Войти

Максим Деменко: «Олег Иванович, когда вы вернетесь?»

«Спорт день за днем», 27.06.2011

В составе «Жемчужины-Сочи» роль первой скрипки на поле во многих матчах играет Максим Деменко. Один из коллег как-то усомнился: неужели тот самый? Да-да, именно тот, что защищал цвета киевского «Динамо», «Зенита» и «Спартака».

Казалось, он закончил. Когда игрок, набиравшийся футбольного ума-разума у колоритных специалистов Йозефа Сабо и Виктора Антиховича, выигрывавший кубки и медали под руководством Юрия Морозова и Олега Романцева, сначала исчезает из поля зрения, а потом «всплывает» в полулюбительском клубе, это указывает на эндшпиль карьеры. Но не зря один из бывших наставников Деменко говорил, что иногда для движения вперед нужно отойти назад. Так и произошло – победы в первенстве и кубке Краснодарского края стали для Максима не утешением завершающего большой футбольный путь мастера, а трамплином. Ныне титулованный маэстро решает вместе со своей командой более высокие задачи. Пусть пока и в первом дивизионе, куда 35-летний полузащитник вернулся спустя 12 лет.

Находимся не на своем месте

– Могли перед стартом турнира предположить, что к концу первого круга вверху таблицы будет настолько тесно? Что среди главных «толкающихся» окажется немало клубов, от которых не ждали подвигов…

– Скажу простую вещь – это футбол. А в нем ничего нельзя загадывать заранее или считать невероятным. Между прочим, в премьер-лиге сейчас схожая ситуация. Причем новые фавориты показывают очень достойную игру и по праву занимают свои позиции. Это добавляет интриги чемпионату.

– Допускаете, что такая плотность в таблице сохранится надолго? Или же через какое-то время все равно произойдет расслоение?

– Сейчас это невозможно сказать. Особенно с учетом того, что в этом сезоне у нас в какой-то степени проходит эксперимент: чемпионат будет проходить дольше обычного. Но если раньше путевок в премьер-лигу было только две, то теперь за счет переходных матчей четыре команды имеют возможность пойти на повышение. А значит, вполне возможно, борьба за первые четыре места будет вестись до самого конца. И претендентов может оказаться гораздо больше, чем раньше.

– В «Жемчужине-Сочи» вызывает беспокойство нынешнее отставание от лидеров? Или, учитывая длительность чемпионата, это воспринимается как временные трудности?

– Не буду скрывать: в таблицу мы поглядываем, и радости наше в ней место пока не вызывает. Учитывая задачу, стоящую перед командой, мы должны быть выше.

Первый дивизион шагнул далеко вперед

– Качество футбола в первом дивизионе изменилось в последнее время?

– Да, в том числе за счет команд, которые его в этом году пополнили. На днях, например, мы играли с новичком дивизиона, красноярским «Енисеем», и, помимо того что сама команда очень понравилась, видно, какое серьезное внимание уделяется футболу в этом регионе. Много зрителей на трибунах, современный стадион, хорошее поле – все это большой плюс для второго по рангу российского дивизиона.

– В целом инфраструктура соответствует спортивному прогрессу?

– На мой взгляд, да. Вообще я хочу отдельно отметить, что сам по себе статус турнира стал значительно выше. И дело не только в том, что появилось больше интересных команд с высокими амбициями. Само отношение к этому соревнованию стало другим – теперь матчи каждого тура становятся доступны для просмотра по телевидению, причем показывают игры многих клубов, а не ограниченного круга. Кроме этого, гораздо больше стало публикаций в прессе о турнире, во многих СМИ можно увидеть подробную информацию о событиях.

– Согласны, что здесь можно найти пополнение для сборной России?

– Насчет первой сборной вопрос очень сложный. Даже не знаю. Все-таки уровень игроков в национальной команде высок, и к тому же сборная давно имеет свой костяк. Но вот что касается молодежной сборной, то первый дивизион запросто может в какой-то степени стать ее донором. Яркий пример – игрок нашей команды Александр Зотов является капитаном молодежки. Это отличная реклама для турнира.

– Длительные перелеты влияют на качество игры?

– Очевидно, что это влияет на физическое состояние – после долгих вояжей требуется время на восстановление. Но вот сказывается ли это на игре? Думаю, что нет. И примеров тому достаточно. Так, мы после перелета на другой конец страны уверенно взяли три очка во Владивостоке у «Луча-Энергии». А, скажем, домашний матч против «Факела» у нас не получился. Так что, по моему мнению, качество футбола от дальности дороги не зависит.

– Может быть, стоит все-таки разделить первый дивизион на группы по географическому принципу?

– Это может быть оправдано с экономической точки зрения. Но ведь если мы говорим о качестве футбола, то надо думать и о болельщиках. А в таком случае они окажутся обделенными: ведь во всех регионах есть интересные команды, и получится, что многих потенциально хороших матчей турнир недосчитается. Полагаю, на статусе турнира это скажется отрицательно.

Почему мы должны играть в жару?

– Вы сказали много позитивного, но неужели нет места для отрицательных моментов?

– Есть. Чего я не могу понять – так это стремления назначать начало матчей на середину дня. Особенно это актуально летом: игра в жару в самом деле может и на самой игре сказываться не в лучшую сторону, и более длительного восстановления потом требует. Никак не возьму в толк, почему нельзя назначать матчи на вечернее время вместо трех часов дня?!

– Может быть, такие условия диктует телевидение?

– Допускаю такое. Тогда тем более мы должны думать об увеличении числа интересных матчей – чем больше их будет, тем более привлекательным наш турнир станет для телевидения. Наверное, в такой ситуации вести речь об удобном для футболистов времени начала матчей станет проще.

– Выступая за краснодарское «Динамо», верили, что вернетесь на более высокий уровень?

– Мне интересно было помочь команде из родного города добиться прогресса. Но еще я всегда ценил и продолжаю ценить человеческие отношения: ко мне хорошо относились в «Динамо», где я был одним из самых опытных игроков, и мне хотелось своей отдачей отблагодарить руководство. Притом что предложения от профессиональных клубов у меня и тогда были.

Не верили, что все пропадет даром

– Финансовые проблемы в «Жемчужине-Сочи» накануне старта сезона едва не привели к роспуску команды. Как пережили время неопределенности?

– Мы старались заниматься своим делом – думали о задачах и концентрировались на работе. А насчет проблем – мы все-таки были уверены, что не зря была проделана такая работа, не напрасно же хозяин клуба столько сил и средств вложил, чтобы бросать дело на половине пути.

– Слухи о том, что клуб на грани краха, вызывали беспокойство?

– Футболисты ведь живут не в каком-то отдельном мире – они тоже читают газеты, в курсе новостей. Но когда я встречался с нашим президентом, он меня заверил, что все будет в порядке, все проблемы решаемы. Через ваше издание хочу выразить благодарность Дмитрию Леонидовичу Якушеву – ведь он в одиночку содержит наш клуб, делает все для его развития. И, кроме него, никто большим футболом здесь не занимается. Даже в трудных ситуациях он продолжал делать все для команды. Побольше бы нашему футболу таких людей!

– Предсезонные сложности в вашем клубе совпали с дискуссиями о наиболее эффективной форме собственности. И именно ситуацию в Сочи приводили в пример противники того, чтобы клубы становились частными…

– Я все-таки считаю, что будущее за частными клубами. Так как люди, приходящие в спорт и вкладывающие в него, как никто другой заинтересованы в успехе. Если задуматься, от этого успеха зависит в том числе и деловая репутация бизнесмена. Что же касается нашей команды, то уверен: мы вместе с президентом достигнем своей цели, и город – столица Белой олимпиады будет представлен в премьер-лиге.

Счастливый футбольный путь

– Несмотря на то что вы бутсы вешать на гвоздь не собираетесь, наверное, какие-то итоги подвести уже можно. Довольны своей карьерой?

– Даже очень. Я счастливый человек – поиграл за два самых титулованных клуба в истории еще советского футбола – «Динамо» (Киев) и «Спартак», выступал за «Зенит», который сейчас является сильнейшим клубом страны. Поработал с выдающимися тренерами. Играл в одной команде с Аршавиным и Кержаковым, которые уже много лет на ведущих ролях в сборной и с которыми во многом ассоциируется российский футбол. Могу только порадоваться столь богатой на события и имена карьере.

– О чем-нибудь жалеете?

– Только о том, что в сборной по большому счету так и не сыграл. А ведь была такая возможность, но по молодости лет я сам ее и не использовал.

– Каким образом?

– Когда национальную команду возглавлял Романцев, костяк команды составляли спартаковцы, в том числе и бывшие. Это вполне объяснимо: тренеру проще работать с игроками, которых он хорошо знает. Тем более сборная собирается редко и на короткое время. Шанс оказаться в ней в бытность Олега Ивановича наставником главной команды страны у меня был, ведь он приглашал в «Спартак».

– Что помешало именно тогда надеть красно-белую форму?

– Не что, а кто. Я сам. Рассудил так: «Игроки у Романцева сплошь высококлассные, конкурировать мне с ними будет сложно. А сидеть на скамейке я не хочу». В итоге на переход не решился.

– Будь возможность повернуть время вспять, поступили бы по-другому?

– Конечно! Надо было пробовать себя на более высоком уровне, цепляться за свой шанс. Увы, иногда понимание таких вещей приходит, когда уже ничего нельзя изменить.

Познал оба подхода к игре

– В 2003 году вы все-таки оказались в «Спартаке». И хотя с Романцевым проработали недолго, успели понять секрет его многолетних тренерских успехов?

– Для этого много времени и не требовалось. Стоило принять участие в нескольких тренировках, как становилось понятно, насколько точны замечания Олега Ивановича, насколько глубоко он понимает футбол. А «квадраты» на ограниченном пространстве, где требования к скорости мысли и технике исполнения были сверхвысокими, наглядно давали понять секрет фирменного спартаковского футбола.

– До этого вы играли в «Зените» у Юрия Морозова, который культивировал футбол, присущий киевскому «Динамо». Это в самом деле два принципиально разных подхода к игре?

– Сейчас, проведя почти два десятка лет в большом футболе, я могу по этому поводу сказать вот что: с одной стороны, эти стили в самом деле отличаются – один олицетворяет скорость, мощь, фланговые атаки, другой – комбинации, изящество, большое количество передач. Но при всех отличиях именно эти два стиля объединяют все лучшее, что есть в футболе. Являются двумя глобальными подходами к игре, которые используют в зависимости от предпочтений и традиций все команды мира.

– Сами себя игроком какого стиля считаете?

– Когда я попал в «Спартак», то сделал для себя неожиданное открытие. Ведь до этого я играл и в киевском «Динамо», и в «Зените», что-то у меня там получалось. А потому считал, что я скорее игрок скоростно-силового типа. Но, увидев изнутри тренировочный процесс в «Спартаке», почувствовал, как получаю от него удовольствие. Почувствовал, что при новых требованиях у меня тоже неплохо получается.

Пусть сын сам сделает себе имя

– Какими победами гордитесь больше всего?

– Все вызывали огромный прилив эмоций и стали по-настоящему значимыми. Как описать словами состояние молодого футболиста, ощущающего себя частичкой великого киевского «Динамо», выигравшего очередной чемпионат СССР!? Навсегда со мной и наша бронза с «Зенитом». Это были первые медали клуба в российских чемпионатах, прямо на моих глазах в Питере всколыхнулся интерес к футболу, я чувствовал, что приложил руку к историческому успеху. А как забыть выигрыш Кубка России в составе «Спартака»? Между прочим, это был последний трофей, завоеванный красно-белыми.

– И последний успех Романцева. Вас не удивляет то, что он уже много лет находится в стороне от больших футбольных дел?

– Еще как удивляет! Я уверен, что даже после длительной паузы он сохранил великолепное понимание футбола, умение ставить эффективную и зрелищную игру. И наверняка бы оказался востребован. Поэтому, будь у меня возможность взять у него интервью, то обязательно бы спросил: «Олег Иванович, вас ведь наверняка хотят пригласить многие команды, болельщики с удовольствием бы смотрели игру, которую вы ставите своим игрокам. Почему вы не возвращаетесь в большой футбол?»

– Какой город из тех, где играли, оставил наибольший след в душе?

– Признаюсь, абсолютно со всеми городами связаны приятные воспоминания. Но выделю, пожалуй, Питер. В городе на Неве «Зенит» – единственная команда высокого уровня. И ощущение большого внимания и обожания болельщиков сильно привязывает к городу. При этом Петербург очень красив и неповторим. Нередко туда приезжаю и получаю огромное наслаждение, просто прогуливаясь по улицам.

– Максим Деменко-младший продолжает футбольную династию в семье?

– Да, занимается с ребятами 2002 года рождения в краснодарской футбольной школе. Я очень рад, что он влюблен в футбол. Занимается не потому, что просто пошел по стопам отца, а потому что это нравится ему самому. Это очень важно.

– Вас на поле напоминает?

– Играет, как и я, на позиции центрального полузащитника. Но от сравнений мне бы хотелось уйти. Потому что, надеюсь, он сможет зарекомендовать себя в футболе таким образом, что его будут воспринимать в первую очередь как самостоятельную личность.

О ком или о чем статья...

Деменко Максим Владимирович