Войти

Футбольный эстет

Пресс-служба ФК «Зенит»,

С 1945 по 1970 год плодотворно работал со многими командами высшей и первой лиг, среди них с «Динамо» Минск, «Динамо» Рига, «Даугавой» Рига, «Зенитом» Ленинград, «Локомотивом» Москва, «Авангардом» Харьков, «Пахтакором» Ташкент. Е. Елисеев воспитал большую группу известных мастеров советского футбола, среди них – Борис Курнев, Николай Шевелянчик, Валентин Ивакин, Василий Данилов, Лев Бурчалкин, Альфонс Егерс. В феврале – апреле 1952 года был тренером сборной СССР.

«Эстетизм – взгляд на искусство, видящий его ценность в утверждении прекрасного самого по себе», – читаем в «Современном словаре иностранных слов». Эстет – от греч. aistetes – «чувствующий». Насколько применим этот термин к футболу?

Пока жива эта игра, не утихнет давний спор «физиков» и «лириков» – сторонников жестких игровых схем с крепкой дисциплиной и бескомпромиссной борьбой на каждом участке поля, и любителей тонкой, импровизационной игры с ходами неожиданными, замысловатыми, вычурными. И сторонников в том и другом лагере предостаточно; и доводы и той и другой стороны логичны, увесисты и неоспоримы; и, вроде, сказано по этому поводу все и давно; и спор уже, кажется, не имеет смысла… Ан нет! Футбольный болельщик тем и отличается от простого человека, что известную поговорку «О вкусах не спорят» отвергает напрочь, вновь и вновь сходясь в яростных схватках со своими антагонистами, с необоримым упорством продолжая доказывать превосходство, к примеру, бразильской манеры игры над итальянской. И наоборот.

Впрочем, похоже, что Елисеев этот вопрос решил для себя очень давно. Еще в бытность свою действующим игроком отличал его на поле именно такой, эстетичный, можно даже сказать – чувственный подход к игре. Технарь-универсал, он отличался исключительным тактическим кругозором – казалось, одним мимолетным взглядом он был способен разом охватить все поле от ворот до ворот и в доли секунды принять единственно верное решение по началу или продолжению атаки. Его пасы, мягкие и аккуратные, были исключительно точными и своевременными, бег – широким и размашистым, техника – безукоризненной, удар – сильным и прицельным. При этом никто не мог обвинить его в капризности или нестабильности, столь свойственных многим игрокам такого вот тонкого, комбинационного склада. Беззаветно трудолюбивый и ответственный, он еще и обладал немалыми, для той поры, габаритами и физической силой, что позволяло ему проводить все матчи на стабильно высоком уровне. Безусловно одаренный от природы, он дар этот бережно хранил и развивал, став со временем одним из сильнейших полузащитников довоенного советского футбола.

Коренной москвич, начинал играть в знаменитой «Трехгорке», но большую и наиболее яркую часть своей карьеры посвятил московскому «Динамо», в составе которого становился и чемпионом и обладателем Кубка СССР, включался в число 33-х и 55-ти лучших футболистов страны, участвовал в играх за сборную Москвы. Кстати, то, довоенное «Динамо» выдвинуло из своих рядов целую плеяду выдающихся впоследствии тренеров: М. Якушин, К. Бесков, Е. Елисеев, Г. Качалин, а также «хоккейные» А. Чернышов (с шайбой) и В. Трофимов (с мячом).

Был в биографии Елисеева период, когда жил и играл он в Ленинграде, защищал цвета команды Балтийского судостроительного завода – «Балтзавод», и даже входил в сборную нашего города, в составе которой дважды (в 1932 и 1935) становился вторым призером чемпионатов СССР среди сборных городов. В эти же годы участвовал и в играх первой сборной страны. Последний его клуб – возрожденное минское «Динамо» в 1945-м, где он завершил свою карьеру игрока и начал долгий и не менее славный тренерский путь.

Театрал и эрудит, любитель музыки и искусства, сам неплохо игравший на рояле и рисовавший, такой же эстетичный подход он демонстрировал и к тренерскому ремеслу. И футболистов он старался подбирать соответственных, и игру его команды показывали красивую…

Конец 1940-х – начало 1950-х Елисеев посвятил латвийскому футболу. Руководимая им рижская «Даугава», которая только недавно дебютировала в розыгрышах союзных чемпионатов, впервые в своей истории добилась права выступать в группе сильнейших команд страны и даже на несколько лет закрепилась в ней.

В 1959-м вечное «пятое колесо в московской телеге», постоянно болтавшийся между лигами «Локомотив», под руководством Елисеева неожиданно для всех резво взлетел на вторую строчку турнирной таблицы, лишь немного не дотянув до золота. Вплоть до самого последнего времени это был крупнейший успех в истории этого многострадального клуба в чемпионатах.

И вот, в конце 1960-го, Елисеев получает приглашение в забуксовавший «Зенит». Состав команды, надо сказать, был у нас тогда вполне и вполне приличным – плоды удачной селекционной работы предыдущего тренера Жаркова. Это оценил и Елисеев и не стал производить революционных кадровых изменений. Весь переполненный тактическими и методическими идеями, он провел четкую точечную «селекцию», изрядно перестроил игру команды, усовершенствовал тренировочный процесс, и «Зенит», пусть не сразу, но ожил!

Обладая (в кои-то веки!) весьма сильной линией нападения (Бурчалкин, Храповицкий, Рязанов), команда заиграла ярко, свежо, результативно.

На следующий год, в 1963-м, «Зенит» под руководством Елисеева и вовсе удивил футбольный свет яркой, свежей, острой игрой, выдав летом блестящую 16-матчевую беспроигрышную серию, по окончании которой уверенно вошел в группу лидеров. Открывались отличные перспективы для восшествия на пьедестал – ведь большинство оставшихся матчей «Зенит» должен был проводить дома, при поддержке ленинградских болельщиков, которые, увидев очевидные положительные изменения в игре своих любимцев, вновь валом повалили на стадион, несколько раз в том сезоне обеспечив полный аншлаг на огромном стадионе им. Кирова. Но в какой уже раз мы вынуждены говорить «Увы!» Окончание сезона «Зенит», увы, смазал. Только на сей раз виновата была не «короткая скамейка», а определенные проблемы у некоторых футболистов, оказавшихся неготовыми к потоку восторженных слов в адрес их команды, когда она находилась на пике и громила всех без разбора. В результате, «Зенит» как-то безвольно и обреченно провел несколько последних матчей и в итоге стал только 6-м.

Однако, этот результат в городе был расценен как несомненная удача после нескольких последних невразумительных сезонов, и поток похвал продолжился. Это привело к тому, что расслабленный «Зенит» начало следующего сезона откровенно провалил и первый круг закончил на последнем месте. К сожалению, Елисееву не удалось вновь мобилизовать игроков, распад команды начался и даже замена в середине сезона главного тренера остановить его уже не смогла. Умудрившись все-таки кое-как спасти этот сезон, «Зенит» тем не менее продолжил свое падение в глубины турнирной таблицы, и через три года наступил крах…

Опальный Елисеев, впрочем, без дела не остался. Некоторое время поработав с харьковским «Авангардом» в первой лиге (всего двух очков не хватило команде для того, чтобы в 1965-м вернуться в высшую лигу), он направился в Узбекистан, где вновь сумел наглядно доказать свою тренерскую состоятельность, выведя вполне заурядный клуб «Пахтакор» в финал Кубка СССР. Там, правда, «Пахтакор» в упорнейшей борьбе уступил московскому «Торпедо» Стрельцова и Воронина (0:1), но все равно это достижение навсегда осталось самым ярким в истории узбекского футбола.

В 1970-е заслуженный тренер Евгений Елисеев возвращается в ставший ему родным Ленинград, где продолжает трудиться в детско-юношеских школах, пишет многочисленные статьи и методические пособия по теории и практике футбола.

О ком или о чем статья...

Елисеев Евгений Иванович