Войти

Депутат Балтики

«Футбол Review», 12.06.2015

Это сегодня «Зенит» едва ли не базовый клуб сборной России по футболу, а в советские времена в главной команде страны ленинградцев не жаловали. Сильные футболисты в городе на Неве, разумеется, были, но в сборную их приглашали эпизодически. Лишь Николаю Ларионову удалось закрепиться в главной команде страны, причем, когда ее тренером был Валерий Лобановский. А ведь известно, что Валерий Васильевич предпочитал иметь дело с киевскими динамовцами.

Николай Ларионов родился в Волхове, там же в Ленинградкой области он постигал футбольную науку. В 1974 году юного нападающего – да-да, тогда Николай играл в атаке, пригласили в «Зенит». Но радость от попадания в любимую команду довольно быстро сменилась суровыми буднями. В основной состав Ларионов попадал крайне редко, лишь изредка выходил на замену. В этой связи тренер «Зенита» Герман Зонин предложил Николаю перейти в некогда славное ленинградское «Динамо», в то время регулярно курсировавшее из второй лиге в первую и обратно. Там молодой футболист и получил игровую практику. Правда, с ролью нападающего пришлось расстаться. Быстрого и выносливого Ларионова перевели на правый фланг полузащиты.

В «Динамо» тогда подобралась неплохая компания. Рядом с опытными Анатолием Зинченко, Алексеем Стрепетовым и Георгием Хромченковым мужали Сергей Бондаренко, Юрий Желудков, Юрий Герасимов, Николай Ларионов, Алексей Степанов. Новый тренер «Зенита» Юрий Морозов внимательно следил за динамовцами, и вскоре по его инициативе Желудков, Герасимов, Бондаренко и Ларионов оказались в главной команде Ленинграда. Николай еще не оставил мечты вернуться в нападение, но Юрий Андреевич был весьма категоричен – или закрываешь правый фланг в «Зените», или возвращаешься обратно в «Динамо». Ларионов остался и довольно быстро стал основным игроком «сине-бело-голубых».

В 1980 году «Зенит» впервые завоевал бронзовые медали чемпионата СССР. Свой вклад и очень немалый внес и 23-летний Николай. Работу на правом фланге он выполнял исправно, хотя и в том бронзовом «Зените» ему была отведена роль второго плана, ведь прим в команде было более чем достаточно. Однако уже в следующем сезоне, когда бронзовый призер начал хромать на обе ноги, пожалуй, лишь Ларионов не сдал позиций. Его игра осталась на прежнем уровне, можно сказать, даже выделялась на фоне резко побледневшего «Зенита». Возможно, справедливо, что именно к Николаю, как к самому стабильному футболисту, и перешла капитанская повязка.

В восемьдесят втором наша сборная начала готовиться к олимпийскому турниру в Лос-Анджелесе. Владимир Сальков собирал бойцов для отборочного турнира, и в их число угодили два зенитовца – Николай Ларионов и Сергей Веденеев. Через полгода Сальков сдал полномочия Эдуарду Малофееву, перед этим замолвив словечко Валерию Лобановскому, тренеру первой сборной СССР, о Ларионове. Валерий Васильевич проверил Николая в товарищеском матче с французами, но не в полузащите, а на правом фланге обороны.

Капитан «Зенита» сдал непростой экзамен и стал одним из двух футболистов, задействованных как в первой, так и в олимпийской сборных. Первым был Федор Черенков. В матче со сборной Португалии олимпийцы забили три из пяти мячей. Сначала Федор сделал дубль, а гол Николая подвел итог под одной из самых эффектных побед советской сборной в восьмидесятые годы. В олимпийской сборной зенитовец тоже был видной фигурой.

Впрочем, уже в августе столь удачно складывавшегося восемьдесят третьего года Николай Ларионов едва не простился с футболом. Травма, полученная в матче с тбилисским «Динамо», оказалась очень серьезной. На лечение ушел почти год. За это время первая сборная успела проиграть португальцам в ответной встрече и пролететь мимо чемпионата Европы. Олимпийцы отборочный турнир преодолели, но по иным причинам на американскую Олимпиаду не попали. «Зенит» не дотянул до бронзы-83, прикоснулся к Кубку СССР, но уступил его, а теперь лидировал в чемпионате страны. Николай вернулся в строй осенью 84-го и помог ленинградцам выиграть первое, историческое «золото». Более того, чемпионство было оформлено в матче с «Металлистом», в котором капитан открыл счет.

Николай Ларионов вернулся в сборную. Играл при Малофееве и Лобановском. Валерий Васильевич приглашал ленинградца в Киев, но понял, что это бессмысленно. Тем не менее, клубный патриотизм и профессионализм Николая были по достоинству оценены тренером сборной. Быть может, в Киеве Ларионов добился бы большего, но высшей наградой для него остается первое чемпионство «Зенита».

Застал Ларионов и крушение любимого клуба, в котором он виноват меньше всего. Николай бился за «Зенит» до последнего, но не все было в его силах. Потом он уезжал в Финляндию, возвращался в «Зенит», снова играл у соседей. И после завершения карьеры Николай Евгеньевич всегда отзывался на приглашения родного клуба, работал с резервистами. К примеру, в 2009 году подопечные Николая Ларионова стали победителями первенства России среди молодежных команд. Наверняка, опыт и мастерство одного из самых уважаемых игроков в истории «Зенита» еще будут востребованы в Северной столице.

О ком или о чем статья...

Ларионов Николай Евгеньевич