Войти

Ведущий вперёд

«Футбол-Хоккей», 1973

При всей кажущейся нелогичности своих действий Геннадий Еврюжихин и есть тот футболист, который на протяжении последних лет задает темп и тон атакам московского «Динамо». Замысловатые геометрические фигуры, вычерчиваемые им в стремительном продвижении с мячом, запутывают соперников, и партнеры его, увлекаемые необычайной энергией товарища, идут – не могут не идти! – вперед.

Я хорошо помню дебют Еврюжвхина в высшей лиге летом 1966 года и восторженное удивление трибун, сопровождавшее его игру на протяжении всего матча. Помню, как он рвался к воротам и бил по ним из всех положений – мыслимых и немыслимых. Эта редкая целеустремленность и энергичность вызвали к нему тогда симпатию зрителей, которая сохраняется и до сих пор.

Поначалу он удивлял не только зрителей, но и специалистов. Еврюжихин часто бил по воротам из позиций, про которые обычно говорят «безнадежные», но удивительно – мяч, направленный им, оказывался в сетке. Он и потом вгонял в краску вратарей после этих своих полуударов-полунавесов. Напомню один такой гол – в матче со сборной Шотландии в Москве в 1971 году, когда наша команда выиграла – 1:0. Еврюжихин направил тогда мяч метров с семнадцати в сторону ворот верхом. Казалось, простой навес, и никто так толком не понял, почему же все-таки мяч оказался в сетке. Один такой гол случайный, второй, допустим, тоже, ну, а если их больше?..

Позже, когда я услышал историю Еврюжихина-футболиста, мне многое стало ясным в его игре. Из нашей беседы с ним и вы узнаете о ней, а пока я подчеркну лишь одно – первую свою настоящую тренировку в футболе Еврюжихин провел только в 21 год. Для современного игрока это слишком поздно. И какими же надо обладать способностями и трудолюбием, чтобы без настоящей футбольной школы стать ведущим футболистом страны, игроком сборной СССР (к моменту этой беседы Еврюжихин провел в ней 36 матчей)!

– Как началась ваша футбольная карьера, Геннадий?

– Жил я в Казани. Между прочим, в одном дворе с Николаем Осяниным. Правда, играть вместе с ним мне пришлось только в уличной команде. В заводской же, где мы с ним состояли, – ни разу! Коля был старше на три года и все время шел впереди меня. Я – в мальчишках, он – в юношах, я в юношах, он – во взрослой команде. Играть нравилось, любил я футбол, но имели мы о нем смутное представление. Каждый играл во что горазд. Тренировки были примитивные – только били по воротам. Подсказать что-нибудь, объяснить или прием показать какой-нибудь было некому. Телевидение в ту пору футбол еще широко не показывало, а на игры казанской команды класса «Б» нам, мальчишкам, попасть было трудно – жили мы в 12 километрах от центра города.

– Так продолжалось до…

– …осени 1963 года. В 19 лет я поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. Стал студентом, жил в общежитии. Как отличник, получал повышенную стипендию. В футбол играл в основном зимой, на деревянной баскетбольной площадке. Помню, что за один сезон этих импровизированных игр у меня резко улучшились скоростные показатели. Если осенью я пробегал 100 метров за 13,5 секунды, то весной в кедах – за 12,2. Уже потом, в московском «Динамо», тренер по легкой атлетике говорил мне – переходи, мол, к нам, через год будешь бегать 100 метров за 10,5. Разговор носил, конечно, шутливый характер – меня от футбола уже оторвать было нельзя…

– Но прежде московского «Динамо» было ленинградское…

– А еще раньше – «Локомотив», в молодежной команде которого я выступал в 1964 году на первенство Ленинграда по второй группе. Золотые были времена! Каких только голов я тогда не забивал! Один раз даже с центра поля с лета послал в сетку мяч, выбитый перед этим вратарем. В «Локомотив» меня пригласил один из его тренеров, увидевший мою игру на деревянной площадке. В этом же году я был включен в молодежную сборную Ленинграда и участвовал в «Кубке надежды». Только после этого я оказался в ленинградском «Динамо». Уговорил меня туда перейти известный в прошлом футболист, судья всесоюзной категории Аркадий Иванович Алов. Он и стал моим первым настоящим тренером. Учеба шла своим чередом, хотелось попробовать свои силы и в команде мастеров. Провел поначалу два матча за дубль, а потом стал и основным игроком. Удачным для меня был сезон дебюта. Забил я в чемпионате второй группы класса «А» 15 голов, успешно играл и в Кубке СССР.

– И вы оказались в центре внимания…

– Еще какого! Меня приглашали «Зенит», ЦСКА, «Спартак», московское «Динамо»… Честно говоря, тогда голова кругом пошла. Никак не мог уразуметь, что происходит. Ведь до этого не думал, не мечтал о большом футболе… А тут предложения одно заманчивей другого!

– И выбор пал на московское «Динамо»?

– Да. Долго думал и решил: если уж есть у меня футбольные способности, то надо играть в хорошей команде. Динамовцы, во-первых, были одноклубниками. Во-вторых, мне почему-то всегда хотелось играть в команде вместе с Численко. Помню, что первым, кого я встретил из динамовцев, был Яшин.

– Помнится, и в первые годы выступлений за московское «Дияамо» вы провели в ворота соперников немало голов. Что же случилось потом? Почему мало стали забивать?

– Сам, но пойму. Думаю об этом беспрестанно. Ведь моменты есть, а голов и в самом деле мало. Видно, все-таки играть по-другому стал. Раньше терзал защитников соперника, убегал от них, удачно действовал на опережение во время прострелов и забивал, забивал… Сейчас же все норовлю в пас сыграть. Несколько раз ловил себя вот на какой мысли. У крайнего нападающего есть два главных варианта игры при встрече с соперником: уйти с мячом на фланг или рисковать, обходить защитника и прорываться по центру. Так вот если раньше я, как правило, выбирал второй вариант и благодаря этому добивался результата, то теперь чаще ухожу на край и делаю передачу партнерам. Стереотип уже какой-то выработался.

– Были, вероятно, все-таки какие-то обстоятельства, повлиявшие на изменение вашей манеры игры?

– Возможно, сама мапера игры московского «Динамо». Ведь я раньше в пас вообще не мог играть. У нас же в команде не играть в пас никак нельзя, потому что главный ее принцип – коллективная игра. Обстоятельства меня и заставили уделить большое внимание игре в пас. Может быть, я и переусердствовал.

– Трудней ли стало играть в последние годы?

– Безусловно. Меня уже все хорошо знают и опекают значительно внимательней. Раньше за игру бывало до десяти толевых моментов имел, а сейчас в лучшем случае два-три. Научились защитники подключаться к атакам, и нам, нападающим, стало неизмеримо тяжелей.

– Вы игрок, зависимый от партнеров?

– А как же? Прежде всего, от полузащитников.

– Кто же ив них вам больше всего по душе?

– Гусаров и Маслов. Оба они знали, в какой момент мне надо отдать пас. Выиграл я у защитника хотя бы полкорпуса и… получаю мяч. Гусаров особенно тонко чувствовал обстановку да и технически выполнял передачи безупречно. Наши же нынешние молодые полузащитники то в дело заигрываются, медлят с пасом да и игру часто строят для себя – передачу делают только затем, чтобы с ними в «стенку» сыграли. Один Долматов, как мне кажется, владеет у нас пасом. Понимаете, что получается – оторвался от соперника, открылся вдали, а передачи не дождешься. Или не умеют они длинный пас дать, или боятся рисковать. Есть, конечно, риск мяч потерять, но ведь зато острота атак другая! Идет у нас игра – вдвоем против одного защитника оказываемся, и жди тут острого момента.

– Вот уже много лет про московское «Динамо» говорят, что по подбору игроков команда никому не уступает. Почему же она никак не может выиграть звание чемпиона?

– В нашей команде в последние годы появилось немало способных молодых игроков. Многие из них выступали даже в сборной страны. Так что с составом вроде бы все в порядке. В футболе, однако, не всегда следует сравнивать силы команд вообще – по именам игроков, по их потенциальным возможностям. Надо каждый раз смотреть конкретно, что тот или иной футболист делает на поле. С сожалением должен признать, что наши игроки слишком часто играют неровно. Причина – в самих футболистах. Каждый из нас должен сам отвечать за свою подготовку к матчу. Не все, однако, чувствуют эту ответственность. Вот и получается, что, как правило, у нас один-два игрока (причем разные) чуть ли не обязательно в той или иной встрече играют не в полную силу – то настроения пет, то еще что-нибудь… Когда же за победу борются не все одиннадцать, то на хорошие показатели рассчитывать трудно. Поэтому-то, не уступая в подборе игроков, скажем, лидерам нынешнего сезона – киевлянам и ереванцам, мы проигрываем им в не менее важном качестве – умении мобилизоваться на каждый матч.

– В последние годы у всех команд заметна тенденция к сокращению числа нападающих. Вы за это?

– Думаю, не от хорошей жизни те же киевляне проводят матчи с одним нападающим. И у нас часто выходят на поле только два форварда. Причины вроде уважительные: не в форме, к примеру, Байдачный или Эштреков, больны Козлов или Гершкович. На мой взгляд, нападающих должно обязательно быть три, из них два – крайних. Футбол от этого интересней становится! Верно, что при моей манере игры мне нужен большой простор и вроде бы лучше, когда всего два нападающих. Но когда у нас справа, скажем, играл Владимир Эштреков, находившийся в хорошей форме, то он к себе приковывал такое внимание, что мне хватало и простора, и возможностей для атаки.

– Как вы понимаете популярный ныне принцип, вернее, одну его часть: «все – в атаке…»?

– Конечно, это не значит, что все должны идти вперед сразу. Главное – занять позицию, удобную для продолжения атаки. У нас как часто бывает? Отдал пас и остался стоять на месте, посчитав, что свое дело сделал.

– Если бы вас попросили дать характеристику форварду Еврюжихину, что бы вы сказали?

– Сказал бы, прежде всего, о недостатках. С техникой, конечно, у меня не все благополучно. И очень жалею, что не представилась мне в детстве возможность поступить в какую-нибудь футбольную школу… Понимаю также, что надо быть смелее в игре, агрессивнее… И опять-таки спортивный характер надо было закалять раньше!

– А как, кстати, у вас с учебой?

– Перевелся я в Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

– Довольны ли вы своей футбольной судьбой?

– Еще бы нет! Ведь я, повторяю, никогда не думал и не мечтал о большом футболе, а тут – игрок московского «Динамо»! Много раз выступал в составе сборной СССР, участвовал в чемпионатах мира, Европы, олимпийских играх, финале Кубка кубков. Конечно, многие надежды не сбылись. Я имею в виду результаты участия в этих турнирах. Обидно, что ни разу не был чемпионом страны.

О ком или о чем статья...

Еврюжихин Геннадий Егорович