Войти

Михаил Ермаков: «Работать с детьми - интересно».

«ФутболКа», 19.11.2008

Один из тренеров калужской СДЮШОР «Торпедо» Михаил Вячеславович Ермаков поделился с «ФутболКой» своими взглядами на детско-юношеский футбол в целом и в нашем регионе в частности.

- Расскажите, как вы оказались в футболе и, в частности, стали детским тренером?

- Я с шести лет занимаюсь футболом в этой школе. Раньше она называлась ДЮСШ Гороно, теперь это СДЮШОР «Торпедо». Играл в командах мастеров, потом закончил. Четыре года назад Михаил Иванович Стрыков пригласил меня возглавить команду 1993 г.р. Первый год мы больше дурака валяли, ну, а потом уже стали работать серьезно.

- Каких успехов добилась Ваша команда?

- Все достижения приходятся на этот год. Ранее мы только отбивались, а в этом сезоне заняли второе место в Первенстве России и вышли в финальный этап, который проходил в Волгограде. Там из восьми команд мы стали шестыми. Первенству области особого внимания мы не уделяли – мальчишкам тяжело было перестроиться после Первенства России. Выиграли мы Кубок области, плюс Спартакиаду среди школьников 1991 г.р. тоже выиграли. Еще был турнир «Кубок «Спартака» в Боровске в честь олимпийского чемпиона Парамонова, где мы также заняли первое место.

- Чем Вас привлекает работа с детьми?

- Это интересно. Учишь мальчишек, а они на глазах растут, прибавляют в мастерстве. Сам порой удивляешься на них.

- Какие проблемы возникают при работе с юношами? Трудно ли бывает им что-либо объяснить?

- Бывает трудно. Кому-то надо долбить одно и то же, и бывают такие ситуации, что нервы уже не выдерживают. Сто раз повторяешь одно и то же, двести раз - а игрок все равно не понимает. Порой, эмоции захлестывают. С маленькими, конечно, так не поговоришь, а здесь мальчишки взрослые, с ними можно и по-мужски поговорить. Бывает и наоборот: мгновенно все понимают, даже одного взгляда достаточно. 

- Что можете сказать о детско-юношеском футболе в нашем регионе?

- Конечно, хотелось бы, чтобы игры судили трое арбитров. Но судей у нас не хватает, и зачастую судят тренера или один судья. 

Ну, и денег у нас в школе маловато, поэтому под опеку нас взял президент «МиКа» Олег Геннадьевич Митрофанов. С финансовыми вопросами он нам помогает: поездки оплачивает, снимал поле в Анненках, выделил сумму на Волгоград.

Проблемный вопрос у нас – поля. Если было бы хорошее поле, как у того же «Локомотива», то мальчишки бы быстрее и лучше раскрылись. Но и то мы с «Локомотивом» играем на равных, хотя тренируемся на своей «коробке», да в зале. 

Но все равно ребятам нравится, они хотят заниматься, почти никто тренировок не пропускает. Пусть у меня их не так много - 15 человек всего, но на тренировки 13-14 человек приходят, редко меньше бывает. 

- На что в первую очередь нужно ориентировать детей: на результат или на процесс его достижения, на качество игры?

- На все в совокупности. Вот когда мы играли на Первенство России, я пожертвовал всем ради результата. А когда вернулись и стали играть на область, то перестроились и стали играть в другой футбол.

- Сейчас существуют две системы подготовки футболистов в спортивных школах. Первый вариант - когда команду от набора до выпуска ведет один тренер, и второй - когда команда передается тренеру, специализирующемуся на конкретном возрасте. Какой вариант, на Ваш взгляд, более эффективен?

- Сложный вопрос… Сейчас у нас «Локомотив» перешел на эту систему… Здесь все зависит от конкретной ситуации. Один тренер может взять команду и до конца ее довести, и она будет расти и прибавлять. А другой возьмет детей, два-три года проработает, и все - дальше мальчишки не прибавляют. Тут уже должен директор школы смотреть: если чувствует, что не получается больше, значит, нужно эту команду другому тренеру передать.

- О втором варианте в «Торпедо» не думали?

- Ну почему, есть такие мысли. Главное – чтобы мальчишки росли, не стояли на одном месте. Ведь и тренер все это понимает, но как-то жалко расставаться с ними.

- Вы в своей работе опираетесь на какие-то методики, наработки или полагаетесь больше на свой опыт?

- И то, и другое. 

- А можете выделить тренера, действия которого являются для вас образцом? Или такого нет?

- Нет, не равняюсь ни на кого. Любой тренер нормальный, если у него есть хорошие игроки. Все зависит от подбора футболистов. Будут хорошие игроки - будет и результат.

- Сейчас все чаще тренерами становятся молодые ребята, сами только-только выпустившиеся из спортшколы. Оправдано ли это и вообще насколько можно доверять такому молодому специалисту?

- Такому парню нужно доверять. Он обобьется через свои ошибки, и потихоньку станет своим в тренерском коллективе. Ведь бывает, что, заканчивая школу, видно, что из парня хорошего футболиста не выйдет, а он хочет связать свою жизнь с футболом. Конечно, пускай он будет тренировать, пусть донесет свои знания до юных игроков.

- И напоследок такой вопрос. Ни для кого ни секрет, что существуют определенные трудности при выпуске молодого футболиста из школы и его дальнейшем переходе из юношеского во взрослый футбол. Как легче адаптироваться, как безболезненнее пережить этот процесс молодому игроку?

- Конечно, тренер должен помогать такому игроку, поддерживать его. Все индивидуально и бывают разные ситуации. Кто-то приходит в команду и чувствует, что он здесь ничего из себя не представляет. Здесь важно доверие тренера – тогда потихонечку игрок набирается опыта, прибавляет. А бывает наоборот: человек уверен в себе, и при должном отношении он быстро заиграет на новом уровне.

Надо просто дождаться своего часа. Если тренер верит в игрока, видит в нем потенциал, то все у молодого футболиста получится.

О ком или о чем статья...

Ермаков Михаил Вячеславович