«Спорт уик-энд», 17.02.2012
Капитан олимпийской сборной России – о сеульском триумфе, пользе легкой атлетики и нелегкой тренерской доле
Всю зиму в Питере в режиме нон-стоп играли в футбол. В СКК прошли не только Мемориал Гранаткина с участием юношеских сборных и Кубок Содружества, в котором участвовали молодежные команды, но и международный турнир «Кожаный мяч». К финалу этих соревнований был приурочен и матч ветеранов Москвы и Санкт-Петербурга. После его завершения призы юным футболистам вручал заслуженный мастер спорта Виктор Лосев. С капитаном олимпийской сборной, выигравшей золото в Сеуле, побеседовал корреспондент «Спорт уик-энда».
Скоростную выносливость приобрел на дорожке
– В бытность школьником вам довелось играть в соревнованиях на приз «Кожаный мяч»?
– Конечно. Мое детство прошло в Муроме, известном своими заповедными дремучими лесами. Городок маленький, и на всесоюзных соревнованиях среди СДЮСШОР он представлен не был. «Кожаный мяч» всегда был очень демократичным турниром, где могли проявить себя ребята из таких вот небольших городов.
– Кроме футбола вы еще всерьез занимались легкой атлетикой…
– Бегал на средние дистанции, даже во Всесоюзной спартакиаде школьников участвовал. Только любовь к футболу перевесила.
– Занятия легкой атлетикой помогли в дальнейшей футбольной карьере?
– Главным приобретением считаю скоростную выносливость. В 80-х, на которые пришлись мои лучшие футбольные годы, ей уделялось большое внимание.
– Считается, что скоростные качества в большей степени присущи игрокам линии атаки…
– Так я ведь и начинал на правом фланге полузащиты. Именно как игрока этого амплуа меня приглашал в московское «Торпедо» Владимир Сальков. Только в столичном клубе у него не сложилось. Пришедший на пост главного тренера Валентин Иванов как-то не жаловал тех, кого пригласил его предшественник. Предложил доказывать право на место в составе в дубле, что уже меня не устроило. Вот и стал искать варианты.
Защитником стал в Воронеже
– Так и попали в «Факел»?
– У меня был выбор из нескольких клубов первого дивизиона. Поначалу отправился в «Кубань». Тренер краснодарцев Владимир Михайлов настойчиво звал к себе. Только «Кубань» и в те времена была клубом, где у тренеров периодически возникали проблемы с руководством. Вот и у Михайлова возникли. Он вернулся в Москву, а я перебрался в Воронеж. Там и сменил амплуа. Перед одним из выездных матчей получил травму правый защитник Андрей Шашкин. Тренер «Факела» Борис Яковлев предложил мне закрыть эту позицию. С тех пор и не менял амплуа.
– Три клуба, в которых вы играли, и сейчас выступают в первом дивизионе. За каким из них следите наиболее пристально и хотите видеть в Премьер-лиге?
– Вряд ли во Владимире, где я начинал профессиональную карьеру, кто-то всерьез задумывается о повышении в классе. Для этого там просто нет условий. В Москве иногда выбираюсь на матчи «Торпедо», но больше всего болею за «Факел». Воронеж в те времена, когда я там играл, переживал настоящий бум. Стадион был забит под завязку. Когда мы в четвертьфинале Кубка СССР весной 1984-го обыграли «Спартак», это был праздник для всего города. Мы гордились, что после этого успеха получили значки мастеров спорта. Жаль, конечно, что проиграли «Зениту» на стадионе Кирова, но победа команде Садырина тогда далась очень нелегко. Питерцы дожали нас только в дополнительное время. А ведь в тот год «Зенит» стал чемпионом, а мы выступали в первом дивизионе. Встречаясь с ветеранами ленинградского футбола, всегда эту игру вспоминаем. Вот и после матча в СКК вспомнили.
– Вы завершили карьеру в 1992-м, и оперировавший вас известный хирург Сергей Миронов говорил, что и ходить-то нормально вряд ли сможете. Зачем же вы выходите на поле во встречах ветеранов?
– Ну, так здесь совсем другой футбол! Стараемся беречь друг друга, о запредельных нагрузках речь не идет. Трудно отказаться от футбола, когда ему отдана вся жизнь.
– Свои награды и титулы вы завоевали будучи игроком московского «Динамо». Неужели правда, что вы отказывались переходить в столичный клуб?
– Сущая правда. Я собирался отслужить, сколько положено, в рядах «Динамо» и вернуться в Воронеж. Только все сложилось, как сложилось.
Бышовец ненавязчиво внедрял победный дух
– Часто ли вы видитесь с партнерами по олимпийской сборной, одержавшей последнюю яркую победу в истории отечественного футбола?
– С теми, кто живет в России и Украине, достаточно часто. Только жизнь раскидала нас по разным странам. Кто-то оказался в ближнем, как принято говорить, зарубежье, кто-то – в дальнем.
– Тренировавший олимпийскую сборную Анатолий Бышовец всегда подчеркивал, что у этой команды был особый дух и особый менталитет победителя…
– Могу только подписаться под этими словами. Бышовец очень умело и ненавязчиво создал в команде именно такую атмосферу. Не было никаких накачек, да и о премиальных разговоры в раздевалке не велись. В нас верили далеко не все руководители олимпийской делегации, а вот в самой команде настрой был запредельный. Как-то так все сложилось еще с первых товарищеских матчей, которые мы сыграли вместе.
– В финале сборная СССР обыграла бразильцев, в рядах которых были будущие звезды мирового футбола: Таффарел, Карека, Жоржиньо, Бебето, Ромарио…
– У бразильцев еще до начала матча было такое настроение, будто они уже его выиграли. На стадионе снимали друг друга на видео, словно репетировали церемонию вручения золотых медалей. Баскетболисты, с которыми мы в Сеуле сдружились, говорили, что и американцы перед полуфинальным матчем выходили с таким же настроем. Чем все закончилось, известно.
– За счет чего же все-таки удалось обыграть столь классную команду?
– Мы понимали, что тягаться с бразильцами в технике и играть в атакующий футбол бессмысленно. Ловили соперника на контратаках. Хотя Ромарио и удалось открыть счет, это только размагнитило южноамериканцев. Они и без того были уверены, что станут чемпионами, а тут так подфартило! Когда Игорь Добровольский сравнял счет, психологическое преимущество было уже на нашей стороне. В дополнительное время бразильцам перестроиться не удалось.
– В ту пору практиковалась персональная опека. Кто отвечал за Ромарио?
– На меня эту миссию возложили. Дриблинг у него был, конечно, потрясающий и скорость приличная. Только в финале Ромарио не блеснул. Гол забил после того, как один из бразильцев грубо атаковал выходившего на перехват Дмитрия Харина, а судейский свисток промолчал.
Аршавин – отличный капитан
– В той команде было очень много ярких личностей и лидеров по натуре, а капитаном стали вы…
– Скорее всего, потому, что был самым старшим по возрасту. В 80-е «стариков» уважали. Свои функции видел в том, чтобы не командовать партнерами, а советовать молодым, быть посредником между футболистами и тренерским штабом.
– На ваш взгляд, Андрей Аршавин – оптимальная фигура в качестве капитана сборной России?
– Во всяком случае, чувствуется, что партнеры ему доверяют и он пользуется авторитетом. Если так, то менять капитана не стоит.
– После того как молодежная сборная России, в тренерском штабе которой вы работали, не смогла преодолеть олимпийский отбор, и Игорь Колыванов, и вы уже несколько лет остаетесь невостребованными в профессии…
– Такова уж тренерская доля. Хотя у меня сохранились самые лучшие воспоминания именно о работе в тренерском штабе сначала юношеской, а затем молодежной сборной.
О ком или о чем статья...
Лосев Виктор Васильевич