Войти

Валерий Есипов. «Быть всем в одной упряжке»

«Футбол», 03.1994

В 1992 году за ним охотилось сразу несколько команд, в том числе и именитых, но он в итоге оказался в «Роторе», клубе с давней историей, но звезд с неба в последнее время, как говорится, не хватавшем. И вот в минувшем сезоне в его составе он добился первого в своей футбольной жизни крупного успеха – серебряной медали первенства России. Значит, выбор, который он сделал, пусть и по воле случая, оказался верным? Что ж, для игрока это немаловажный фактор – найти свою команду. Свою единственную, по своим способностям, по своим интересам, по своим взглядам на футбол.

С Валерием Есиповым, нападающим волгоградского «Ротора» и молодежной сборной России, а речь идет именно о нем, мы встретились на одной из последних тренировок сборной перед ее отлетом на первый четвертьфинальный матч с французами. И на предложение об интервью он с какой-то необыкновенной простотой и открытостью тут же согласился, сказав: «Пожалуйста, с удовольствием». Признаюсь, поначалу не придал этой фразе особого внимания, но потом, уже в процессе разговора, ясно ощутил в этом пареньке ту самую незатейливую открытость, не побоюсь этого слова, русской души, которая постепенно, но неумолимо, на мой взгляд, исчезает сейчас из нашей непростой современной жизни.

– Насколько я знаю, Валерий, ваш путь в «Ротор» изобиловал крутыми виражами, где на большой скорости немудрено было и в кювет вылететь, так?

– Похоже, что да.

– Тогда давайте об этом поподробнее, и начните с самого начала – кто вы и откуда родом?

– Родом я из Курской области, из маленького города Щигры. В футбол более-менее серьезно стал играть лишь после окончания 10-го класса. Почему серьезно? Да потому, что в отличие от других мальчишек, живущих в крупных городах, в специализированной школе не занимался, а просто с 8 утра до 8 вечера гонял с ребятами мяч во дворе. Так вот после окончания школы начал выступать за команду завода «Счетмаш» на первенство России. Там-то меня и заметил старший тренер курского «Авангарда» Александр Иванович Галкин и пригласил в команду. Его-то я считаю своим по настоящему первым тренером. А в начале 1992 года меня уже пригласили в воронежский «Факел».

– И здесь начались крутые виражи?

– Да, когда я переехал в Воронеж, мне, а я уже был женат, и жена ждала ребенка, обещали квартиру, но дали служебную. И вот после того как «Факел» крупно – 0:6 – проиграл в очередном туре московскому «Динамо», меня и позвали в киевское «Динамо». Пообещали по тем временам большие деньги, хорошую квартиру, служебный «Мерседес» и все такое прочее. Не в оправдание себе скажу, но, думаю, что от такого предложения мало кто отказался бы. И я, грубо говоря, сбежал в Киев. И все бы ничего, но вскоре там же очутился и Виктор Леоненко из столичного «Динамо». И вот тут-то от его перехода и пошли скандальные круги по воде, которые рикошетом задели и меня. Я имею в виду серьезную угрозу дисквалификации. Успели мы с ним сыграть за «Динамо», наверное, игр семь, а потом на наше дальнейшее выступление был наложен запрет. А надо сказать, что уже на второй день моего пребывания в Киеве мне позвонили из Волгограда и предложили: мол, давай возвращайся в Россию – мы тебе дадим все, что ты имеешь там. И когда нас с Леоненко все же дисквалифицировали, причем тогда неизвестно было, насколько, да к тому же мне в отличие от Виктора, которому руководство «Динамо» пообещало очень хорошие подъемные, чтобы он только держался и не уезжал, ничего такого сказано не было, я и решил принять предложение «Ротора». И в конце второго круга того же года оказался в Волгограде. Причем я бы хотел особо подчеркнуть, что президент «Ротора» Владимир Горюнов сразу по приезде в Волгоград выполнил абсолютно все обещания, данные мне по телефону.

– Если не возражаете, давайте продолжим эту материальную сторону футбола. Так что же вас больше всего прельщает в нем – непосредственно сама игра, деньги, популярность, возможность повидать разные страны – что?

– Понимаете, когда я начинал играть в футбол в маленьком городишке, тогда о деньгах и разговора-то никакого не было. Мой отец мечтал, чтобы я выступал во второй лиге за наш курский «Авангард», и ни он, ни я, ни о каких материальных благах тогда и не мечтали. Поэтому поначалу у меня была просто любовь к футболу. Затем эта любовь преобразилась, я бы сказал, в обыкновенную работу. Знаете, как рабочий-слесарь идет на завод, так и я шел на тренировки и на игры. И все было, как на работе – иногда шло хорошо, в охотку, а иногда думал: все – брошу, надоело, тяжело. Но терпел. Потом, когда перешел из второй лиги в первую и семьей обзавелся, надо было не просто по-любительски играть, а зарабатывать на жизнь, то есть возник уже денежный вопрос. Стал цепляться за каждую игру, чтобы получить премиальные за победу, чтобы мог, допустим, прийти домой – купить жене какой-то подарок. Ну, а в Волгограде в тот серебряный для нас год уже пошел определенный интерес – получить какую-нибудь медаль и в то же время повышенное вознаграждение – в общем, все было вместе. Представьте себе человека, который живет в небольшом городке, можно сказать, большой деревне, с населением-то всего в 30 тысяч, когда каждый житель его знает, причем с детства, и он вдруг начинает выступать за известную команду, забивать голы, получает медаль – это ведь для него так приятно. По крайней мере теперь в Щиграх вспомнят не только меня, но, наверное, и моих школьных преподавателей, которые учили меня уму-разуму. Или вот, скоро я закончу институт физкультуры, может быть, в будущем буду тренером, так тем мальчишкам смогу не только что-то рассказать, но и показать эту серебряную медаль первенства России. Так, что, на мой взгляд, в футболе есть и должно быть все – и любовь к игре, и деньги, и популярность. Это жизнь, и от этого никуда не деться.

– А какие негативные качества отечественного футбола на сегодня вы считаете основными?

– Договорные матчи и грубость, точнее, вольная ее трактовка арбитрами. И если с грубостью бороться проще, на мой взгляд, судьям надо строго придерживаться буквы закона, то есть руководствоваться не личными эмоциями, а правилами игры. Для арбитра должно быть безразлично, игрок какой команды, допустим, «Спартака» или «КамАЗа», нарушил правила. Если был удар сзади по ногам или фол последней надежды, то любой футболист должен быть удален с поля. У нас же судьи частенько смотрят не на само нарушение, а на имя, как игрока, так и команды, за которую он выступает.

– Хорошо, а с договорными матчами дело обстоит сложнее?

– Да, мне кажется, договорных игр нам просто не избежать. Как это говорится, если есть опрос, то будет и предложение. У одного человека в одной команде один контракт, у второго в другой – иной, а жить-то ведь каждому хочется. И если какому-нибудь футболисту предлагают определенную сумму, чтобы сделать игру, то люди-то ведь разные – один может взять, другой отказаться. Все зависит от воспитания, от внутренних качеств каждого из игроков.

– А вам лично когда-нибудь предлагали деньги в обмен на определенного сорта услуги в предстоящем матче?

– Да, мне предлагали, но я отказался.

– И вы можете назвать – кто?

– Нет, поскольку, я думаю, это касалось не только меня одного. И был очень рад, что мы у этой команды дома, хотя игра складывалась очень тяжело, все-таки выиграли.

– Значит, если я правильно понял, вы стоите в футболе за высшую справедливость?

– Да.

– Интересно, и как вы лично внутренне миритесь с этими недостатками? Не возникает ли у вас иногда чувства внутреннего протеста против всего этого? И не подвигнет ли это вас когда-нибудь на решительный протест-либо отказ от участия в договорном матче, либо на публичное заявление о том, что тот-то и тот-то предлагал вам деньги за сдачу игры. Или вы считаете, что на то не надо идти и с этим должны бороться либо другие люди, либо другие организации?

– Я считаю, что договорные игры идут, прежде всего, от тренеров. Реже бывает и так, что три-четыре футболиста в курсе, а остальные – нет. В этом случае бывает особенно тяжело. Почему? Когда восемь человек бьются, а трое знают, что у них в кармане деньги, и просто, как мы говорим, «катаются», то здесь бывает просто невыносимо психологически, и доказать что-то очень трудно. Хотя, помните, прошлогодний матч «Жемчужина» – «КамАЗ»? Даже по тем отрывкам, которые показали в передаче «Гол», все было прекрасно видно.

– А наш РФС или ПФЛ должны с этим бороться, тем более вы говорите, что все было прекрасно видно?

– А как бороться? Ведь достоверных доказательств нет.

– Но если кто-то хочет, именно хочет, это доказать, то есть поймать высокодоговаривающиеся стороны за руку, можно же, в конце концов, обратиться к следственным органам, которые знают, как это доказать?

– Не знаю…

– А как же недавний пример с «Марселем», где взяли и доказали? Значит, на Западе можно, а у нас нельзя?

– Вот именно, у нас пока нельзя. У нас, мне кажется, пока не тот строй, не та, что ли, социальная база, вот когда за руку кого-нибудь поймают, вот это будет доказательство. А не пойман ведь не вор, так? А пока будут лишь одни эмоции, никто и ничего никогда не докажет.

– Да, какой-то замкнутый круг получается. Ну, хорошо, давайте отойдем от «тих неприятных дел и поговорим лучше о чем-нибудь хорошем, например, о вашей команде. Можете вы назвать тройку лучших, на ваш взгляд, футболистов по итогам прошлого сезона?

– Могу. Веретенников, Ледяхов, Пятницкий.

– И вы действительно считаете, что Веретенников был лучшим, или «то чисто клубные пристрастия?

– Поверьте, ничего личного здесь нет. Олег Веретенников, я считаю, единственный человек, показавший или предъявивший что-то новое в минувшем сезоне. По крайней мере «Ротор» он вытащил практически один на своих плечах. То есть именно он забивал больше решающих мячей, чем кто-либо из нас. Веретенников играет, как говорят, «под нападающими», и в этом амплуа он, на мой взгляд, является в нашем футболе сильнейшим.

– А какие, по-вашему, сильные и слабые стороны нынешнего «Ротора»?

– К сильным я бы отнес прежде всего молодой и дружный коллектив команды. И потом, у нас появились сейчас очень хорошие крайние хавбеки – Хузин из Казани и Жуненко. Слабые места? Они есть у каждой команды, В нашей я бы назвал все-таки несбалансированность линии полузащиты.

– А какая главная проблема стояла перед командой в минувшем сезоне?

– Тут ответ однозначен – игры на выезде. Очень они нам тяжело давались, особенно во втором круге, когда уже каждому клубу позарез нужны были очки. Поэтому удерживались мы наверху в основном благодаря победам дома, где во многом нам помогали болельщики, почти всегда до отказа заполнявшие трибуны стадиона.

– И чем вы объясните этот фактор чужого поля?

– Мне кажется, мы на игры в гостях не могли должным, образом настроиться. То есть настрой был такой же, как и на домашние матчи, но в гостях это не проходило. Хотя в принципе, когда нам очень нужны были очки, когда деваться было некуда, мы собирались и бились в гостях до конца. Но часто сами допускали грубые промахи, ошибки. Правда, футбол без ошибок – это тоже не футбол. Было и несколько случаев необъективного судейства. А так, в целом, чаще проигрывали в гостях из-за своих невнимательности и несобранности. Ну как иначе можно объяснить наше поражение во втором круге от нижегородского «Локомотива» – 2:3, хотя после первого тайма вели 2:1? Или бездарное по игре поражение в Москве от «Асмарала» 0:1?

– А как вы думаете, в предстоящем чемпионате у «Ротора» будет больше проблем или меньше?

– Не знаю, как насчет проблем, а то, что будет тяжелее, – это точно. Поскольку надо будет всем, и прежде всего самим себе, доказывать, что прошлогодний успех был не случайным. То есть надо будет отстаивать свой имидж в то время, как большинство других команд уже не будет относиться к нам с этакой легкостью – мол, подумаешь, какой-то «Ротор» приехал.

– Ну, а как «Ротор» будет в этом году играть в Кубке УЕФА?

– Я считаю, лишь бы нам до первой игры не перегореть. Если мы, дай Бог, пройдем первый круг, то во втором нам будет уже просто легче. Почему? Ну, во-первых, ажиотаж, волнение, да и первый блин обычно бывает комом. А нам бы надо, как говорится, сначала притереться к играм на таком уровне, почувствовать на себе, а не понаслышке, что это за уровень. Потом, у большинства из нас все-таки нет опыта таких встреч. И надо хоть чуточку его приобрести. Попробовать, что это такое.

– Хорошо, давайте еще раз переменим тему и поговорим непосредственно о вас. Ну, например, когда вы окончательно обрели уверенность в себе как игрок? Был такой момент?

– Да, был. В том году я поначалу не всегда попадал в основной состав, по разным причинам, суть не в этом. Но после того как впервые вышел с начала игры на матч против «Ростсельмаша» в Ростове и забил два мяча, а потом в Волгограде, где до этого я в официальных матчах за «Ротор» ни разу не отличался, забил еще и «Асмаралу», все как-то у меня потихонечку пошло на лад. И уверенность появилась, и твердое место в основном составе занял.

– А как вы считаете, какое человеческое качество должно быть главным у бомбардира?

– Мне кажется, чтобы человек был… общительным, во! Это мое мнение.

– Довольно любопытное суждение. А вы сами человек общительный?

– Да, я очень и очень общительный. Я знаю нескольких игроков, которые любят вращаться только вокруг тренеров. Такие люди, как правило, не приживаются в коллективе. На мой взгляд, когда человек находится в коллективе, то он должен быть вместе с ребятами, как говорится, в одной упряжке. Тогда и на поле легче. Бомбардиру тем паче.

– А что дал футбол вам как человеку?

– Я думаю, что футбол прежде всего подарил мне друзей и общение. Я ведь раньше вращался в очень узком кругу, а сейчас, когда стал играть в высшей лиге, выступать за молодежную сборную, этот круг общения и друзей необычайно расширился. Взять ту же сборную. Ведь там игроки и из «Спартака» и из «Динамо», и из «Торпедо», и из ЦСКА.

– А должен ли, на ваш взгляд, меняться футбол?

– Он менялся и будет меняться. С течением времени, жизни. Ну кто бы мог раньше предположить, что в современном футболе будут такие скорости или жесткая персональная опека? Каким он будет в будущем? Кто знает? Может, будут играть в семь-восемь нападающих и в два защитника? Это непредсказуемо, как, собственно, и сам футбол.

– Хорошо, а что вы обычно делаете, когда не играете в футбол?

– О, тут сразу наваливаются семейные проблемы – надо и в магазин сходить, и с дочкой Валерией, которой год и восемь месяцев, погулять. Еще я с ней люблю танцевать.

– Как это танцевать?

– Очень просто. Включаю музыку и танцую. Или выходим во двор, берем мячик, собираем вокруг себя бездомных собак и играем. А еще люблю возиться с машиной, вообще технику люблю и музыку, не только современную.

– Скажите, а жена разделяет ваше увлечение футболом?

– Наташа? О, тут целую повесть можно написать. Когда мы с ней только познакомились – я уже играл во второй лиге, а она еще училась в 10-м классе. Так вот тогда она ни малейшего понятия не имела об этой игре. А вот после свадьбы все вдруг изменилось. У меня даже теща теперь все правила игры знает. А жена само собой знает все. Кто как играет – хорошо или плохо, почему судья пенальти не дал. А в прошлом году такой был случай. Играем дома с московским «Динамо». И надо же такому случиться, что я на первых минутах метров с трех не забиваю верный гол. В общем, отыграл я первый тайм, а в начале второго меня заменили. Прихожу домой, а Наташа мне с порога заявляет, мол, ты можешь возвращаться в Курск играть или взять палку и идти коров пасти. И так мне стало тогда обидно, о-о-о. Я даже не знал, что делать. В общем, вскипел и говорю ей, чтобы больше на стадион не приходила. Но на следующий матч с московским «Спартаком» все же пришла, и в принципе все тогда прошло нормально, мы выиграли. Ну, а когда домой после победы возвращаешься, особенно с выезда, то в квартире чистота, порядок, все ждут тебя, пирог там или торт испекут. Так что супруга у меня заядлая болельщица. И вообще она у меня золотой человек. Ну во всех делах – и спортивных, и жизненных – понимает. Бывает, придешь домой, после игры ли или тренировки, усталый, настроение нулевое, делать ничего не хочется, а она подсядет рядом, подбодрит, предложит сходить куда-нибудь. Ну и сразу отвлечешься, забудешься.

– Вам, наверное, не раз приходилось общаться с журналистами. Интересно, как вы к ним относитесь?

– Благожелательно отношусь. Вот я, например, футболист, кто-то там врач, колхозник, – у каждого своя профессия. В общем, всякий, кто честно зарабатывает своим трудом, достоин уважения. Причем важно, что болельщики, да и просто люди, больше узнают о нас, футболистах, о нашей жизни именно благодаря журналистам. То есть получается так, что мы помогаем журналистам, а журналисты помогают нам – мы как бы связаны одной цепочкой. Более того, я думаю, что мы – люди одной профессии: игроки пропагандируют футбол на поле, а журналисты – в газетах, то есть, по сути, мы делаем одно общее дело.

– Скажите, а вы всегда ли и во всем бываете согласны с Владимиром Сальковым?

– Конечно, было бы хорошо, чтобы у игроков и тренеров имелось полное сходство во взглядах, как на игру, так и на жизнь. Но такого практически не бывает. То, что, например, Владимир Максимович говорит на установке перед игрой, сомнений не вызывает, ведь он человек опытный. Но одно все же вызвало у меня протест. Это когда в конце сезона он все больше и больше загружал нас на тренировках. Я тогда думал, ну зачем это, и так еле ноги передвигаешь. Но, в конце концов, именно благодаря этому мы в последних играх оказались в боевом состоянии и проскочили их на одном дыхании. Потом уже, после окончания сезона, мы, игроки, между собой говорили, что, мол, правильно Максимыч нас гонял.

– Хорошо, Валерий, и последний вопрос. Что бы вы сами хотели пожелать себе в новом году и в более отдаленном будущем?

– Если говорить о футболе, то я хотел бы, чтобы «Ротор» вновь удачно выступил, а я в составе молодежной сборной сыграл бы по крайней мере в финале чемпионата Европы. В более отдаленном будущем? Стать чемпионом России и попасть в состав национальной сборной. Чисто же по жизни? Чтобы было благополучие в семье, чтобы дочка была здорова, чтобы у всех все было более-менее хорошо.

– Ну что же, в таком случае этого всего вам и желает еженедельник «Футбол». Удачи вам!

– Спасибо.

На сем мы расстались, и Валерий, а заканчивали мы нашу беседу уже в холле базы Новогорска, побежал в столовую. А я подумал, как все-таки приятно встретиться с таким вот человеком – открытым, добрым, искренним…

О ком или о чем статья...

Есипов Валерий Вячеславович