Войти

Кумир ленинградских болельщиков

«Вести Федерации Футбола Санкт-Петербурга», 08.09.2003

Пожалуй, со времен великого голкипера Леонида Иванова не было игрока в «Зените», пользовавшегося такой устойчивой и всеобъемлющей популярностью. Были игроки, которых любили безмерно, но по прошествии небольшого времени страсти по ним утихали, а то и просто о них подзабывали. Личность же Казаченка для питерского болельщика была и до сих пор остается просто культовой.

Сам он колпинский – из колыбели кадров для «Зенита» (Эвальд Алам, Алексей Стрепетов, Георгий Хромченков, Юрий Герасимов, Александр Панов…). Его первыми наставниками были Сергей Сальников и Евгений Татьков. Выступая за местный «Ижорец», в 1971-м был примечен тогдашним тренером «Зенита» Евгением Горянским. Правда, места в основе ему пришлось ждать довольно долго. Что и неудивительно: в 71-м он был еще весьма сыроват, а в 72-м вовсю разыгрался отличный атакующий дуэт Анатолий Зинченко – Георгий Хромченков. И только с приходом нового тренера Германа Зонина, который основательно перетряс всю команду, у Казаченка появился шанс. Из «Зенита» по разным причинам ушли нападающие Лев Бурчалкин, Борис Кох, Владимир Гончаров, явно сбился прицел у так и не оправдавшего большие надежды Хромченкова, и Зонину ничего не оставалось, как в 1974-м доверить место в основе молодому 21-летнему Владимиру.

Сказать, что тот сразу же начал исправно забивать – нельзя. За 1974–75 г.г. 7 голов в 41 матче – результат не бог весть какой для форварда. Однако, его лидерские амбиции, неуступчивость и бескомпромиссность как на поле, так и в жизни, уже проявились вовсю. Не случайно, еще в 74-м он был в первый раз включен в символический список 33-х лучших игроков сезона.

А в начале 1976-го, не сумев смириться с весьма своеобразным педагогическим стилем Зонина, Казачёнок разругался с ним в прах. Последствия вполне предсказуемые – Владимиру пришлось искать новый клуб. Им стало вовремя «подсуетившееся» московское «Динамо». Вариант для него оказался совсем неплохой: тогда «Динамо» ставило перед собой высокие цели, руководил командой прекрасный тренер Александр Севидов, «динамовский дух» в то время был не пустым звуком, и играли в команде игроки сильные: Владимир Пильгуй, Александр Бубнов, Михаил Гершкович, Александр Максименков… Да и «долг Родине» можно было заодно отдать.

Стал ли Казачёнок в «Динамо» «своим»? Ведь, вроде, поиграл он там полезно: именно его гол в финале Кубка СССР-77 принес этот трофей его новой команде (в московском дерби «Динамо» победило «Торпедо» – 1:0). Он забивал не то, чтобы много, но стабильно, место в основе было ему гарантированно. Всего за 3 сезона в «Динамо» Казачёнок в 64 матчах провел 13 мячей. Успел Владимир провести и один матч в футболке национальной сборной, но зато какой: в составе сборной клубов СССР, совершавшей турне по Южной Америке, в Рио-де-Жанейро против самих бразильцев на знаменитом стадионе «Маракана» он в середине первого тайма вышел на замену (второй, и последний, матч он сыграл в Москве в 1979 году против сборной Финляндии в игре отборочного турнира чемпионата Европы). Но, все равно, как то не получается однозначно зачесть эти три сезона ему в актив. Особенно, на фоне того, что произошло в его карьере когда сменивший Зонина Юрий Андреевич Морозов снова позвал его в родную команду.

Очень нечасто бывает, что, возвращаясь в команду, покинутую по каким-либо причинам, игрок снова становится столь же ярким и необходимым, как прежде (например, Андрей Кобелев в «Динамо», Анатолий Зинченко в «Зените» – по возвращении они были уже не те…).

Возвращение же в «Зенит» Казаченка было просто триумфальным. Твердое место в основе, 44 гола за три сезона, доверие тренеров, абсолютный авторитет в команде, безграничное обожание болельщиков. Именно в этот период к «Зениту» приходит первый крупный успех в чемпионатах СССР – «бронза» 1980 года… После завершения в 1981-м футбольной карьеры Владимиром Голубевым, Казачёнок становится капитаном и уже царит в «Зените» безраздельно.

Определенно, ни про одного игрока нашей команды не было сочинено столько кричалок и стишков:

«Кто в футбол играл с пеленок? То Володя Казачёнок!»

«Я хочу иметь ребенка от Володи Казаченка!»

«Родила царица в ночь и не сына, и не дочь, не козленка, не котенка, а Володю Казаченка»

Все это из благостных 80-х, когда его звезда блистала нестерпимо ярко.

Интересное дело, для классного нападающего в футбольных данных Казаченка было весьма немало явных пробелов: и скоростью завидной он отнюдь не обладал, и удар у него был довольно невразумительный… Но уж что у него никак не отнимешь – это его напор: мощный, нахальный, злой. Обладая весьма неплохими физическими данными, он запросто таранил оборону соперника, умело прикрывая мяч корпусом, финтя и петляя, но при этом всегда был нацелен только на ворота, к ним его просто тянуло, как магнитом. Он участвовал во всех мало-мальски опасных моментах, создаваемых его командой у чужих ворот, практически не было и такого, чтобы он безучастно бродил по полю, когда его команда атакует. И еще всегда казалось, что он постоянно открыт, свободен – настолько ловко и умело он мог оторваться от опекавшего его защитника. Оставалось только отдать ему мяч – «ну, а остальное – дело техники…» И его несильный удар отнюдь не мешал ему быть на протяжении многих лет штатным пенальтистом «Зенита». Кстати, с пенальти он забил практически треть своих голов (26 мячей – третий результат за всю 54-летнюю историю чемпионатов СССР), что, впрочем, вовсе не принижает его бомбардирские достижения – львиную долю штрафных он сам же и заработал. А вот попробуй остановить этот «броневик» без нарушения правил!

И еще он всегда был совершенно уверен в себе, в своих возможностях. А когда есть уверенность – все получается.

В общем, Владимир купался в обожании ленинградских болельщиков. И, надо сказать, отрабатывал он за это сполна. А потом… Потом Морозов ушел в киевское «Динамо», и у руля «Зенита» в 1983-м встал молодой и никому еще как тренер неизвестный Павел Садырин…

Вообще-то, вопрос сосуществования звезды и неформального лидера с ярким и незаурядным тренером – тема отдельного глобального исследования. Примеров того, как не смогли ужиться «под одной крышей» две личности, одна из которых обладает яркой футбольной и личностной харизмой, а вторая по долгу службы обязана иметь непререкаемый авторитет у команды – несть числа. Самые свежие – Андрей Тихонов и Олег Романцев, Олег Терехин и Юрий Семин, да и в «Зените» не так давно мы могли это наблюдать…

Вот и у Садырина с Казаченком не заладилось. Уже с самого начала было ясно, что два этих медведя в одной берлоге не уживутся. Авторитет Казаченка в команде был непререкаемый, молодой же начинающий тренер Садырин смириться с этим никак не мог. Ближе к концу сезона-83 ситуация вокруг Владимира сложилась весьма напряженная и тот, в конце концов, был вынужден уйти. Приглашений из других команд не принял (а они, естественно, были), поднимать бучу, пользуясь своей бесконечной популярностью, не стал (а вполне мог!), а просто закончил играть в 31 год…

После, вместе с Зинченко, пару сезонов тренировал питерское «Динамо», глухо завязшее во второй лиге – но там все было просто безнадежно. На волне всеобщего повального стремления к обогащению начала 90-х без особых успехов пробовал себя в бизнесе, почти уже отошел от футбола, но тут пришло приглашение в школу «Зенит» на должность завуча. С подачи Геннадия Орлова, комментировал футбольные матчи (и получалось, кстати, весьма неплохо), пока не решил вновь попробовать себя в качестве тренера. Взял областной «Светогорец», с которым последовательно выиграл чемпионат области, Северо-Запада, вышел во вторую лигу, где несколько лет находился на ведущих ролях. В нынешнем году Владимир Александрович вновь вернулся в зенитовскую школу, взявшись тренировать команду, выступающую в турнире КФК, а уже затем последовало приглашение в петербургское «Динамо СПб», сначала на роль помощника Олега Долматова, а потом, после серии неудач динамовцев, на пост главного тренера.

О ком или о чем статья...

Казачёнок Владимир Александрович