Войти

Виталий Сафронов: «А меня в «Балтике» все-таки обманули...»

«Калининградские Новые Колёса» 15.07.2004

До прихода в «Балтику» летом 1999 года нападающий Виталий Сафронов уже имел солидный футбольный опыт. В послужном списке форварда значились калужская «Заря», столичные «Пресня», «Асмарал» и «Динамо». А также самарские «Крылья Советов». (К тому моменту за клубы высшего дивизиона он провел 177 матчей и забил 36 голов, - прим. авт.)

Поздней осенью Сафронов, как и большинство игроков «Балтики» образца 1999 года, покинул янтарный край. Уехал, так и не получив всех заработанных денег. Тогда Виталий подписал контракт с воронежским «Факелом» - командой российской элиты. В ней он провел два - по его признанию - не самых плохих сезона. (Сафронов добавил к послужному списку выступлений на высшем уровне 53 матча и 18 голов, - прим. авт.)

Затем гроза вратарей мелькнул в астраханском «Волгаре-Газпроме» и белгородском «Салюте-Энергии».

В нынешнем сезоне 31-летний Сафронов снова защищает спортивные цвета «Факела» - безоговорочного лидера центральной зоны второго дивизиона.

Я позвонил Сафронову в Воронеж. Он находился в хорошем настроении и был словоохотлив.

 

- Я смотрю, вы скоро с «Балтикой» местами поменяетесь: Калининград во второй дивизион, а Воронеж - в первый, - заметил я.

- Не хотелось бы, чтобы «Балтика» вылетела, - последовал ответ. - Такой город, как Калининград, обязан иметь команду, если не в премьер-лиге, так в первом дивизионе - уж точно. А вообще и Воронеж, и Калининград уже играли в элите, и в обоих городах прекрасные болельщики, которые не заслуживают второсортного футбола. Говорю, положа руку на сердце.

- В «Балтике» ты появился в середине лета 1999 года. Почему покинул «Крылья Советов» - команду высшей лиги?

- В Калининград я прибыл из Самары, где провел, пожалуй, лучшие футбольные годы. Мой контракт заканчивался, а предложений о его продлении не поступало. Я не знаю, с чем это было связано. Может денег не было, может еще что-то... Истекало и время дозаявок. Я находился дома в Калуге. Мне позвонили и пригласили в «Балтику».

Я бывал в Калининграде и раньше, поэтому прекрасно знал, что болельщики здесь помешаны на футболе. Помню, еще по юношам здесь мяч гонял. Да и когда в «Крыльях» выступал, встречался с «Балтикой»...

Чепель предложил мне финансовые условия, которые меня полностью устроили. Я долго не раздумывал. Видел, что «Балтика» идет в лидерах и способна вернуться в «вышку». Состав-то был очень сильным. Все ребята играющие собрались - Аджинджалы, Саная, Федьков, Силин, Горбачев, Дементьев... Не раз приходилось против них играть... А Юру Бавыкина знал по совместному выступлению в Самаре. Футбольный мир очень тесен - все друг друга хоть раз, но видели на поле. В общем, когда прибыл в Калининград, многих игроков знал если не лично, то визуально.

- Как тебя приняли в команде?

- Коллектив в «Балтике» тогда был просто потрясающий - и по игре, и по человеческим качествам. Я быстро нашел общий язык с партнерами. Если человек выкладывается на поле и не делает подлостей за его пределами, никаких трений не возникает. Я проблем с адаптацией не испытывал. Сплоченный коллектив в футболе называют «бандой» - в хорошем смысле этого слова. Тогда был как раз тот случай.

- Приглашая тебя, Чепель сказал, что перед «Балтикой» поставлена задача вернуться в высший дивизион?

- Конечно. Это было одной из главных причин, почему я согласился перебраться в «Балтику».

- Чего же не хватило команде для того, чтобы решить задачу?

- Не хотелось бы затрагивать эту тему. Ворошить прошлое... Скажу лишь, что по составу команда была сильнейшей в первой лиге. И все ребята мечтали выиграть турнир...

- Отыграв в «Балтике» три месяца, ты решил покинуть клуб. Сам искал варианты трудоустройства или позвали в «Факел»?

- За свою карьеру я никогда самостоятельно не искал команды. Я даже не знаю, как это делается. Селекционеры меня находили. В конце 1999 года «Балтика» развалилась. Клуб покинуло очень много народу. И Бавыкин ушел, и Аджинджалы, и Федьков, и Саная, и Горбачев...С Сашей, кстати, мы в 2000-м вместе в «Факеле» играли.

- Неужели Чепель не уговаривал остаться?

- Какие уговоры? Я пришел в «Балтику» во втором круге, и не то что премиальных - зарплаты не видел! Дали нам, кажется, половину одной зарплаты - и это за три месяца! Начальство все время кормило одними обещаниями!

Ребята рассказывали, что в первом круге хоть какие-то деньги Чепель платил. Правда, не в полном объеме. А летом, когда я в клубе появился, очень серьезные перебои с деньгами начались. С голоду я, конечно, не пух. Сбережения кое-какие имелись. Но все же... Неприятно, когда тебя держат за болвана.

- Многие игроки утверждают, что Чепель кинул их на крупные суммы денег. Ты тоже в их числе?

- Повторюсь, у Чепеля были очень большие долги перед футболистами. Многие так ничего и не получили...Вот все ребята и разбежались. Чепелю никто уже не верил. Из «Балтики» ушло больше десяти футболистов! Собрали вещи и уехали. Это о чем-то говорит?! Тем более, что ушли ведущие игроки, тащившие на себе команду на протяжении всего 1999 года!

В «Балтике» меня, как и многих, обманули.

А вообще по прошествии времени больше вспоминается хорошее. Та команда, великолепный город и болельщики надолго останутся в памяти.

- В «Факеле» ты провел два года, а затем неожиданно перебрался в астраханский «Волгарь-Газпром» - команду первого дивизиона...

- Меня звали не только в Астрахань. Звонили из клубов высшего дивизиона. Однако до конкретных шагов дело не доходило. Были только полунамеки. Я же, наученный горьким опытом в «Балтике», выдвигал конкретные финансовые условия. Требовал гарантий. В 28 лет, когда большая часть карьеры позади, тешить себя иллюзиями и говорить, что деньги не имеют значения - значит, кривить душой.

Хотя не стоит думать, что футболисты выходят на поле только из-за денег. Лично для меня очень важны удовольствие от футбола и общение с людьми...

Астраханцы подкупили конкретикой в решении финансовых вопросов. Когда со мной на переговоры в Москву приезжал губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин, я понял, что все у волжан серьезно. Прилетел он не один, а вместе с Юрием Махошвили - заместителем директора местного «Газпрома», занимавшим пост президента клуба, и главным тренером команды Корнеем Шперлингом.

Со Шперлингом я, кстати, в 1999-м познакомился в Калининграде.

...Предложение «Волгаря» принял еще и потому, что знал о футбольном буме в Астрахани. На местный стадион тогда ходило 25 тысяч болельщиков. К тому же мне сказали, что перед командой стоит задача - в 2002 году завоевать одну из двух путевок в элиту.

- Сейчас ты снова игрок «Факела» и, похоже, вернешься с этой командой в первый дивизион. Не обидно было начинать сезон в клубе второго дивизиона?

- В Воронеже меня знают и помнят. Я отыграл за этот клуб два сезона - 2000-й и 2001-й. А то, что второй дивизион... так придерживаюсь мнения, что в любой команде, на любом уровне нужно играть. Сейчас мы лидеры, и на стадион ходит по 15 тысяч зрителей. Это приятно, несмотря на то, что команда играет во втором дивизионе. На некоторые клубы в «вышке» столько зрителей не собирается.

В «Факеле» меня все устраивает. А в премьер-лигу в моем возрасте попасть очень сложно. Там ведь сплошь одни легионеры. Россиян можно пересчитать по пальцам. Вот и приходится футболистам с российским паспортом искать работу в низших лигах. Хотя, если парень талантливый, и в премьер-лигу можно пробиться. Я вот попал в элиту в 18 лет, хотя тогда было куда сложнее там оказаться. Уверен, все зависит от желания и старания.

- А в родную Калугу нет желания вернуться?

- Пока нет. Может быть позже. А вообще в Калуге у меня квартира. Свой город я очень люблю. Вот только «Локомотив» пока в хвосте турнирной таблицы плетется. Аутсайдер центральной зоны. А вообще город у нас богат на футбольные таланты. Посмотрите, Демин, Иванов, Митин, Макаров... Да и Скоков, хоть и не калужский, у нас карьеру начинал.

Я пришел в футбол в 7 лет. Точнее, не пришел, а меня отец привел. Хотел, чтобы сын стал футболистом. Я не болтался по улице без дела - тренировки отнимали много времени. Но, несмотря на занятия спортом, школу окончил хорошистом и техникум тоже на «четыре» и «пять». Но футбол со временем затянул. До сих пор играю и кое-чего добился...

Из Калуги я уехал в Москву - в «Асмарал». Там получил бесценный опыт. Сделал первые шаги как футболист высшей лиги. Непросто было перепрыгнуть сразу через две ступеньки - из второй лиги в высшую. Мне это удалось.

Считаю, очень повезло, что попал к нашему мэтру Константину Ивановичу Бескову. Буду ему всю жизнь благодарен.

- Вспомни наиболее яркие сезоны?

- Однозначно сказать сложно, какой сезон был самым... Во всех командах были и успешные, и плохие матчи. Но мне, считаю, повезло, так как играл в хороших коллективах. Работал с умелыми тренерами. Но особняком все-таки стоят «Крылья Советов», за которые я отыграл неполных пять сезонов. Аверьянову тогда в середине 90-х удалось создать очень сплоченную команду. Там была удивительная атмосфера. Все были один за всех и все за одного. О самарском периоде вспоминаю с удовольствием.

- Наверное, самый яркий эпизод в карьере - это завоевание Кубка России 1994-1995 в составе московского «Динамо»?

- Почему же? С Самарой я дважды доходил до полуфинала. Это тоже дорогого стоит. Раньше периферийной команде было тяжело добраться до этой стадии розыгрыша Кубка. Равносильно подвигу.

Сейчас все попроще. Вон «Терек» - клуб первой лиги - выиграл Кубок России...Что касается полуторагодичного прибывания в «Динамо», то этот период стал для меня настоящим футбольным университетом. Что касается кубковой победы, то обыграли мы «Ротор», который в то время был на ходу. По пенальти, правда... но все же. Этот успех мне запомнился надолго.

- Почему же ты покинул «Динамо» в разгар 1996 года?

- В «Динамо» я пришел из «Крыльев Советов». Туда и вернулся. Не хотел сидеть на скамейке запасных. Для меня нет ничего важнее, чем стабильно играть в основном составе... Реально оценил свои силы и покинул столичный клуб. Правда, успел провести несколько игр за дубль.

- Большая часть карьеры позади. Чем займешься после ее завершения?

- Много думал об этом, но не хотел бы распространяться на эту тему.

- Почему?

- Я не из тех, кто много болтает... Жизнь покажет.

- Завершился чемпионат Европы. Ожидал, что греки станут чемпионами?

- Приведу слова наставника греческой сборной Отто Рихагеля. Он сказал: «Я требую, чтобы никто не вмешивался в мою работу в сборной. Сам буду выбирать футболистов, которым доверяю. Если этого не будет, я умываю руки». Немец поставил жесткие условия и добился успеха.

Я считаю, что футбол должен быть футболом, а не бизнесом. Есть такое явление, как проталкивание своих... И не только в сборной, но и в клубах. Бывает, что в составе играют не самые сильные футболисты, а более мастеровитые сидят в запасе...

Когда я посмотрел первую игру греков, меня спросили воронежские журналисты, кто будет играть в финале. Я сказал, что не удивлюсь, если это будут греки. И оказался прав. Эта команда мне очень понравилась. Прежде всего дисциплиной, самоотдачей и физической готовностью.

Что касается фаворитов, то в сборных Англии и Франции выступало много игроков, за плечами которых были тяжелейшие сезоны. Многие любители футбола и журналисты критиковали «звезд». Но я-то знаю, что на высоком уровне сложно продержаться 8-9 месяцев. Нужна передышка. Вон, Анри выступил на этом чемпионате не в свою силу. Но ведь он два года подряд становился лучшим футболистом Англии. А этого нужно добиваться. Пахать... В Португалии, может, что-то у него не пошло.

А вообще каждая игра преподносила сюрпризы. Чемпионат и был интересен тем, что исход любого матча сложно было предугадать.