«Спорт-Экспресс», 14.10.2011
Вчера на Головинском кладбище Москвы состоялось открытие памятника футболисту московского «Динамо» и сборной СССР Анатолию Кожемякину, так много обещавшему на поле, но трагически погибшему на взлете своей карьеры.
Подкупает трогательное внимание нынешнего руководства ФК «Динамо» к людям, принесшим клубу славу и популярность. В том числе и к незаслуженно забытым именам. Кожемякин не успел сделать того, на что был запрограммирован своим необычайным талантом, но уже одно то, что этот бриллиант появился именно в «Динамо», добавляет частичку к величию клуба.
…«Вот вам песня о том, кто не спел, не спел, и что голос имел – не узнал, не узнал». В отличие от персонажа песни Владимира Высоцкого центрфорвард Кожемякин «что голос имел», узнал, но и только. Жизнь одаренного форварда, какие появляются у нас, может быть, раз в полвека, оборвалась в 21 год.
Родился футболист, обещавший стать выдающимся, 24 февраля 1953 года в Москве. Начинал в группах подготовки «Локомотива» у тренера Василия Панфилова, потом перешел в ФШМ к Валерию Бехтеневу и Валентину Бубукину. В чемпионате СССР за «Динамо» дебютировал 17-летним в матче с «Торпедо». За короткий футбольный срок у Кожемякина набралось столько личных и командных достижений, сколько иному и во сне не приснится. В составе сборной Москвы он стал победителем турнира Всесоюзной спартакиады школьников 1969 года и был признан лучшим нападающим турнира. Лучший бомбардир «Кубка юности» 1968 года (5 голов), лучший нападающий «Кубка надежды» 1969-го. 3-й призер чемпионата СССР 1973 года, в том же году – обладатель приза «Вечерней Москвы» лучшему столичному бомбардиру – 16 голов. Второй после Олега Блохина бомбардир чемпионата СССР 1973 года. Финалист розыгрыша Кубка кубков-1971/72. Центрфорвард №1 в списке 33 лучших футболистов страны 1973 года. Сыграл 3 матча за сборную СССР, в составе которой дебютировал 19-летним, один – за олимпийскую, 4 – за молодежную (2 гола).
– Наш футбол потерял в его лице второго Стрельцова, – считает друг и партнер Кожемякина по «Динамо» Анатолий Байдачный. – Это был форвард без изъянов, обладавший великолепной техникой, скоростью, невероятным голевым чутьем. На турнире УЕФА 1971 года (тогда еще неофициальном юношеском первенстве Европы) группу атаки сборной СССР составляли Кожемякин, Блохин и я, а «под нами» диспетчер Буряк. Толя тогда стал лучшим бомбардиром (7 голов в 5 матчах) и получил приз лучшего нападающего, который прежде никому не вручался. Его гибель стала огромной потерей для отечественного футбола. Говорили, что причиной тому стали нарушения Кожемякиным режима. Это не так. Тогда все нарушали понемножку, и он – не больше других. Видно, судьбой так было предопределено. Толя был очень добрым, отзывчивым парнем, умел постоять и за себя, и за товарищей, и для меня это была невероятная утрата.
Мощный (рост 180 см, вес 78 кг), на дистанции убегавший от любого защитника, обладавший редким голевым чутьем, Кожемякин смело вступал в единоборства, прекрасно играл головой, но больше всего запомнился неординарными голами и неудержимыми проходами с мячом к воротам, свойственными легендарным форвардам Всеволоду Боброву, Сергею Соловьеву, Эдуарду Стрельцову.
В 1973 году Кожемякин перенес тяжелейшую травму – разрыв крестообразных связок, и врачи предсказывали ему хромоту до конца жизни. Но он вернулся на поле при всех своих лучших футбольных качествах.
Если Кожемякин забивал, «Динамо» выигрывало. Только в одном матче из 23, в которых Анатолий поражал ворота, бело-голубые уступили и еще один завершили вничью. 11 раз его голы оказывались победными! Забил он и решающий гол в четвертьфинальном матче Кубка кубков-1971/72 белградской «Црвене звезде». Но на финал против «Рейнджерс» Кожемякин не вышел из-за травмы, его очень не хватало на поле, и вполне возможно, как раз и не хватило динамовцам для победы.
– Футболистом Толя был от Бога, – считает еще один партнер Кожемякина по нападению «Динамо» Михаил Гершкович. – Разносторонний, неординарный, он, как и все таланты, попал в основной состав, минуя дубль. С его гибелью футбол потерял много. И мне очень приятно, что новое руководство «Динамо» вспомнило о Кожемякине, как и о других бывших звездах команды, свято чтит их память. Без знания прошлого нет будущего. А в прошлом у клуба великие достижения, популярность в Европе, в мире. «Динамо» всегда имело свое лицо, свой стиль. Сейчас оно делает широкий шаг к новым достижениям, и, думаю, что нынешние успехи клуба каким-то образом связаны с трепетным отношением руководителей бело-голубых к клубной истории и тем, кто ее создавал.
– К сожалению, я не видел Кожемякина в игре – был еще маленьким, но мой партнер Саша Маховиков много про него рассказывал, – сказал главный тренер «Динамо» Сергей Силкин, присутствовавший на открытии памятника. – Судя по этим рассказам, модельные характеристики форварда Кожемякина были близки к идеалу. Каждое новое поколение футболистов должно знать о лучших своих предшественниках, чтить их память. Без этого трудно ожидать от команды новых больших достижений.
Трагедия случилась 13 октября 1974 года. Анатолий с приятелем застряли в лифте. Тот, открыв дверь, выбрался наружу. Следом за ним полез Кожемякин. И тут лифт тронулся…
«Конь на скаку и птица в лёт. По чьей вине?»
О ком или о чем статья...
Кожемякин Анатолий Евгеньевич