Войти

Роман Березовский: «200 «сухих» матчей сыграть не планирую. Нам бы в премьер-лиге удержаться».

«Спорт уик-энд», 27.07.2009

Новый член Клуба Льва Яшина в эксклюзивном интервью «Спорт уик-энду» рассказал, что до сих пор сожалеет об уходе из «Зенита».

Как мы уже сообщали, сохранив в матче с «Амкаром» свои ворота в неприкосновенности (2:0), Роман Березовский вошел в символический Клуб Льва Яшина. В послужном списке голкипера «Химок» 100 «сухих» матчей - 99 в чемпионате России и 2 - кубковых. Отметим, что при этом экс-зенитовец не имел возможности пополнить список матчей, входящих в зачет Клуба Льва Яшина, выступая за национальную сборную. Ведь Березовский защищал цвета команды Армении. Вчера корреспондент «Спорт уик-энда» дозвонился до голкипера «Химок»...

- Следили ли вы за статистикой своих «сухих» матчей?

- Специально этим никогда не занимался, но года два назад прочитал материал о кандидатах в Клуб Льва Яшина и с удивлением обнаружил, что мне до заветной сотни осталось сыграть, кажется, шесть матчей. С тех пор и стал отслеживать. То, что после игры с «Амкаром» войду в хорошую компанию, знал.

- В свое время Олег Блохин никак не мог забить свой 200-й гол в зачет Клуба Григория Федотова, настолько давил на него груз психологической ответственности…

- Форвардам в этом плане сложнее, чем вратарям. У нас ведь работа такая - не пропускать. Забить же может любой из десяти полевых игроков. Я не испытывал никакого психологического давления. Давило, скорее, турнирное положение «Химок». Да и если бы, завершив карьеру, не вошел в Клуб Льва Яшина, трагедии бы из этого не делал.

- Тем не менее в матче против «Амкара» вы играли вдохновенно, и пермяки в один голос утверждали, что забить Березовскому было просто невозможно…

- Посмотрев в спокойной обстановке видеозапись этой игры, не могу согласиться с такими выводами. Где-то повезло, что форварды соперников в решающие моменты не проявили хладнокровия. Настрой же на игру у всех футболистов нашего клуба был действительно запредельный.

- Это связано с тем, что наконец-то разрешилась проблема выплаты долгов Егору Титову и появилась возможность доукомплектоваться, чтобы вести борьбу за сохранения места в премьер-лиге?

- Что бы там ни говорили наши недоброжелатели, но в «Химках» сейчас собрались честолюбивые ребята. Даже когда мы были на дне турнирной таблицы и не было видно выхода из этого положения, рук никто не опускал. Сейчас придут новые футболисты, усилится конкуренция на каждой позиции. Ребята это прекрасно понимают, и в последних матчах все выкладываются по максимуму.

- Трудно ли приходится вратарю команды, которая ведет отчаянную борьбу за выживание?

- Конечно, лучше было бы играть в клубе, который ведет борьбу за медали. Только выбирать не приходится. Главная сложность заключается в том, что напряжение чувствуется на протяжении всего сезона. Команды, находящиеся вверху турнирной таблицы, в каких-то матчах все же могут перевести дух, аутсайдеры – никогда.

- Вы начинали свою футбольную карьеру еще в чемпионате СССР, в ереванском клубе «Кошкагорц». В Армении всегда ведь были проблемы с высококвалифицированными вратарями, и было время, когда в составе «Арарата» было десять местных воспитанников и голкипер Александр Подшивалов. Кто сумел подготовить вас так, что и в России не затерялись?

- Как раз сегодня ко мне в гости заглянул первый тренер, Сергей Кайфаджан. Он до сих пор болеет за московский «Спартак» и вытащил меня в Лужники на матч с ЦСКА.

- После распада Союза вы отправились покорять Санкт-Петербург, или оказались в канувшей в Лету команде «Космос-Кировец» от безысходности?

- Когда тебе 19, хочется покорить весь мир. Это с позиции прожитых в футболе лет понимаешь, что тебе безумно повезло. В Санкт-Петербурге нашел команду, сумел проявить себя и получить приглашение в «Зенит».

- В 1994-м это был еще не клуб европейского уровня, но на место основного голкипера было четыре претендента…

- Мне пришлось нелегко. Особенно после того, как не взяли на сбор перед сезоном-1995 и отправили на полгода в аренду в «Смену-Сатурн». Что оставалось делать? Тренировался с еще большим рвением, старался доказать, что именно мне нужно доверить место в основе «Зенита».

- Что тяжелее: рваться в основу или ощущать, что тебе в спину дышат молодые честолюбивые конкуренты?

- Тяжелее удержаться на завоеванной вершине. Очень важно, чтобы тренер тебе доверял и не отправлял в глухой запас после первой неудачи. Они случаются у любого вратаря.

- Во времена вашей молодости в штате команд-мастеров очень редко были специальные тренеры вратарей. Сейчас они появились в каждом клубе. Чему могут научить эти специалисты 35-летнего голкипера?

- Для меня в работе с тренерами вратарей сейчас очень важен человеческий контакт. В 35 тренер вратарю нужен даже больше, чем в 20. С его помощью поддерживаешь физическую форму и психологическое равновесие. В том случае, конечно, если есть человеческий контакт. Для вратаря очень важно отрешиться от ошибок и неудачных игр, сохранив настрой на следующий матч.

- Вы помните свой первый матч, сыгранный «на ноль»?

- Разве его забудешь! Первый матч сезона-1996 с КамАЗом, когда, выйдя на замену в составе «Зенита», я сумел парировать пенальти.

- За долгую карьеру вы выиграли всего один титул - Кубок России весной 1999-го, но в этом матче не сумели сохранить ворота в неприкосновенности…

- Когда выигрываешь, не имеет никакого значения, пропустил ли ты голы или отстоял «на ноль». Поверьте, что любой вратарь будет счастлив, если его команда выиграет даже со счетом 5:4. Конечно, если главный тренер не сочтет, что четыре пропущенных мяча - перебор и не отправит в запас в следующей встрече.

- Из «Зенита», «Торпедо» и «Динамо» вы уходили, скажем так, по инициативе главных тренеров…

- В каждом случае была своя история. Пожалуй, самым обидным был уход из «Зенита». Молодой еще был, не умел контролировать свои эмоции. Во всех остальных случаях ничуть не сожалел о переходах. Просто шел по футбольной жизни дальше.

- Из «Динамо» вы перешли в клуб первого дивизиона. Ожидали, что вернетесь с «Химками» в премьер-лигу?

- Я шел в команду, где играли сильные футболисты: Андрей Тихонов, Андрей Кондрашов, Владимир Бесчастных, Эдуард Мор. Подбор исполнителей был на уровне элитного дивизиона, да и амбиции у всех соответствующие. Через год мы поднялись в премьер-лигу.

- Сложно ли играть в сегодняшних «Химках», где опытных футболистов практически не осталось?

- Было очень сложно, но сейчас как раз и придут опытные мастера.

- Как в команде отнеслись к публикации в ведущей спортивной газете страны, где утверждалось: «Константин Сарсания – блестящий футбольный менеджер, но никудышный тренер»?

- Я не отношу себя к числу тех, кто внимательно читает всю спортивную прессу. Об этой публикации слышал краем уха. В команде мы ее не обсуждали.

- Книгу известного спортивного журналиста Игоря Рабинера, в которой вас обвиняют во многих страшных грехах, тоже не читали?

- Нет. То, что я знаю, останется при мне. Возвращаясь к теме тренерских талантов Константина Сарсания, могу сказать, что работать с ним интересно. Его подход к игрокам построен на доверии. Тренировочные же занятия не слишком отличаются от тех, что проводили специалисты, которых относят к числу элитных.

- Сыграв 100 матчей «на ноль», ставите ли целью покорить рубеж в 150 или 200?

- Ну, это вы загнули! Так долго в футболе не живут. Для меня сейчас главный рубеж – сохранение «Химками» места в Премьер-лиге.

О ком или о чем статья...

Березовский Роман Анатольевич