Войти

Дума подождёт

«Спорт-Экспресс», 04.03.2005

Вчерашний лидер «Ротора» – Валерий Есипов – примеривается к новым ролям уже в футболе подмосковном. Хотя персонажи в нынешнем «Сатурне» подобрались такие, что право окрика по доброй воле не уступят. Авторитетов достаточно.

ДВЕРЬ НА БАЗЕ

В середине января наблюдал я за Есиповым на сборе «Сатурна». Что-то у него не клеилось, но Есипов есть Есипов. Сжимал зубы – и снова, снова…

Боец – он и в «Сатурне» боец. А тех, кто волнуется нынче за Валерия, – спешу успокоить. Этот человек не пропадет. И смелости ему не занимать. Пусть команда новая, но вчерашний капитан «Ротора» не стеснялся отбирать мяч у всех – и у своих, и у чужих. И прикладывался по воротам метров с сорока. А на косые взгляды плевать! Тем более что их в общем-то и нет. Кто в России не уважает Есипова?

Тогда, на сборе, мы обсуждали с Валерием светлое будущее «Сатурна» и несчастную судьбу «Ротора». Не зная еще, насколько несчастной она в итоге окажется.

– Помните, как в последний раз закрывали за собой дверь роторовской базы?

– Прекрасно помню.

– Не самая простая минута в жизни?

– Вот вы сейчас вопрос задали, стал я вспоминать ту минуту… Нет, все прошло довольно легко. Наверное, потому, что я был уверен: эту дверь закрываю не в последний раз. Приеду в Волгоград – обязательно зайду.

– Вам там всегда рады?

– Конечно. И я буду рад увидеться с волгоградскими друзьями. Жалко только, прощания с «Ротором» толком не получилось: ребят не было, когда я уезжал. Но ничего, будет перерыв в чемпионате – многие в Волгоград съедутся.

– Горюнов болезненно относится к уходу своих игроков, кому-то, кажется, даже обещал через газеты «ноги оторвать»…

– Эмоции. Не более.

– А на ваш уход Владимир Дмитриевич как отреагировал?

– Нормально. Главное, никто ничего не скрывал. Кажется, Горюнов меня понял – хоть у него самого в тот момент был тяжелый период. Проиграл губернаторские выборы, команда вылетела в первую лигу. Ему было наверняка тяжелее, чем игрокам. Хоть и нам приходилось нелегко. Я сейчас могу только пожелать Горюнову побольше белых полос в жизни, а то черная слишком затянулась.

– Вас в «Роторе», насколько я понимаю, не слишком пытались удержать. Знали, что бессмысленно?

– Так и было.

ПРОТИВ ГИГГЗА

Вы не помните, против кого играл Есипов в легендарном для Волгограда противостоянии с «Манчестер Юнайтед»?

Я помню. Против Гиггза. И чем-то неуловимо похожи были они со всей своей неистовостью, рывками и огнем в глазах…

После Валерий охотно делился впечатлениями с корреспондентами. Да, Гиггз понравился. Хороший игрок, левой, как клюшкой, работает. «Ему можно противостоять, только отдаваясь игре до конца».

Обычно так, слово в слово, говорили про самого Есипова. И сейчас говорят, десять лет спустя.

– А ведь это была бы своеобразная романтика – болтаться с обожаемым «Ротором» по лигам, подниматься и опускаться…

– Можно было остаться. Сколько мне еще Богом отпущено играть? Отдать эти годы «Ротору», уйти с ним в первую лигу. Но я прислушался к себе: чего мне хочется? И внутренний голос подсказал – играть в премьер-лиге. Но я не скажу, что решение расстаться с «Ротором» было легким. Скорее наоборот…

– Была ли «последняя капля», после которой и решились на отъезд?

– Не буду трогать финансовые вопросы – этот момент для «Ротора» больной. Особенно больным он был в последний год. Но я для себя все решил в тот момент, когда понял, что ребята расходятся, команда рассыпается на глазах. Коллектива больше нет. И нет смысла оставаться. Но иногда начинаю мечтать – а если бы команда не разбежалась, если бы с долгами рассчитались остался бы я играть в первой лиге?

– И что сами себе отвечаете?

– Не могу найти ответ. Даже для самого себя.

СВЕТЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

В тот момент я призывал, помню, Валерия к рассудительности – которой, впрочем, у него и без корреспондентских рекомендаций хоть отбавляй. Рассудителен Есипов не по-футбольному.

Я провокационно предполагал, что «Ротор» на пути скорее во вторую лигу, чем в высшую. Не зная, что дни клуба в профессиональном футболе вообще сочтены.

Ждал от Есипова решительной отповеди. А он только пожимал плечами:

– Наверное, вы правы, если трезво рассудить. Но в моем сердце все иначе: я мечтаю, чтобы «Ротор» вернулся в премьер-лигу. Город и болельщики заслуживают большого футбола.

– Должен вам клуб за восемь месяцев?

– Да, как и всем остальным. Я в этом плане ничем не отличался от молодых.

– Могли бы потребовать – уж с вами-то наверняка рассчитались бы.

– Мог, это вопрос другой… А как бы я потом на игру выходил? Знал бы, что у меня деньги есть, а у ребят рядом – ничего. Это было бы несправедливо.

Слышали бы вы, как произносит Есипов это – «несправедливо». Уму непостижимо. Я про себя так его и назвал «светлая личность». А день спустя слово в слово то определение повторил встреченный в холле расположенного по соседству на турецком побережье отеля Андрей Тихонов: «Увидите Есипова – большой привет передавайте. Светлая личность…»

И даже в голосе Тихонова звучало что-то умиротворяющее. Светлая личность.

ОТ «ОКИ» ДО ДЖИПА

– Смотрю, теплое отношение к городу вы сохранили.

– Разумеется. А почему должно быть иначе?

– Так наверняка читали местные газеты. Рохус Шох рассказывал – те чуть ли не ликовали по поводу ваших поражений…

– Вас удивляет то, что есть люди добрые и злые? Меня нисколько. Успокаивало другое. Как говорил мне Леонов, начальник службы безопасности «Ротора»: «Валера, добрых людей больше…» Несколько раз он мне это повторил, да я и сам так думаю. Один плохой написал там что-то, но хороших все равно больше осталось.

– Легко, наверное, жить с такими понятиями.

– Да тоже не скажешь, что «легко»… Вот вы правильно напомнили: написали про нас какую-то гадость – все внутри кипит. Но я такой человек, что отхожу быстро и легко.

– Вся страна видела, как вы кипятились после игры со «Спартаком» в Лужниках. Под трибунами все продолжилось. От той судейской несправедливости легко отошли или до сих пор вспоминаете?

– Если бы мы тогда «Спартаку» проиграли, я бы день-два отойти не мог. Себя знаю. Но мы вничью сыграли, и забылось все несправедливое по большому счету быстро. Хотя осадок какой-то есть, это тоже правда…

– Дом у вас по-прежнему в Волгограде?

– Да. И семья там осталась. Но обязательно переедет в Подмосковье. Пока я без машины, буду жить в самом Раменском, недалеко от стадиона. Для меня чем ближе к детскому саду и гимназии, тем лучше.

– Почему же без машины?

– Гнать ее из Волгограда? Не хочу.

– Когда-то вы с братом мечтали об «Оке», чтобы ездить из родных Щигров в Курск на тренировки. А сейчас на чем ездите?

– Есть два джипа. А если в Подмосковье совсем невмоготу станет без машины – клуб служебные «девятки» дает на время. На «жигулях» поезжу, вспомню. Ничего страшного.

– Наверное, в последний раз на советских машинах лет десять назад ездили?

– Нет, почему же. Я еще года два-три назад на охоту только на «Ниве» выезжал. Только потом на джип пересел.

ТАБЛИЦА В «СПОРТ-ЭКСПРЕССЕ»

Что такое в возрасте Есипова подставлять ноги под удары, да за просто так? За «интерес»?

Это, должно быть, только он сам сегодня и знает. Но не расскажет. Ни о безысходности, которая наверняка была, ни о жизненном тупике в конце тоннеля, освещенного лучиком надежды: если останется «Ротор», то, быть может…

Не остался. И получил Есипов в награду за годы преданности чистый трансфер на руки.

– Вы верили Горюнову с его уникальным даром убеждения, когда тот рассказывал о непременном расширении премьер-лиги?

– Честно ответить?

– Желательно.

– Верил.

– Верили благодаря этому горюновскому дару убеждения? Или потому что расширить лигу было бы решением справедливым, правильным?

– Если бы Горюнову не верил – тринадцать сезонов в «Роторе» не провел бы. Как не верить? Да, и верил в грядущее расширение, и надеялся. Но сам на эту тему молчал. Чтобы на меня пальцем не показывали – заинтересованное, мол, лицо… Не имел права.

– Горюнов за эти тринадцать лет всегда был справедлив?

– Плохого про Владимира Дмитриевича не скажу. Задержки по деньгам в «Роторе» и прежде случались, но в конце концов Горюнов делал все, что обещал.

– В какой момент вы лично поняли, что «Ротор» действительно вылетел и никто вас в премьер-лиге оставлять не собирается?

– В тот момент, когда открыл «Спорт-Экспресс», стал смотреть таблицу переходов – и не увидел «Ротора». Поначалу даже поразился как-то, но в этот самый момент, наверное, и дошло: мы теперь в другой таблице. На соседней полосе. Посмотрел туда, где переходы команд первой лиги, – да, «Ротор» там. Хоть приятно, что на втором месте сверху.

СБОРНАЯ

Почему Есипов так и не сыграл в сборной так, как должен был сыграть, никому не ведомо.

Может, потому, что не в Москве выступал. Вроде на виду, но на каком-то «не том» виду. Так и остался первым даже не запасным, а кандидатом на попадание в список. На поездку «туда». И сейчас, может, остается.

Менялись турниры, соперники и тренеры сборной. Есипова называли «кандидатом» и Бышовец, и Садырин с Ярцевым. Он время от времени приезжал в Новогорск, Тарасовку, Бор. Иногда даже выходил на поле в майке с российским гербом, но игроком сборной так и не стал.

А Вячеслав Колосков в одном из недавних интервью говорил что-то не к месту категоричное. Мол, выпустил Ярцев Валерия как-то даже в основном составе, и всем вроде как ясно стало – не того Есипов уровня. При всем уважении к первому игроку Волгограда.

А кому-то Есипова в сборной до сих пор не хватает. При всем уважении к Вячеславу Ивановичу.

«РОСТОВ»? «ТОМЬ»? «САТУРН»?

– Представление в новой команде – мероприятие волнительное. Даже в ваши годы это так?

– Еще какое волнительное! Но ждал я от себя большого волнения, да так и не дождался.

– Почему?

– Потому что Аксаков с Громовым приняли так, что я моментально почувствовал себя своим и в Подмосковье, и в «Сатурне». Ощущение такое, будто лет десять с этими людьми знаком.

– Так «Сатурн» вас, кажется, лет десять и приглашает?

– Нет, меньше… Встретили очень легко. Радушно. За некоторые мои личные обстоятельства, сложилось впечатление, переживают больше, чем я сам. Например, хотелось, чтобы дети в Волгограде без отцовского присмотра не оставались, – так этот вопрос сразу решился. Я просто потрясен был, честно говоря. Не ожидал, что люди на таких должностях способны настолько легко общаться.

– Аксаков, судя по некоторым высказываниям, в игрока Есипова буквально влюблен.

– Здорово, если так, но от этого ответственность еще больше. От чувства, что на тебя столь сильно рассчитывают.

– Давит?

– Честно говоря, давит. Но это скоро пройдет. Я точно знаю, что старание обязательно даст результат…

– Почему вы отказывали «Сатурну» раньше?

– Так раньше не звали. Я вам точно говорю – не было приглашений. Потому, может, и решение переходить в Раменское принял так быстро. Позвонили – согласился буквально в момент. Долго думать не стал.

– А куда еще хотелось?

– В «Ростов» или «Томь». Что-то говорили про «Динамо», но это так и осталось на уровне разговоров. А вот первые два варианта были серьезными. Звонить начали сразу же, как только я получил трансфер на руки.

– И кто был самым сильным конкурентом «Сатурна» в борьбе за Есипова?

– Пожалуй, «Томь». Хотя и «Ростов» условия предлагал неплохие.

– В чем состояла главная сложность в ходе переговоров с «Сатурном»?

– Ни одной сложности даже не припомню. Не было их.

– А количество предложений вас не удивило?

– Приятно удивило. Такое ощущение, что вообще вся премьер-лига меня хотела получить, пусть даже на словах. Но и три реальных предложения – это много.

ДУХ И ФАНАТИЗМ

«Ротор» в свое время казался какой-то заколдованной командой – как бы близко ни подбирался к победе, выигрывал кто-то другой. Так, проиграли московскому «Динамо» финал Кубка в 95-м. Так, проиграли «Спартаку» чемпионство в 97-м. В итоге остался у команды на момент краха один-единственный трофей – таиландский «Кубок Короля». Выигранный в том же 95-м. А Есипову на долгую память – фотография с этим экзотическим призом…

– «Сатурн» со стороны кажется полной противоположностью «Ротору». Так?

– Многие журналисты думают так же, как вы. Но берете-то вы только концовку жизни волгоградского клуба, последние годы – так? И почему-то забываете те времена, когда мы боролись за золото и выбивали из еврокубков «Манчестер». Команда у нас была высочайшего уровня. Нынешний «Сатурн» мне, кстати, наоборот, чем-то напоминает тот «Ротор» – середины 90-х… Уровень – во всех отношениях. И в старом «Роторе», и здесь система кажется отлаженной до последней мелочи. Но почему-то в Волгограде и в последний год, когда вылетали, отношения внутри команды были потрясающими. Даже сравнить не с чем.

– Лучше, чем в «Роторе» золотых времен?

– Да. Нечто уникальное по доброжелательности. И с ребятами, и с Файзулиным общались потрясающе. Я счастлив, что столкнулся с такими игроками, почувствовал такие отношения… По мастерству, конечно, мы старому «Ротору» уступали, но по бойцовским качествам превосходили. И сильно. По духу, по фанатизму.

– В командах, стоящих на вылет, обычно бывает иное – внутренние раздоры.

– Может быть, но в «Роторе» было все иначе. И второй круг провели здорово, почти догнали – хотя не обыграли «Кубань» и «Динамо», но смотрелись достойно. Просто не повезло.

РЕПУТАЦИЯ

О «Роторе» Есипов может говорить долго, степенно. И истории будут всплывать удивительные.

Об Огнене Коромане, склонном на ровном месте вымаливать пенальти, говорит коротко: «В былые времена Нечай с Жуненко так бы его обработали, забыл бы эти трюки…»

Может рассказать о рядовой какой-то игре, чуть ли не с «Ураланом», в которой получил такой удар по голове, что после в раздевалке знакомых не узнавал.

Или о том, как собрались однажды, в период очередного безденежья, игроки без тренеров. Как отказались всей командой от старого футбольного рецепта борьбы с этим самым безденежьем. Решили руки не марать.

– Места в других командах себе найдем, – поясняет Есипов. – Зато совесть чиста. И с репутацией порядок…

Может, потому он сегодня и в «Сатурне». Потому что с репутацией порядок.

– Интересно сыграть в одной команде с Онопко и Канчельскисом?

– И вы еще спрашиваете?! В сборной мы с ними встречались, по чемпионату России знаю Петю Быстрова, Игонина… Приятно вновь оказаться в одной команде. Даже в мои годы, смотрю, можно чему-то учиться.

– И чему?

– Вот присмотрелся я на сегодняшней тренировке к Андрею Канчельскису. Как мне понравилось одно упражнение на пресс! Нигде прежде такого не видел. Что-то из «Манчестера», наверное… Попытаюсь повторить при случае.

– Руководство не смущает, что два фланговых игрока «Сатурна» – в приличных футбольных годах? Как сами чувствуете?

– «Фланговые» – это кто?

– Вы с Канчельскисом.

– Я на фланге давно не играл, скорее был инсайдом. Или вообще нападающим. Как будет в «Сатурне» – посмотрим, но и на фланг сил хватит.

ИМЕННОЙ ШАРФ

– С Тархановым давно знакомы?

– Если и он, и я провели в высшей лиге все чемпионаты России, то не знакомы быть не можем. Но предыдущее наше знакомство можно назвать скорее словом «виделись». Хотя в 95-м Александр Федорович меня, вспоминаю, в ЦСКА приглашал…

– Сейчас заново знакомились?

– Так тоже не скажешь. Впереди вся работа – вот в процессе и будем знакомиться.

– Есть сегодня ощущение, что сделали совершенно правильный шаг? Или остается на душе тяжесть?

– Тяжесть – только за клуб. Не за себя. Раньше подумать не мог, что отыграю тринадцать лет в одной команде. Потом представить было сложно, что с ней расстанусь. Сейчас в голове не укладывается, как Волгоград будет жить без большого футбола. Я знаю этот город, этих болельщиков… Городу будет очень тяжело. А болельщики меня даже в Москву провожали. Желали успеха. Обещали болеть за «Сатурн» – но подарили именной шарф «Ротора», сделанный в одном экземпляре. Две серебряные медали вышиты, надпись «Ты всегда с нами»…

– С собой привезли?

– Нет, в волгоградской квартире оставил. Приятно на душе от таких подарков.

– Приезжая в Волгоград, не хочется клубный офис обходить стороной – чтобы этот клуб остался в вашей памяти сильным и красивым?

– Он таким и останется. Я всегда говорю: плохое забудется, все остальное сохранится…

– И охота вам на пепелище приходить? Нервы свои не щадите.

– На пепелище… Да, на данный момент я игрок «Сатурна». Вы не первый, кто предлагает мне отбросить все поражения прошлого года, все забыть – и вроде как жить заново. Я, может, даже пытался, но пока не могу. Пусть время пройдет. Но обходить стороной базу «Ротора» – как можно? Мне, думаю, будет приятно туда заходить, а вовсе не больно. Но надо проверить. Прекрасно понимаю, сколько сделала для меня команда и сколько сделал для «Ротора» я. О плохом вообще вспоминать не хочется. Только о хорошем.

– Вы по-прежнему самый популярный человек в Волгограде?

– Не знаю, но болельщики хорошо относятся. Осталось такую же популярность завоевать в Раменском.

ВЫБОРЫ

Сам Есипов к тем выборам в городскую Думу – как к процессу, так и к итогам – отнесся спокойно. Или кажется теперь, что спокойно. Может, тогда внутри все бушевало.

Он только улыбается, когда говорю о несправедливом и некрасивом. Смотрит светлыми своими глазами в упор – но беззлобно: «Я же говорю, хороших людей больше».

Это Горюнов приходит в исступление, вспоминая, как на предвыборных портретах Есипова кто-то конкурирующий рога подрисовывал. «Это не мальчишки, не хулиганы. Для мальчишек-то Есипов – кумир…»

Сам Валерий если и обижался – много тише. Глушил обиду на город Волгоград где-то глубоко-глубоко внутри…

– Так выборы в Волгограде вы проиграли, как и Горюнов?

– Да, проиграл всего три голоса. Причем загадочному кандидату «против всех». А на повторном голосовании получил второе или третье место. Обидно было, конечно, за первое голосование. Но это лишнее подтверждение той мысли, к которой я пришел давным-давно: все, что Бог ни делает, – все к лучшему. Сейчас пришлось бы из Раменского мотаться на заседания Волгоградской городской думы, а это неправильно… Да и какой из меня политический деятель?

– Из Москвы казалось, Есипов баллотироваться решил смеха ради.

– Да нет, какой уж здесь смех? Политика – дело серьезное. Хотя и не очень мое. Интересно было узнать, насколько народ мне в этом городе верит. Ладно, дело прошлое… Но то хорошее дело осталось в хорошем городе. Теперь хорошие дела начинаются в Раменском.

Я, кажется, понял, почему так внимала молодежь этому человеку. Не из-за его способности накричать – хотя и кричать Есипов, безусловно, мастер. Но есть и другое. Значительнее.

Может, когда-нибудь его и выберут в городскую Думу. Или еще куда. Но пока одну футбольную жизнь Есипова сменила другая – прежней в интересе не уступающая.

Тарханов говорит что-то туманное о физических кондициях, которые позволят Есипову играть еще долго. Не уточняя, насколько долго. В любом случае в политику пока рано. Время не пришло.

О ком или о чем статья...

Есипов Валерий Вячеславович