Войти

Летающий защитник

«Спорт-Экспресс Футбол», 06.06.2000

Наиболее ценимые тренерами качества защитника – простота, строгость, даже некая суровость в игре, не терпящая малейших отклонений от канонов. Константин Крижевский на первый взгляд пренебрегал раз и навсегда установленными правилами игры в обороне. Он порой словно парил в воздухе, вытворяя такие соло, которым позавидовал бы классный цирковой артист. Удары в падении через себя, всевозможные кульбиты, другие головоломные трюки следовали один за другим. То он вдруг вылетал параллельно газону и головой снимал мяч с ноги форварда, а то, наоборот, взмывал вверх и там, где другой сыграл бы головой, в шпагате перехватывал высоко летящий мяч. «Крижевский играл таким образом, что мог навести балетмейстера на мысль о возможности постановки балета на футбольную тему», – заметил как-то классик нашей футбольной журналистики Лев Филатов. И публика живо откликалась на пируэты защитника-циркача.

Обычно зрители ходят на самобытных форвардов, на блестящих вратарей. Защитники (считай, разрушители) в этом плане обделены вниманием публики. Крижевский оказался исключением. На него ходили так же, как на Стрельцова, Сальникова, Симоняна – полюбоваться великолепным спектаклем талантливого футбольного актера. Смертельный номер всегда щекочет нервы, привлекает публику. И, на взгляд зрителей, Крижевский постоянно рисковал в игре, предпочитая даже в непростых ситуациях использовать приемы высшей категории сложности, от которых у болельщиков кровь замирала в жилах. И все это без потерь для себя и, что главное, для команды.

Другому тренер не простил бы таких фортелей. Но «Динамо» в. звездные годы Крижевского возглавлял Михаил Якушин. И хотя он был сторонником строжайшей дисциплины в обороне, не допускающей никаких излишеств, Крижевскому разрешалось все что угодно, поскольку шло не во вред прочности защитных редутов.

Тренер понимал, что постоянная игра в полетах, в подкатах – не прихоть, не желание футболиста покрасоваться, а состояние его души. Иначе он просто не мог играть. Кто-то написал, что Крижевский не любил простых решений на поле. Мне же кажется, что он был рожден для сложного во имя простого, все его цирковые номера, выглядевшие, может быть, вычурно в исполнении когото другого, были естественны для его атлетического сложения, координации, психологии и потому эффектны, изящны, элегантны. Свой стиль он ни у кого не заимствовал, потому как из российских предшественников, по рассказам, нечто подобное демонстрировал лишь Федор Селин. Но Крижевский не видел Селина в игре, и высший пилотаж, свойственный ему, выработал сам.

Подражать ему мечтали многие. «Я выбрал специальность центрального защитника и вообще болел за «Динамо», потому что восхищался игрой Крижевского», – признавался прекрасный защитник столичного «Динамо» и сборной СССР 60-х годов Виктор Аничкин.

Возник футбол Крижевского не на пустом месте. Лет в десять он попробовал себя на цирковой арене, но тяга к игре оказалась сильнее. Начинал вратарем в команде одного из московских ремесленных училищ, которое во время войны эвакуировали в Куйбышев. К слову, на чемпионате мира 1958 года еще были запрещены замены, и Крижевский на тренировках надевал вратарские перчатки, готовясь в случае травмы заменить по ходу игры Льва Яшина. В 1946 году переквалифицировавшийся уже в защитника 20-летний Крижевский дебютировал в куйбышевской команде «Крылья Советов».

– Мне пришлось впервые встретиться с Крижевским на поле в 1947 году, – рассказывал его предшественник на месте центрального защитника московского «Динамо» Леонид Соловьев. – В этой игре ему пришлось опекать нашего центрфорварда Сергея Соловьева. Крижевский отыграл очень хорошо. Сергей, лучший бомбардир в истории «Динамо», в тот раз не добился успеха.

После призыва в армию (1948 год) перспективный защитник оказался в московской команде ВВС. Ее он и представлял в новорожденной сборной СССР, выступавшей на Олимпиаде 1952 года, где Крижевский не пропустил ни одного матча. После ликвидации ВВС в 1952 году Крижевский провел несколько матчей за МВО, а затем из многих вариантов выбрал московское «Динамо». Был одним из лидеров команды, столпом ее обороны в самое успешное динамовское десятилетие, когда бело-голубые в семи чемпионатах подряд не оставалась без медалей, начав этот славный поход выигрышем Кубка СССР в 1953 году.

Крижевский вскоре стал капитаном команды, центральной фигурой в знаменитом оборонительном динамовском ансамбле, получившем название «Три К»: Владимир Кесарев – Константин Крижевский – Борис Кузнецов. «Мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда, – говорил впоследствии капитан «Динамо». – Для общения на поле нам не требовалось ни громких возгласов, ни жестикуляции. Лишь изредка – подсказка по ситуации».

В 1958 году сборная СССР дебютировала на чемпионате мира в Швеции. Линию ее обороны составляло динамовское трио. Зарубежные специалисты высоко оценили игру Крижевского, выделяли его в сборной СССР наряду со Львом Яшиным, Владимиром Кесаревым, Юрием Войновым, Валентином Ивановым, Анатолием Ильиным.

За почти 40 лет, что Крижевский не выступает на футбольных полях, не родилось еще защитника, сумевшего бы повторить его воздушные трюки. Он так и остался непревзойденным.