Войти

Валерий Зуев: «Тренером быть интереснее!»

«Динамо» Киев», 2004

Короткое летнее межсезонье помощники Алексея Михайличенко по тренерскому цеху использовали отнюдь не для отдыха. Анатолий Демьяненко, Валерий Зуев и Олег Кузнецов посещали курсы повышения тренерской квалификации, лицензия об окончании которых позволяет работать как в Украине, так и за ее пределами.

– Это уже не первое лицензирование, подтверждать лицензию тренеры обязаны каждые четыре года. Помню, однажды нас, тренерский корпус стран бывшего СССР, собрали в Словакии, где на протяжении недели лекции и практические занятия вел бывший тренер сборной Шотландии Крэйг Браун. Очень много полезного взял от этого специалиста. Вообще, считаю, для тренера информация никогда лишней не бывает. Обмен мнениями и опытом в лекционной аудитории или в неформальной обстановке способствует расширению кругозора. Сегодня, например, выступал Семен Альтман, на очереди представители «Шахтера» и других команд высшей лиги.

– Валерий Леонидович, кем интереснее быть – футболистом или тренером?

– Как по мне – тренером. Здесь больше творчества, хотя, безусловно, намного выше груз ответственности. Футболист отвечает за свою игру, тогда как перед тренером стоит задача объединить коллектив из двадцати человек и достичь с ним поставленных результатов. Некоторым тренерам удается из одиннадцати игроков среднего уровня «сколотить» довольно приличную команду, тогда как другой наставник со «звездами» первой величины не может ничего выиграть. По моему мнению, чтобы стать тренером, необходимо побывать в «шкуре» футболиста. Будущий наставник должен пропустить через себя переживания накануне игр, научиться совладать с эмоциями и нервным напряжением. Став тренером, ему будет намного легче понять подопечного и дать ему в нужный момент правильный совет.

– С 1993 года вы работаете на различных тренерских должностях в «Динамо», долгое время возглавляли вторую клубную команду. Почему, по вашему мнению, из десятков самых одаренных молодых футболистов, собранных со всей Украины, лишь единицы попадают в основной состав?

– Не стоит забывать, что первая команда «Динамо» – это очень высокая профессиональная планка. Молодые ребята порой очень талантливы, однако на определенных этапах им может не хватить работоспособности, терпения, психологической устойчивости. К вершине подходят единицы и это действительно лучшие футболисты. Многие ставят в укор: десятилетиями в «Динамо» играли только украинские футболисты – значит есть в нашей стране одаренные ребята? Отвечаю: безусловно, талантливая молодежь у нас есть и всегда будет. Однако заметьте, насколько упал уровень жизни в Украине за последние десять-пятнадцать лет – практически полностью развалилась система ДЮСШ, значительно уменьшилось финансирование спорта. Теперь, слава Богу, потихоньку все идет на поправку. Придет время, и на первые роли в отечественном футболе выйдут наши, доморощенные игроки.

– В бытность работы в «Динамо-2» к вам пришел совсем юный Андрей Шевченко. Быстро разглядели в нем задатки будущего бомбардира?

– Дело в том, что Андрей выделялся среди сверстников еще в детском футболе. Порой, после очередного тура первенства города спрашивали не с каким счетом выиграло «Динамо», а сколько забил Шевченко. В 1993 году Владимир Онищенко перевел во вторую команду Шевченко, Костюка, Аникеева и Кернозенко. Доиграв первый круг, зимой мы уехали на подготовительные сборы, где Андрей, быстро прогрессируя, проявил себя во всей красе. Совершенно заслуженно осенью 1994 года Йожеф Сабо призвал Шевченко уже в первую команду.

– Складывается впечатление, что сейчас тренеры стали меньше доверять молодым футболистам…

– Все зависит от самих ребят, того, насколько они удовлетворяют требованиям первой команды. Сейчас в «Динамо» все чаще выходят Алиев, Милевский, Яценко. Только своей игрой они должны доказывать претензии на место в основном составе.

– Нынешняя мода на приглашение легионеров – панацея от бед отечественного футбола?

– Это мировая тенденция. Попробуйте найти хоть один серьезный европейский клуб, укомплектованный исключительно доморощенными футболистами. Конечно, болельщики хотят видеть на поле своих соотечественников, однако, к сожалению, для достижения серьезных вершин их уровня не всегда бывает достаточно. Лично я приверженец принципа, когда приглашаемый легионер на две головы выше уровня украинского игрока.

– На ваш взгляд, будет ли нынешнее поколение динамовцев спустя десятилетия собираться вместе, устраивать показательные матчи и помнить, что путевку в большой футбол дало им именно «Динамо». Или их интересуют исключительно деньги, а Киев – лишь один из этапов по дороге в серьезный западноевропейский клуб?

– Не сомневаюсь, что динамовцы-украинцы и ребята из постсоветских стран пронесут дружбу сквозь годы и со временем будут приумножать наши традиции. С легионерами из стран дальнего зарубежья дела обстоят иначе. Здесь нужно рассматривать каждого игрока индивидуально. Вот, например, Диого Ринкон. Он приехал в Киев 22-летним никому не известным футболистом, а теперь, говорят, на него все пристальнее обращают внимание тренеры сборной Бразилии. Из-за языкового барьера ему трудно передать всю гамму чувств, что называется излить душу, однако нетрудно заметить, что Киев стал для него родным домом. Его с полной уверенностью могу назвать полноправным динамовцем.

– В Киеве болельщик всегда ходил на игроков. Сначала «на Базилевича и Лобановского», потом «на Блохина и Колотова». Почему сейчас игроки «Динамо» так не персонализируется? Может, перевелись настоящие личности?

– Личности в сильнейшей команде Украины всегда были и будут. Те же Белькевич, Гавранчич, Шовковский, Федоров, другие игроки. Хочу сказать, что киевский болельщик очень капризный, завоевать его симпатии можно лишь действительно сильной игрой с по-настоящему серьезным соперником. Явный пример – посещаемость домашних матчей чемпионата Украины и Лиги чемпионов. В среду город стоит «на ушах», невозможно достать билеты на «Олимпийский», а в выходные – 5-7 тысяч на динамовской арене. А ведь заполненные трибуны служат для футболиста дополнительной мотивацией, устанавливают определенную планку, ниже которой игрок опуститься просто не имеет права.

– В тренерском штабе у Михайличенко четыре помощника. Как распределяете обязанности между собой?

– Среди нас – Демьяненко, Кузнецова и Зуева – принята очередность проведения тренировочного процесса, а Михайлов отвечает за вратарей. Плюс – функциональные обязанности: подготовка информации о сопернике и теоретические занятия. Команда тренеров работает очень слаженно, и в этом большая заслуга главного тренера.

– Насколько сильно изменился тренировочный процесс по сравнению с предыдущими годами, когда у руля стоял Лобановский?

– Многие думают, что сейчас тренеры-ученики Лобановского продолжают копировать его методики тренировок и построения игры. Это неверное суждение и сам Валерий Васильевич был категорически против слепого копирования. Он любил повторять: «Вы через себя пропустили данную методику, узнали новое направление, а далее работайте и творите сами». Лобановский постоянно консультировался с помощниками, спрашивал их мнение по интересующим вопросам, и лишь когда позиции совпадали воплощал задуманное в жизнь. Подобным образом работает и тренерский штаб во главе с Алексеем Михайличенко.

– На тренерской скамье вы эмоционально реагируете на события на поле, стараетесь что-то подсказать игрокам. Так легче снимать напряжение?

– Хотелось бы быть поспокойнее, но это происходит непроизвольно. Каждый тренер ведет себя по-разному: Марчелло Липпи спокойно курит сигары, а другой тренер бегает по кромке поля, руководя игрой команды. Еще раз процитирую слова Лобановского, который говорил, что «работа тренера заканчивается с выходом команды на поле». Можно подкорректировать действия в перерыве встречи, заменить выпавшего из игры футболиста, однако основная работа тренером должна быть проведена до начала матча.

– Валерий Леонидович, накопив необходимый опыт работы вторым тренером, вы не задумывались о том, чтобы попробовать себя на поприще главного тренера?

– Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако мне приятно работать в команде, которая всегда ставит перед собой максимальные задачи. Пребывать в состоянии постоянного напряжения, покорения высоких целей… Я не понимаю, когда перед тренером поставлена задача занять «место в десятке» или что-либо подобное. В «Динамо» работать очень тяжело психологически, зато какое наслаждение получаешь, когда побеждает твоя команда.

Шаповал Дмитрий

О ком или о чем статья...

Зуев Валерий Леонидович