-ти): наравне с Михалиной и Сенгетовским не пропустил ни одной встречи и Виталий Голубев.
Несколько лет кумир многих киевлян играл на позиции правого защитника, но после ухода из команды Абрама Лермана Голубев переместился в центр обороны. На новом месте талант игрока раскрылся по новому: наравне с техническими новинками, в игре Голубева появились и новаторства тактического характера. Одним из первых на футбольных просторах СССР Виталий Голубев умело соединил зонную опеку с персональной. Такой схемы в привычных оборонительных расстановках еще не было, никто не знал и о слове «либеро»… Голубев успевал и форвардов прикрывать и просчеты одноклубников исправлять.
В 1954 году киевляне завоевали первый в своей истории Кубок СССР. Виталий Голубев, будучи капитаном команды, уверенно вел клуб к первому Олимпу. В систему «дубль-ве» наравне с капитаном активно вписались Попович и Ларионов, перешедший в оборону из полузащиты. Задняя линия стала одной из самых авторитетных и сильных во всем Союзе, а Голубев, если так можно выразиться, стал ее знаменосцем. 20 октября 1954 года, в день финального матча против ереванского «Спартака», в Москве стоял густой туман – вытянув руку, с трудом можно было увидеть кончики своих пальцев. Не будь погодных неурядиц, победа «Динамо», скорее всего, досталась бы легко. А так киевлянам пришлось долго пристреливаться к воротам Затикяна. После матча Голубев рассказывал: «Что было впереди – не видел. Сплошная белая стена. Но вдруг слышу крик: «Гол! Гол!» – Коман прострелил вдоль ворот, а Терентьев подставил щечку – и все! От радости я начал крутить кульбиты…» Во втором тайме армяне отыгрались, но в самом конце поединка попустили второй мяч: Фомин вывел Комана один на один. Стадион стал свидетелем интригующего момента – Коман несколько раз пытался «уложить» голкипера обманными движениями, раз за разом то поднимая, то опуская ногу – в конце концов наш игрок перехитрил Затикяна и «Динамо» завоевало Кубок страны.
На зависть бразильцев
Через три года осуществилась еще одна мечта киевских болельщиков… В 1957 году в город каштанов приезжал знаменитый, особенно на тот момент, бразильский «Васку да Гама». Латиноамериканский клуб привлекал к себе внимание виртуозной игрой футболистов сборной – Беллини (капитан чемпионов мира 1958 года), Роберто, Паулиньо, Пинги. Одолев в чемпионате штата Рио извечных конкурентов «Ботафого» и «Фламенго», «Васку» отправился в европейское турне. В ходе многодневного круиза бразильцам на удивление легко удалось одержать восемь побед подряд! Причем в соперниках у кудесников ходили очень непростые команды: мадридский «Реал» (дважды ставший к тому времени обладателем Кубка чемпионов), парижский «Ресинг», лиссабонская «Бенфика». Девятая, последняя игра, должна была пройти в Киеве против «Динамо».
Естественно, закончить европейскую вылазку «Васку» хотелось на мажорной ноте. Но не тут то было! Уже в дебюте встречи гости попытались провести несколько своих фирменных атак, чтобы, поведя в счете, поиграть на одной ноге. Каково же было их удивление, когда киевская защита во главе с Виталием Голубевым редко давала довести дело даже до удара. Измотанные бразильцы пытались обойти центрального оборонца со всех сторон – тщетно, в итоге они были вынуждены сложить оружие. Во втором тайме «Динамо» резко прибавило – три точных удара Войнова, Терентьева и Каневского принесли хозяевам победу 3:1. Президент «Васку да Гама» Эдгар Кампос после игры был удивлен результатом, особенно отметив классную игру Голубева, он сказал: «Динамо» показало высокий международный класс. Если в техническом плане наши игроки не превосходили нас, то физическое состояние команды просто феноменальное. Именно это и предопределило исход встречи».
Мало кто знает, что за десять дней до этой встречи «Динамо» встречалось с другим бразильским клубом – «Байя» из Сан-Сальвадора. Эта команда по силе уступала «Васку», тем не менее звезды в ее составе тоже были: Жаир, Сантос, Отоней. Матч закончился такой же победой киевлян – 3:1. Наставник гостей Лоренци был щедр на похвалу «бело-синих», особенно «досталось» Войнову, Ерохину, Коману и, конечно же, Голубеву.
В составе – до последнего…
Несмотря на громкий успех, как нельзя лучше повлиявший на международный статус «Динамо», в родном чемпионате дела у киевлян не заладились. Сезон «бело-синие» начали необъяснимо слабо; вялая игра команды толкала Ошенкова на новые эксперименты, в конце концов, тренера все-таки попросили уйти. Начальником команды стал Остапченко, тренерами – Шиловский и Зубрицкий. Смена «рулевого» на положение Виталия Голубева в клубе не изменилось (хотя и предполагалось, мол, ушел Олег Ошенков – уйдет и его любимчик Голубев, которого Виталий Михайлович всегда считал крестным отцом). Он по прежнему был сильным и стабильным защитником, никогда не унывающим лидером коллектива, душой команды. Да и можно ли, по сути, за дружбу с бывшим начальником увольнять подчиненного? Тем более, что на Голубева обращали внимание даже тренеры сборной СССР: вместе с Макаровым и Фоминым в 1955 году Виталий Михайлович летал на игры в Индию. Входил Голубев и в украинскую сборную, неплохо выступившей на Первой Спартакиаде народов СССР.
Вернувшись в 1959 году в «Динамо», Олег Ошенков резко взял курс на омоложение состава – Турянчик, Сабо, Лобановский, Серебряников, Гаваши, Заяц, Сучков – всех их нашел и привез в Киев именно Ошенков. Но изменения никак не коснулись Голубева, «крестный отец» по прежнему верил Виталию, ни разу не намекнул на «пенсионный» возраст. Голубев отвечал чем мог – а именно преданным и беззаветным отношением к делу, а мог ли он по другому?.. Перед началом сезона на юге «Динамо» растирало в порошок всех соперников, не радовался лишь один Ошенков, убеждавший не ликовать раньше времени, набраться терпения – ведь ребята молодые, им пообтереться еще нужно. В итоге «наверху» восприняли эти просьбы за элементарную перестраховку своей репутации. Не в пользу Ошенкова были и результаты матчей начавшегося сезона – организация игры вроде бы была, а вот счет… Нетерпеливое руководство в разгар чемпионата вновь отправило Ошенкова в отставку, перед игрой с московским «Спартаком» пришел Вячеслав Соловьев.
Перед сезоном 60-го года молодые талантливые игроки выходили на ведущие роли, ветераны уходили по-разному: кто со скандалом, кто по тихому, кто доживал последние дни, безропотно уступая дорогу юным футболистам. К 34-летнему возрасту у Соловьева обоснованных претензий не было, да он их, в принципе, и не высказывал, хотя в душе и думал о скором разговоре по душам. Однако до него дело так и не дошло: немного послабив на предсезонных сборах отношение к дисциплине, Виталий Михайлович сам подписал себе приговор. Хотя все знали – Голубев никогда не был строгим «режимщиком», но ему прощали за стремление выкладываться на поле до конца. По большому счету, этот был лишь повод… Впрочем защитнику к тому времени врачи настойчиво рекомендовали завершить карьеру – еще в 1959 году в жесткой борьбе за верховой мяч ему нанесли тяжелую травму: после множества наложенных швов медики констатировали, что глаз бесповоротно поврежден.
А уже в 1961-м «Динамо» стало чемпионом страны. Надеть на шею золотую медаль Виталию Голубеву так и не довелось, но его вклад в тот долгожданный успех был велик. Многим позже Виталию Михайловичу после жестокой болезни ампутировали ногу, но он, будучи человеком необычайной мужественности, не дрогнув, принял удар судьбы. Затем последовала другая ампутация, но он продолжал поражать окружающих могучим оптимизмом. Он еще долго жил, потеряв возможность не только заниматься любимым делом, но и двигаться… Горсовет «Динамо» выделил и оплатил «Запорожец» с ручным управлением, помог соорудить гараж – помогали чем могли. Его вклад в развитие «бело-синих» не забудется никогда!..
Такое было
Однажды Виталий Голубев получил неприятную травму. Когда в раздевалке разрезали бутсу, по другому она с опухшей ноги не снималась, на пол хлынула кровь. Сидящий рядом футболист от ужасной сцены потерял сознание. Врач обильно залил рану йодом, а Виталий Михайлович спокойно пошел на поле, будто бы ничего и не произошло. И играл, как всегда – не избегая ни одного столкновения…
Цитатник
Андрей Биба о Виталии Голубеве: «Такой футболист не мог не владеть умами молодежи. Поражала обманчивость его внешности: плечистый, широкогрудый, словно штангист, он в игре демонстрировал такие чудеса гибкости и стремительности, мог делать с мячом такое, что зрители на трибунах срывались с мест!.. Когда я, придя в команду, поближе познакомился с ним, то убедился, каким чудесным человеком оказался кумир моей юности. Виталий Михайлович всегда оставался уравновешенным, в любых условиях непоколебимо добродушным, и по-отцовски опекал самых молодых членов коллектива, которым всегда оставалось на орехи, если в игре что-то не ладилось…»
О ком или о чем статья...
Голубев Виталий Михайлович