Войти

Владимир Лозинский: «Динамо» 1975 года – идеал. Будем стремиться к идеалу…»

«Ведомости Sport», 04.1996

Киевским «Динамо» на европейской арене было покорено две вершины – завоевание Кубка кубков в 1975 (после чего и победа в Суперкубке) и 1986 годах. К восхождению на первую Владимир Лозинский слегка припоздал. Второе восшествие прошло уже без него. Без сомнений, и в первом, и во втором «звездных» составах вездесущий динамовский защитник мог бы занять достойное место, но так сложилась его судьба… Несмотря ни на что, имя Владимира Лозинского у любителей футбола ассоциируется со славной эпохой «Динамо» 70-80-х годов, когда, кроме достижений на европейской арене, были не менее желанные победы в чемпионатах и кубке Советского Союза.

– Где начался ваш путь в «большой» футбол?

– Я – коренной динамовец. В 1965 году старший брат привел меня на очередной отбор в динамовскую школу. Было это на верхнем поле стадиона «Динамо». Желающих попасть – около 1000 человек, а отобрать тренеры должны были всего тридцать. Отбор был многоступенчатым, методом отсеивания. Я был взят с первого просмотра. Моим первым тренером стал Леонидов.

– Какие были условия для тренировок?

– Сначала в Суворовском училище занимались, потом на Нивках отдали под детско-юношескую школу базу, где до этого тренировался основной состав «Динамо». Ко всему, и тренеры были замечательные, один только Коман чего стоил.

– Переход из юного возраста ко взрослым…

– Младшие дети, затем старшие, выше… Потом в один прекрасный момент взяли в дублирующий состав киевского «Динамо». Было это еще при Севидове. Из моего возраста тогда в дубле пробовались пять человек, но так получилось, что в итоге закрепился я один.

– А на какой позиции вы играли?

– В детском возрасте я был нападающим. Даже лучшим бомбардиром становился, много забивал. Это уже в дубле Пузач поставил меня на место правого защитника. Так дальше я и играл.

– Путь из дублирующего состава в основной был долгим…

– Сначала меня отправляли в Полтаву, в обмен на Ваню Шария. Он тогда только начинал играть. Бегал он здорово. Сравнивали его даже с Блохиным. Я же тогда в армии служил, не мог ничего сказать – пришлось складывать вещи. Но отъезд не состоялся. Ваня вдруг со своей невестой укатил. По дороге в Киев он на другой поезд пересел, в Одессу мотанул, не хотел ехать в киевское «Динамо». После этого я подождал немного, потом прихожу на тренировку, Пузач говорит: «Давай, приступай, чего бездельничать!» Когда же подошел к концу срок службы, пригласили меня в донецкий «Шахтер», предложили хорошие условия. Приношу я заявление Лобановскому, а он спрашивает: «Куда ты собрался? Подожди немного, мы тебя еще будем смотреть». Я говорю, чего мол смотреть? Я три года за дублирующий состав отыграл. Армия меня уже не сдержит. А он мне: «Ну, подожди немного, не подойдешь – мы тебя обменяем». В общем, взял я и уехал. Но через некоторое время Лобановский нашел возможность меня вернуть. Приехал я в Киев, и сразу поставили меня в основной состав на товарищескую игру против «Фиорентины» (Киев и Флоренция были тогда города-побратимы). Отыграл всю игру, потом и в чемпионате стали ставить.

– Какой это был год?

– Это было начало 1977 года. Тогда в «Динамо» прошла небольшая чистка, связанная с разногласиями игроков и руководства по поводу выступления сборной на Олимпиаде. Ушли Мунтян, Рудаков, Звягинцев, Матвиенко, Трошкин. Поэтому Лобановский начал ставить молодых. Кроме меня, в состав влились Бессонов, Хапсалис, Бережной. В этом же году мы стали чемпионами.

– Чем запомнился вам состав «Динамо» 1975 года?

– У нас тогда дублирующий состав был. Жили мы вместе с основным, тренировались. У каждого старшего футболиста был как бы свой воспитанник – его он поддерживал и защищал. Моим воспитателем стал Трошкин. Была ситуация: с «Фиорентиной» играли. Когда называли состав, то меня поставили вместо Трошкина. А он – мой воспитатель, друг. Запомнился также эпизод, когда за меня Фоменко заступился. Было это на тренировке, во время баскетбола без правил. Онищенко меня схватил пожестче, потом локтем как дал в лоб! Тут Миша Фоменко подбегает и – ему в ответ. Их обоих выгнали с тренировки. Но меня сильно удивило, что за меня заступились. Мы-то на них молились… Команда была великая, такой уже может и не быть. Люди – универсалы, могли играть одинаково полезно на разных местах.

– Влияние Лобановского как тренера было большим, или все-таки первую роль играли личности?

– Лобановский – это великий тренер. Хотя по молодости и упирались, и против становились. Он был жесткий, но справедливый. Вот сейчас, став тренером, я понял, что таким и надо быть. Следует знать, где погладить, а где и поставить вопрос ребром. С Блохиным, например, один Лобановский мог справиться, потому что Блохина считали величиной. Были конфликты между ними, но Олег всегда приходил, извинялся. Лобановский мог поставить любого на место. Вот поэтому Блохин и доиграл до такого возраста да и как играл!

– Какие были требования к команде?

– Требования самых высоких результатов. Порою даже победа в Кубке и второе место в чемпионате расценивались как неудача.

– Условия создавали тоже, наверное, под стать?

– Ставка составляла 250 рублей и 100 рублей за победу. Плюс премиальные за призовые места. Я знаю, что в некоторых других командах зарплаты были повыше. Ну, а то, что квартиры, машины давали – так это да, но только, если справлялись с поставленными задачами.

– Какая была психологическая обстановка в команде?

– Конфликты, конечно, были. Как же без них? Но нас Лобановский всегда учил, чтобы «сор не выносился из избы». Все всегда спокойно решалось.

– Наиболее запомнившаяся игра?

– Наверное, все-таки первый матч, который я играл в основе «Динамо» против «Фиорентины». Новые ощущения. Сбылась, наконец-то, мечта, что еще говорить?…

– Как сложилась ваша дальнейшая судьба? Когда решили уйти из «Динамо»?

– Был у «Динамо» провал, когда 11-е место заняли. Мне-то тогда уже 29 лет стукнуло. Раньше в 29 ты уже считался ветераном. Да и сам подумал, что здесь, в «Динамо» уже вряд ли что-либо получится. Я ушел, а Лобановский буквально за считанные месяцы опять команду сделал. Поставил Раца, Яремчука, и уже через год после моего ухода «Динамо» выиграло Кубок кубков.

– Вы ушли в «Металлист». Почему именно в Харьков?

– Поехал в Харьков, к Лемешко. Просто задачи там другие были. Прощаться с футболом еще рановато было. Отыграл там два года, потом вернулся в Киев, в СКА пригласили. После этого пригласили в Кривой Рог, затем – в Кременчуг, где после двух лет выступлений в качестве игрока предложили стать главным тренером.

– Тренерская карьера началась не совсем удачно?

– В общем-то, да. Хотя поначалу все складывалось нормально. Команда попала в высшую лигу первого чемпионата Украины, закрепилась там. Но руководство решило найти нового тренера.

– Вы приняли ЦСКА, который из подвалов третьей лиги в кратчайшие сроки поднялся до лидерства во второй. Это только начало ваших тренерских успехов?

– Да, когда я пришел сюда, то положение было критическим. Команду хотели вообще разогнать. Ни денег, ни славы. Но как-то потихоньку выкарабкались, нашли людей, спонсора – компанию «Киев-Донбасс». Так вот мы и идем по возрастающей. Спонсоры хотят нас видеть в первой лиге, потом, может быть, и в высшей?

– Какие отношения у ЦСКА с «ЦСКА-Борисфеном»?

– Увы, такого клуба, как «Динамо», пока что не вышло. Мы не являемся второй командой «ЦСКА-Борисфена» и функционируем отдельно. Со стадиона нас убрали. Играли в Борисполе, хотя на стадион ЦСКА и народ на наши игры стал ходить, свои болельщики появились. Конечно, это и наша ошибка. Хотелось бы, чтобы были нормальные отношения. Мы бы помогали готовить резерв, чем и они, в свою очередь, могли бы нам помочь. У «Борисфена» есть 6-7 человек, которые сидят постоянно на скамейке запасных. От этого их мастерство никак не повысится. У нас же они могли бы играть.

– Второй круг. Домашние матчи где будете играть?

– На своем стадионе ЦСКА. Так что приглашаю любителей футбола поддержать нас.

– Этим составом реально попасть в первую лигу?

– Да, вполне. Мы были в Севастополе на сборах. Там еще определился основной состав команды. Так что все нормально. Пять очков отрыва от второго места позволяют оптимистически смотреть вперед.

– Какие увлечения, помимо футбола, у вас есть?

– Рыбалка. Помню, в Кривом Роге было замечательно. Все рыбинспектора были моими знакомыми. Так-то мы не браконьерничали, но под ГЭС можно было половить. Сейчас, в Киеве, к сожалению, просто нет времени – работы непочатый край.

– Ваше тренерское кредо. На кого вы ориентируетесь?

– Принципы Лобановского. Вся система подготовки от него. Где-то лишнее убрано, что-то свое добавлено. Ну, и от Лемешко, Бескова чуть-чуть.

– В интервью вы говорили, что в Кременчуге хотели сделать команду образца киевского «Динамо» 1975 года…

– «Динамо» 1975 года – идеал. Будем стремиться к идеалу. Сейчас очень сложно создать команду такого уровня, но будем стараться.

Маргиев Алексей, Матюха Юрий

О ком или о чем статья...

Лозинский Владимир Фёдорович