Войти

Талант особого рода

«Чемпионат», 27.08.2010

В истории советского футбола было много известных игроков, выступавших за пределами Москвы. Одним из них является Геннадий Красницкий, которому 27 августа 2010 года исполнилось бы 70 лет.

Геннадий Красницкий родился в Ташкенте, школьником увлекся футболом и играл на стадионе «Пищевик». О детской увлеченности футболом вспоминал сам Геннадий Александрович: «Попасть в команду была желанная мечта каждого мальчишки. Спасибо, что природа меня не обделила силой, и в день я проводил несколько матчей, которые длились по два часа и исчислялись десятками забитых мячей. Я был безмерно счастлив, когда однажды тренер «Пищевика» Геннадий Ермаков пригласил меня в команду. Он и был моим первым наставником». Тренер Геннадий Васильевич Ермаков вспоминает: «Тринадцатилетний Гена Красницкий попал в поле моего зрения и обратил на себя внимание прежде всего умением забивать. Благодаря именно этой его способности «Пищевик» в 1954 году выиграл все соревнования, почти все голы забил Гена».

На стадионе «Пахтакор» Красницкого впервые увидели в 1956 году, когда он играл за юношескую сборную Узбекистана. А с 1958 года Красницкий стал выступать за «Пахтакор», в котором провел 13 сезонов.

В первом же матче в Ташкенте с нижнетагильским «Металлургом» 13 апреля 1958 года Красницкий открыл счет своим голам, пока еще во втором эшелоне. А всего в классе «Б» за два сезона Красницкий забил 24 гола, причем в 1958 и 1959 годах становился лучшим бомбардиром команды. Геннадий Александрович играл в первом матче «Пахтакора» в высшей лиге и забил первый гол в 1960 году, когда «Пахтакор» включили в высший эшелон. В сезоне-60 он забил 19 мячей, всего на один гол отстав от лучшего бомбардира первенства тбилисского динамовца Калоева.

В первый сезон в высшей лиге блестяще сыграл тандем Красницкий – Стадник, созданный тренером «Пахтакора» Келлером. В линии нападения «Пахтакора» играли два нападающих, которые доставили много неприятностей своим противникам.

Красницкий зарекомендовал себя хорошим бомбардиром, в чем немалая заслуга его партнера по атаке, играющего в острокомбинационном стиле. Все команды высшей лиги могучую фигуру Красницкого воспринимали с опаской, если не сказать с дрожью в коленках. Первыми почувствовали это московские армейцы в 1961 году, пропустив на «Пахтакоре» от грозного ташкентца три гола. В следующем матче в Минске Геннадий вновь порадовал почитателей его таланта – опять хет-трик.

После таких бомбардирских подвигов Красницкого приглашают в сборную СССР для участия в товарищеском матче со сборной Польши в Варшаве. В команде выступал почти весь состав, выигравший первый Кубок Европы: Яшин, Медакин, Нетто, Чохели, Воронин, Маношин, Метревели, Иванов, Бубукин, Месхи.

На месте центрального нападающего в те годы выступал 20-летний Валерий Лобановский, и во втором тайме матча в Варшаве вместо него вышел Красницкий. Сезон 1961 года вообще стал показателен для Геннадия. В 24 матчах он забил 20 голов, а это 0,83 гола за матч! Не менее успешным выдался и следующий год: 39 голов дебютанта в первых двух сезонах – такого не смог добиться никто из самых знаменитых форвардов.

В 1962 году «Пахтакор» занял шестое место в чемпионате, опередив многих старожилов высшей лиги. Игрокам команды, в том числе Красницкому, было присвоено почетное звание «Мастер спорта». Талант его как игрока был так велик, что, пожалуй, и на треть он не использовал отпущенного ему потенциала.

Авторитет у Красницкого был высочайший. Пройдя школу великих тренеров – Аркадьева, Якушина, Качалина, Соловьева, работавших в «Пахтакоре», – он, как никто другой, тонко понимал игру.

Не раз Геннадий Александрович представлял нашу страну и на различных турнирах. Так, к примеру, по окончании сезона 1963 года он был приглашен в состав сборной клубов в турне по Южной Америке.

Об одном моменте этого турне стоит рассказать отдельно. В матче с бразильцами в ворота хозяев назначили стандарт, и к мячу подошел Красницкий. Вот как он сам рассказывал об этом эпизоде. «Очень хочу закрутить мяч. Пусть знают, что и нам знаком «сухой лист». Бью сильно внутренней стороной стопы. Получилось так, как нужно. Обогнув стенку, мяч влетает в незащищенный вратарем угол. Трибуны молчат. А мне хочется кричать во все горло: «Гол, гол! Да еще в Бразилии! И забил здорово!»

Второй мяч, забитый Красницким в Южной Америке, уже давно вошел в историю, хотя обстоятельства, при которых он был забит, кажутся неправдоподобными. При ударе Геннадия мяч пробил сетку ворот, что по законам физики никак не может произойти. Рассказывает автор гола: «Шла 83-я минута. Все клонилось к «нулевке». Но тут за явный снос Лобановского метрах в двадцати от ворот назначается штрафной. Подойдя ко мне, он попросил: «Гена, исполни!»

На следующий день наш переводчик прочел в газете «Коррео»: «Если бы мяч попал во вратаря, команде пришлось бы подыскивать другого голкипера. «Кристалл» нокаутирован…»

На поле возник спор: был ли гол? Тренер «Кристалла» знаменитый Диди категорически утверждал, что ворота не были взяты. Однако судья Алмейда колебался недолго. Зияющая дыра в сетке – веский аргумент.

Вынесли свое решение и справедливые зрители, которые после игры вынесли Красницкого с поля на руках! А утренние газеты подтвердили правильность решения арбитра. Беспристрастный объектив камеры фотокорреспондента газеты «Ультима Ора» запечатлел мяч в воротах в сантиметре от штанги.

Кстати, еще один мяч, который пробил сетку, Геннадий Красницкий забил в международном матче в Греции.

Обо всем этом Геннадий Красницкий рассказал в своей книге воспоминаний «От Рио-де-Жанейро до Монтевидео», сегодня являющейся библиографической редкостью. 25 ноября 1966 года в матче с московским «Спартаком» в Ташкенте Красницкий забил еще один чудо-гол. В центре поля был назначен штрафной удар в сторону «Спартака». Красницкий стал задумчиво колдовать с установкой мяча. Зная его незаурядные качества исполнителя штрафных ударов, кто-то из спартаковцев предложил выстроить «стенку», но вратарь Владимир Маслаченко громко крикнул, что обойдется без нее. Красницкий начал разбег со своей половины поля, отчаянный бросок голкипера не помог – мяч ядром влетел в сетку.

В сентябре 1969 года Геннадий Красницкий забил 100-й гол в зачет престижного клуба бомбардиров Г. Федотова, став в нем первым пахтакоровцем.

Несмотря на постоянные приглашения из Москвы, Киева, других городов, Геннадий выступал только в своей родной команде и был предан ей до окончания своей карьеры. За «Пахтакор» в чемпионатах, кубковых и международных матчах им в 13 сезонах было сыграно более 400 матчей и забито более 200 голов.

По завершении игровой карьеры Красницкий работает тренером в ташкентском «Тракторе», родном «Пахтакоре» и джизакской «Звезде», выступавшей в 80-х годах в 1-й лиге.

Мне посчастливилось работать с Геннадием Александровичем в «Звезде». В 1983 году он пригласил меня в команду в качестве администратора. Мне было всего 22 года и не было опыта работы на такой ответственной должности. Приходилось учиться и набираться опыта, при этом были и ошибки в работе. Но я был очень благодарен Геннадию Александровичу за его терпение, можно сказать отеческую поддержку. Он всегда был готов прийти на помощь, выручить в трудную минуту.

Он был очень порядочным и честным человеком, не терпел фальши и лицемерия. Многие партийные и спортивные чиновники тех времен боялись его принципиальности и открытости в своих высказываниях. Сколько им доставалось от него, когда не решались те или иные организационные или административные проблемы! Он никогда не был приспособленцем, а его жизненная позиция сформировала меня как молодого человека. Его популярность была огромна не только в республике, но и во всей стране. После окончания наших гостевых игр сотни любителей футбола ждали его возле автобусов и раздевалок, желая получить автограф от известного футболиста.

Именем Красницкого названа футбольная школа и спортивно-оздоровительный комплекс в Бектемирском районе Ташкента. Нынешнее поколение любителей футбола мало знает о выдающемся форварде «Пахтакора». Но в те времена его любили болельщики, при объявлении его фамилии на наших и зарубежных стадионах неизменно гремели аплодисменты.

Привожу эту информацию не только для любителей футбола со стажем (надеюсь, они вспомнят прекрасные мгновения игры Красницкого), но и, главным образом, для молодых болельщиков. Им надо знать историю футбола своей страны, в которую имя Геннадия Красницкого вписано золотыми буквами.

Любители футбола нашей страны не только почитают Красницкого как выдающегося футболиста и тренера, но и благодарны ему за его верность родному городу, команде «Пахтакор» и Узбекистану. И совершенно справедливо, что по опросу видных специалистов и журналистов Геннадий Красницкий признан лучшим футболистом Узбекистана ХХ века.

Геннадий ЛОГОФЕТ (капитан московского «Спартака»):

– Гена всегда был открытым в общении и готовым для дружеской шутки. Помню его потрясающий гол в наши ворота с середины поля. В адрес нашего вратаря никто тогда не сказал ни слова упрека – такие мячи из числа неберущихся. Гена был явным лидером в «Пахтакоре», но элементов заносчивости или высокомерия мы у него не замечали. К нему все «спартачи» относились с уважением – как к футболисту и как к человеку.

Владимир ПЕРЕТУРИН (телекомментатор, Москва):

– Это был футболист, на которого ходили болельщики. Каждый его удачный финт становился предметом обсуждения, а о его сокрушительных ударах вообще ходили легенды. «Проблема Красницкого» всегда стояла перед командой, которая встречалась с «Пахтакором», ташкентский клуб всегда считался самобытной командой, ну а Геннадий Красницкий был одной самых ярких и впечатляющих фигур той футбольной эпохи.

Анатолий БЫШОВЕЦ :

– На каждой установке перед матчем с ташкентцами тренеры всегда говорили нам: не расслабляться! Делать это с командой, где играет Геннадий Красницкий, ни в коем случае нельзя. Он один мог решить исход поединка в пользу «Пахтакора» и делал все неожиданно: рывок, пас, финт, а главное – удар!

Евгений ЛОВЧЕВ:

– В нынешнем футболе я не вижу игроков, равных Красницкому по классу. Безусловно, из поколения того времени Геннадий Красницкий прочно входил в число наших звезд, самых известных и популярных футболистов, таких как Стрельцов, Воронин, Шестернев, Понедельник… Он был не только замечательным спортсменом, он был еще и замечательным человеком – с ним было легко и приятно общаться.

Константин БЕСКОВ:

– Красницкий был одной из самых ярких личностей в нашем футболе – отличные физические данные, работоспособность, удар. Мне нравился этот парень. Все обычно говорят об индивидуальных качествах Красницкого как бомбардира, но не следует забывать и о его тактическом мышлении – одним точным пасом он умел отсечь сразу несколько игроков обороны и вывести партнеров на завершающий удар. Красницкий вполне мог бы играть в любом современном европейском клубе.

Борис АРКАДЬЕВ:

– Умножьте все сделанное Красницким на два, и вы получите представление о его способностях.

О ком или о чем статья...

Красницкий Геннадий Александрович