Войти

Юрий Ковтун: «Вошел в профессию – это самое определенное ощущение»

«Спорт уик-энд», 20.07.2009

Юрий Михайлович Ковтун получил не так давно увольнительную из «МВД России», – команды, которую он принял еще составленной из работников милиции, поигрывавших в турнире КФК, и которую впоследствии довел до самого скандального первого дивизиона. Там впервые в своей карьере и «погорел». Потушив пожар, некогда мастер контактного футбола рассказал корреспонденту «Спорт уик-энда» о своей новой, тренерской жизни, посетовал на туманность перспектив талантливой милицейской молодежи после состоявшегося-таки снятия ФК «МВД России» с первенства России по футболу-2009 в первом дивизионе и поделился своими взглядами о современном российском тренерском цехе.

– Юрий, каковы ваши ощущения как новичка от тренерского дела?

– Вошел в профессию – это самое определенное ощущение. Работали в боевых условиях, каждый год поднимались выше – от КФК до второй лиги, от второй до первой. Только в этом сезоне нашей задачей был не результат в таблице, а успешное закрепление и наигрывание состава, который у нас ежегодно порядком менялся. Правда, в первом дивизионе спокойно создавать команду тоже невозможно. Чуть переборщишь с экспериментами – сразу свалишься на дно.

– Отставили вас за неудовлетворительные результаты?

– Формально – да.

– Столь же формально один из ваших руководителей заявил, что на 70 процентов отставка Ковтуна из-за неудовлетворительных результатов, а на 30 – от ошибок в кадровой политике.

– Было такое сказано. Причем в прессе, а не мне в глаза. Когда же я попросил обосновать эти цифры, человек ответил, мягко скажем, не совсем профессионально. При этом забыв оставить хотя бы процентик – пусть символический, на финансовые проблемы и их систематическое нерешение, сопровождавшееся пустыми обещаниями. Впрочем, подробно об этой ситуации я рассказал в своем блоге на популярном интернет-портале. Не хотелось бы вспоминать подробности того скандала, ведь сейчас главное, чтобы у ребят из «МВД России» было все нормально в плане их зарплат и премиальных, выплата которых после снятия команды с первого дивизиона вообще туманна. К тому же просто будет жаль ребят, ведь они неплохо прогрессировали. Нам удалось привлечь к работе весьма талантливых молодых игроков, которые при должном отношении к делу и соответствующем уважении к ним со стороны работодателей способны еще принести пользу нашему футболу.

– Каковы ближайшие перспективы ваших недавних подопечных?

– Насколько я знаю, команда продолжит свое существование в любительской лиге, где выступал ее второй состав. Это, конечно, сильно отбросит клуб назад. Но ребята были в курсе надвигающегося краха и будут искать для себя новые варианты продолжения карьеры в период летней дозаявочной кампании.

– Из коллег, что трудятся в премьер-лиге, кто вам ближе по духу?

– Юрий Красножан.

– Это на фоне ежесезонных смен составов, которые вас объединяли?

– Отчасти – да. Но главное все-таки в том, как этот человек работает и как он говорит о своей работе. Удивительно, но он каждые полгода-год пачками пропускает через себя новых игроков и умудряется выбрать из них нужных, которых затем встраивает в свой футбол. Я много сейчас слышу о точечной селекции, о том, что селекция должна быть только такой и никакой другой, но когда ваша команда находится в постоянном ритме профессионального движения (в моем случае – это максимальные турнирные задачи в низших лигах, в случае с Красножаном – это сохранение места в премьер-лиге при минимальном бюджете), то речь о постоянных наблюдениях за теми или иными понравившимися футболистами – что иначе называется ведением игроков – вести просто смешно. Многие тренеры в России вынуждены находить в кандидатах на пополнение состава необходимые качества за краткий промежуток времени. И умение это дорогого стоит.

– Если бы вам три года назад сказали, что команда Красножана при постоянной смене состава будет выживать в премьер-лиге, поверили бы?

– Не поверил, несмотря на стабильное состояние дел в нальчикском клубе. Такое сложно предполагать в условиях сильного чемпионата, но у нас каждый год находится кто-то, кто попадает в финансовую яму и находится на грани расформирования, и это способствует выживанию в лиге проблемных команд. Но интересных и, скажем так, здоровых.

– На ваш взгляд, Дик Адвокат уже выиграл с «Зенитом» все, что мог?

– Наверное, да. Если не быть идеалистом и не надеяться на победу в Лиге чемпионов, но для этого еще надо много поработать, и если не с нуля, то практически с начальных этапов. «Зенит» перестраивается, лучшие игроки уходят, другие, видимо, ищут новую мотивацию.

– А тренер? У Адвоката какая мотивация уходить в сборную Бельгии?

– Наверное, он завершил какой-то свой логический этап карьеры. Вывел «Зенит» на новый уровень, приучил игроков и публику к победам, поставил стильный футбол. Есть золото российского первенства, есть Кубок УЕФА, может, пора сменить обстановку? Хотя примеры Алекса Фергюсона и Арсена Венгера не позволяют создавать временные шаблоны для тренерской работы одного наставника в одном клубе.

– Фергюсон – величайший наставник, Венгеру интересно подводить к самому высокому уровню команды, изначально составленные по большей части не из готовых мастеров, при этом француз наверняка мечтает о Лиге чемпионов…

– Да, сравнивать их амбиции с теми, которые реальны для специалистов, трудящихся в нашем чемпионате, пока неправильно. Может быть, Адвокат ощущает после работы в «Зените» уверенность в больших победах и тех, которые не обязательно ждать еще слишком много времени. Сборная ведь при определенной подготовке и везении может выстрелить на ближайшем континентальном первенстве. В Бельгии голландский тренер может прийти к успеху кратчайшим и более новым путем. Все-таки работа в клубе и сборной – вещи разные. Хотя точные соображения и планы Адвоката доступны лишь одному ему, мы можем их только предполагать.

– Вы сами, получив тренерский опыт пока в одном клубе, смогли бы работать с командой, составленной из готовых мастеров?

– По-моему, мало кто из начинающих тренеров способен на это. Способен или не способен я, это можно понять только на практике, другое дело, что мне самому просто интереснее работать с молодыми ребятами, которые, по сути, еще ничего не доказали в футболе, но очень этого хотят.

– Александр Тарханов говорит, что при настоящем тренере у команды не только появляется поставленная игра, но и индивидуально развивается каждый ее футболист.

– Согласен. Одно без другого не может существовать. Даже те самые готовые игроки не смогут сформировать хорошую игру без дальнейшего персонального прогресса.

– А почему сразу сложно начать тренировать с премьер-лиги?

– Когда ты становишься тренером, то резко понимаешь, что теперь ты отвечаешь не за одного человека – себя, а за двадцать пять – тридцать подопечных. Ты двадцать лет отвечал за свою зону, своего соперника, а потом вдруг стал ответственным за разные вопросы, о которых ранее, может быть, даже не подозревал. Одно дело, когда ты сталкиваешься с людьми, которые не избалованы контрактами и скандалами, которые с уважением относятся к твоему игроцкому опыту, и совсем иное, когда начинаешь тренировать массу опытных ребят, работавших с классными наставниками, имеющих свои личные предпочтения в игре и еще много всего прочего. Прежде чем попасть в подобный экстрим, нужно войти в работу. Хотя вот у Андрея Гордеева вроде получается управлять «Сатурном», составленном из очень хороших исполнителей.

– Причем Гордеева-игрока помнят очень немногие. То есть человек фактически без имени возглавил такую команду. Каково это?

– Андрей наблюдал за «Сатурном», видел тренировки главной команды, сам тренировал дубль. Я знаком с ним…

– …еще по игре за «Динамо»?

– Нет, в «Динамо» мы не пересекались. По учебе в ВШТ. Спокойный, уверенный в себе парень, с прагматичными взглядами на футбол. Надеюсь, у него получится стать исключением из правил, и он докажет, что может тренировать лучше ряда иностранных тренеров, которые к нам заезжали.

О ком или о чем статья...

Ковтун Юрий Михайлович