Войти

Неделимая ответственность

«Спорт-Экспресс», 26.09.2003

Однажды в матче между киевскими и тбилисскими динамовцами полузащитник украинцев Яремчук, пытаясь обвести нескольких соперников, запутался и потерял мяч. Защитники Демьяненко и Кузнецов, не сговариваясь, с разных точек поля прокричали партнеру одно и то же: «Не знаешь, что делать с мячом, – отдай Заварову!»

Давнюю сцену, которой был свидетелем, вспомнил, наблюдая за тем, как проводил тренировку Александр Заваров в недавно принятой им команде высшего швейцарского дивизиона «Виль». В конце интенсивного занятия, по ходу которого он постоянно находил поводы для улыбок и шуток, Александр предложил футболистам сыграть двусторонку. Вышел побегать и сам. И, сколько ни старался в игре поменьше «тянуть на себя одеяло», подопечные то и дело находили на поле тренера, по привычке выполнявшего функции плеймейкера. Вовсе не из подхалимажа: просто чуть ли не после каждого касания мяча Заваровым у ворот соперников возникали острейшие ситуации. В общем, наблюдать за игрой 42-летнего мастера было одно удовольствие.

УЧИЛСЯ У БЛОХИНА, БУРЯКА, АНДРЕЕВА

– Как получилось, что во всех командах вы выполняли функции плеймейкера? – спросил я у Александра после тренировки.

– Вообще-то начинал как нападающий. Все шло неплохо: в 18 лет выступал уже в высшей лиге чемпионата СССР за ворошиловградскую «Зарю», забивал голы. Но играть становилось все труднее – соперники изучили мой стиль, постепенно к нему приспособились. К тому же небольшой рост мешал вести борьбу в воздухе с высокими защитниками. Когда перешел в ростовский СКА, замечательный наш тренер Герман Семенович Зонин, заметив мои проблемы, предложил: «Давай-ка отходи назад – легче будет зацепиться за мяч. Ты, по сути, еще ребенок, тебе пока трудно сражаться с мощными защитниками в штрафной».

В общем, в Ростове в 80-м начал играть «под нападающими», стараясь снабжать хорошими передачами наших форвардов – Андреева и Воробьева. И мне действительно стало полегче: отбегал назад, получал мяч, все время был в игре – не ждал паса, а, наоборот, делал передачи партнерам. Нравилось и то, что на новом месте ценились творчество, нестандартные действия…

– И в 82-м вы уже оказались в киевском «Динамо». Насколько расширилось у вас понимание роли организатора игры в ведущей в то время команде СССР?

– Валерий Васильевич Лобановский говорил, что видение поля, умение отдать острый пас, высокая техника – все это хорошо. Однако не уставал мне напоминать: «Ты же на поле не один. Надо играть в коллективный футбол». Словом, имел в виду, что и диспетчеру необходимо делать то же, что и остальным: отбирать мяч, бегать, сражаться, участвовать в командных тактических действиях.

– Но для такой игры необходимы огромная выносливость, великолепная физическая подготовка…

– Перед тем, как футболиста приглашают в киевское «Динамо», он проходит глубокое медицинское обследование, после которого и принимается окончательное решение брать его или нет. Бывало, техничные хорошие ребята команде не подходили только потому, что по природным физическим данным не выдержали бы предлагаемых в клубе высоких нагрузок. Ко мне у врачей после обследования вопросов по поводу функциональных возможностей не было. Кстати, приглашать в киевское «Динамо» меня начали еще с 1977 года.

– А почему оказались в столице Украины только пять лет спустя?

– Набирался опыта в «Заре» и СКА… Но в конце концов все-таки пришел к выводу: «Чтобы добиться в футболе многого, надо играть в киевском «Динамо». В то время это было действительно так… И, конечно, о своем решении не жалею: «Динамо» вывело меня на такой уровень, о котором раньше и мечтать не мог. Валерий Васильевич Лобановский раскрыл мне совершенно новые горизонты в понимании тактики и стратегии футбола. К тому же под его началом я на несколько порядков повысил физические кондиции. Да, в других командах того времени тоже были прекрасные тренеры, сильные игроки. Но требования, предъявлявшиеся в «Динамо», были намного жестче, чем где бы то ни было. И по подбору футболистов никто с ним в Союзе не мог тогда сравниться. А когда играешь в сильной команде, и сам прогрессируешь быстрее. Тем более рядом с Блохиным, Буряком, Коньковым… Я, кстати, всегда стремился учиться у старших: в «Заре» – у Кузнецова, Куксова, Журавлева, в СКА – у Андреева…

ДАЖЕ МАРАДОНА ВОЗВРАЩАЛСЯ НАЗАД

– Какими качествами должен обладать современный плеймейкер?

– Прежде всего нужны отличные физические кондиции. Современный футбольный диспетчер не должен стоять в ожидании передачи – ему надо самому отходить назад, перекрывать зоны атак соперника, отбирать мяч. И уже только потом делать главное дело – организовывать атаки. Это раньше можно было на поле отдыхать, ждать, пока партнеры выполнят за тебя грязную работу. Даже Марадона нередко возвращался назад и помогал защитникам. Он вообще играл по всему полю… Другими словами, плеймейкер должен успевать везде, все 90 минут участвовать в игре.

– Функциональная подготовка – это, конечно, очень важно. Но футболистов, прекрасно подготовленных физически, много, а плеймейкеров – мало…

– Разумеется, у диспетчера должна быть голова на плечах. За счет одного паса можно решить исход всей игры, и потом бегать уже будет не надо… Необходимо и читать игру соперника – то есть понимать, например, в каком месте центральной части поля может оказаться мяч после передачи чужого защитника. Если ты верно прочитаешь его замысел, то первым окажешься в нужной точке, перехватишь мяч и быстро начнешь опасную атаку в самом уязвимом для соперника направлении.

– Для того чтобы реализовать свои идеи на поле, нужна еще и техника…

– Это ясно. Но если человек не готов физически, ему не помогут ни прекрасная техника, ни светлая голова. Никакой талант ничего не покажет, если не будет как следует бегать. Причем бегать разумно, в нужном направлении.

– А видению поля можно научить?

– Вряд ли… Правда, есть одно хорошее упражнение: жонглируешь мячом, а сам в это время смотришь не на него, а по сторонам, фиксируя все, что происходит. И все-таки видение поля – дар Божий. Впрочем, как и хорошая техника: научить сносно обращаться с мячом, конечно, можно, но если у человека нет таланта, он виртуозом все равно не станет.

– Когда получали больше удовольствия: после того, как сами забивали, или сделав партнеру красивую результативную передачу?

– Забить – здорово! Но еще больше радости доставляло, если удавалось заплести соперника, а потом выдать классный пас, после которого мяч оказывался в воротах. Впрочем, если сам обводишь двоих опекунов, а потом неотразимо бьешь в «девятку», тоже неплохо…

– Какие свои голевые пасы чаще всего вспоминаете?

– Две передачи на чемпионате мира 1986 года, после которых Игорь Беланов забил два гола в трагическом для нас поединке с бельгийцами. Хорошо помню и фланговую передачу Беланову во встрече 1985 года со «Спартаком» в Киеве: Игорь тогда блестяще пробил с полулета, открыв счет в матче. Да и Блохин не раз благодарил меня за хорошие пасы…

– В «Ювентусе» тоже были диспетчером?

– Сначала выполнял эту функцию один. Но потом тренер Дино Дзофф предложил перейти на левый край полузащиты, поближе к передней линии атаки, и уже оттуда организовывать игру. На правом же краю симметрично располагался португалец Баруш. Вдвоем мы и дирижировали игрой «Ювентуса». По задумке Дзоффа, в команде тогда на острие атаки был лишь один форвард. При мне на этой позиции по очереди играли Альтобелли, Скиллачи, Казираги. Многие туринские болельщики были уверены, что эти форварды и в сборную Италии попали благодаря нам с Барушем, ведь почти все голы они забивали после наших передач.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В КИЕВЕ С ЛОСЬКОВЫМ?

– А кто из диспетчеров советской эпохи вам запомнился больше всего?

– Из тех, кого видел, Гаврилов, Буряк, Оганесян, Кипиани, Куксов, Черенков, Дараселия…

– А как вам нынешнее поколение из стран бывшего Союза?

– В сборной России, конечно, выделяется Мостовой. Нравится и Титов. Хотя спартаковец часто располагается к защитникам чуть ближе, чем многие его коллеги по амплуа. Может быть, сейчас Титов из-за перенесенных травм выглядит не так ярко, как прежде, но раньше он был очень хорош… У меня дома во Франции спутниковая антенна ловит ОРТ, так что я в целом в курсе того, что происходит в российском футболе. А вот с делами на Украине знаком не так хорошо. Читаю лишь во «Франс футболе» составы команд и просматриваю турнирную таблицу… Раньше, конечно, очень нравился Ребров.

– Но ведь Сергей – нападающий…

– Пусть вам Андрей Шевченко скажет, сколько голов он забил с передач Реброва.

– А какого вы мнения о Лоськове?

– Безусловно, хороший футболист. Но, мне кажется, после пяти-шести здорово проведенных матчей он может вдруг один-два провалить. К сожалению, часто болельщики или специалисты быстро забывают о многих удачных играх футболиста, а потом долго вспоминают лишь те несколько, которые ему не удались. Вот и после игры в Лиге чемпионов с киевским «Динамо» в Интернете попадались на глаза многие эмоциональные высказывания, авторы которых возмущались: мол, почему Лоськова не заменили раньше. Хорошее быстро забывается…

– Разве это характерно только для игроков вашего амплуа?

– Нет, это вообще типично для футбола. Но все-таки диспетчеры от такой ситуации страдают больше других. Форвард, оправдываясь, может сказать, что не получал мяч от хавбеков. Защитники, не справившись с атакой соперника, легко всю вину переложат на плечи полузащитников, которые якобы им не помогали. Плеймейкеру же делить ответственность не с кем… Футболист этого амплуа все время на виду, ему нельзя опускаться ниже определенного, желательно высокого, уровня, как это случилось с Лоськовым в матче в Киеве.

– А кто сейчас лучшие плеймейкеры в мировом футболе?

– На данный момент, конечно, нет равных Зидану. Есть еще Дель Пьеро… Впрочем, он послабее. Кого-то еще и вспомнить трудно. Эффенберг уже не тот, Недвед и Бекхэм – не организаторы игры, а крайние хавбеки. В общем, в этом амплуа сейчас явный дефицит больших мастеров.

– Кто держит нити игры в «Виле»?

– Рассчитываю на недавно пришедшего в команду Валентина Полтавца, который раньше выступал за киевский «Арсенал». Есть еще бразилец Фабинью, но он пока не оправдывает возлагаемых на него надежд. Полтавец же несколько последних игр провел здорово, организовав для форвардов ряд голевых моментов. Жаль, они реализовали далеко не все. Но и Валентин еще может прибавить… Я всегда повторяю: у игроков на позиции плеймейкера нет предела совершенству.

Шаинский Ефим

О ком или о чем статья...

Заваров Александр Анатольевич