Войти

Уроки арабского

«Спорт-Экспресс», 11.02.1993

Он сидел в динамовской тренерской и выписывал на листок слова, которые считал самыми необходимыми для работы. Потом их пропишут ему в арабской транскрипции, и уже через неделю на первой тренировке Александр Иванович поразит игроков сборной Иордании своими лингвистическими способностями.

На Максименкова иорданцы вышли вовремя – ровно за 109 дней до старта в отборочном турнире чемпионата мира. Думали-думали, кто может довести их команду до Америки, и вот решили, что в динамовской спортшколе работает именно тот человек, который им нужен. Какай связь между школой и Иорданией? Да никакой. Просто всегда нужно помнить, что Восток – дело тонкое. Не страшновато головой с омут бросаться, Александр Иванович?

– Боязно – чего скрывать. Я ведь в тех краях и не был никогда. И ни одной игры моей будущей команды в жизни не видел. Правда, сразу по приезде мне обещают всю необходимую видеоинформацию предоставить. По моим сведениям, иорданцы всерьез нацелились на Америку – даже чемпионат свой прервали, чтобы у сборной до мая, до первого отборочного тура, постоянный календарь был. Так, 2 марта игра в Дамаске с Сирией, затем – выезд в Катар на два матча со сборной этой страны, оттуда перебираемся в Оман, а завершаем мартовский цикл ответной встречей с сирийцами дома. Ничего график, да?

Находится Максименков сейчас в состоянии предстартовой лихорадки. А старт – в ближайшее воскресенье. Интересно, сколько он успеет освоить до отлета арабских слов? Но как все же иорданцы на него вышли?

– Нашу федерацию не устроила работа иорданского тренера, и мне было предложено подыскать на это место кандидатуру в России, – рассказывает основной посредник в заключении этой неожиданной сделки, директор фирмы «AMOMAR», базирующейся в Москве, Адель Масуд Саид. – Я провел переговоры с несколькими людьми, и замминистра спорта Иордании, и секретарь федерации футбола приехали в Москву уже для конкретных бесед. Велись они с Евгением Кучеревским, который, правда, прямого согласия на выезд не давал, с Евгением Скомороховым и Юрием Пшеничниковым, которыми предложение было встречено с живейшим интересом, и с Александром Максименковым. И наш выбор пал на господина Максименкова. Он ведь, помимо того, что играл в «Динамо», работал потом с дублерами московского «Динамо», был тренером команды «Динамо-2», сейчас вот успешно работает с юношами. А главный тренер Иордании будет, по контракту, координатором всех сборных – молодежной, юниорской, юношеской.

Максименков – тренер, который умеет и хочет учить. Я помню, как взахлеб рассказывал он мне в Турине, перед матчем «Динамо» с «Торино», о своей команде 1979 года рождения, где есть пацаны, способные выдать на тридцать метров пас под дальнюю ногу. «Я встретил, наконец, людей, которым некоторые свои футбольные хитрости могу передать. И они хотят учиться!»

– Я очень долго думал над иорданским предложением. И решил в итоге, что такие варианты в жизни довольно редко выпадают – работать почти одновременно и с юношами, и с взрослыми. Результат результатом, но главное – там есть, кого учить. Целый год – неплохой срок проверить, чего ты стоишь как тренер. И если бы со своими мальчишками так тяжко не было расставаться… И еще я очень боюсь одиночества.

Но тренер, наверное, всегда по-своему одинок. И одиночество это обуславливает персональная его ответственность за команду – играет та на первенство двора или пробивается в финал чемпионата мира. Кстати, не грозит ли возможное крушение американских: надежд досрочным возвращением домой тренера иорданской сборной?

– Мы отдаем себе отчет в том, насколько трудно будет пройти всю систему отбора, – говорит многолетний игрок сборной Иордании, а ныне тренер ведущего клуба «Сахаб клуб» Аднан Масуд Сайд, находящийся на стажировке в «Динамо». – Ведь в нашей группе собраны Китай, Ирак, Пакистан, Йемен. Две первые команды являются безусловными фаворитами, а наверх из группы выходит лишь одна. Но и это далеко еще не Америка – таких азиатских групп шесть, и их победители будут разыгрывать на втором этапе две путевки на чемпионат. Так что мы не обольщаемся относительно финала, но надеемся; что такой тренер, как Максименков, поднимет авторитет нашего футбола. Я был у вас в стране в составе Сборной Иордании в середине восьмидесятых и видел, как он играл. Поверьте, у нас в стране он найдет достаточно техничных игроков – правда, со слабоватой физической подготовкой. Впрочем, это уж как тренеру глянется.

Действительно – как. Ведь сам Максименков на поле был королем техники, но с физикой дружил не всегда. Так что эталон игрока у него наверняка немножечко свой, уже признанный. Сам он любит вспоминать, что первым признанием его как футболиста был поход в Тетеринские бани вместе с торпедовскими ветеранами. Чтобы туда попасть, пришельцу из Смоленска надо было продемонстрировать на поле немало необычного. Эх, узнать бы, как происходит посвящение в игроки на Востоке. Да и в тренеры – не менее любопытно. Если уж сам Лобановский на троне не усидел…

– В мои игровые годы футболист проверялся в Киеве. Можно было где угодно концерт выдать, но именно в гостях у команды Лобановского выставлялся тебе гамбургский счет. И я не могу про себя сказать, что много раз там отличался. Если их темп принять, то уже с середины тайма начнешь на табло поглядывать и сильно удивляться, что времени всего ничего и прошло. А они на второй тайм выйдут – и еще, если надо, прибавят. Как бы интересно было с восточной командой Лобановского встретиться!

Он стартует туда, не добежав здесь до финиша со своими мальчишками. И я вспоминаю, как прошлой зимой наблюдал в Петровском парке кросс в исполнении Максименкова. В костюме и при галстуке он несся к манежу, распугивая лыжников и наводя ужас на группы здоровья. А опаздывал он всего-навсего на тренировку – будто вместо него мальчишки сами бы не взяли мячи и не попинали бы их пять минут до неспешного прихода тренера. Но вдруг тогда пошли бы пасы под ближнюю ногу?

– Мир-то, оказывается, донельзя тесен. Заводят со мной иорданцы переговоры – и выясняется, что там у них Олег Курашинов с клубной командой работает. Может, поможет побыстрей в курс дела войти?

Я желаю Александру Иванычу больших иорданских успехов и, чтобы не затягивать церемонию прощания, быстренько меняю динамовский манеж на армейский. И первым, кого я там вижу, оказывается Олег Васильевич Долматов, соратник Максименкова по работе с «Динамо-2» и нынешний тренер новороссийского «Гекриса». И рассказываю ему про Максименкова.

– Иваныч – он потянет, – отзывается на прослушанную историю Долматов. – Потому что фанат. Мы когда вместе работали, он на тренировках едва не больше игроков движений выполнял. Я ему, бывало, шепну – давал, мол, заканчивать, и нарвусь на полное непонимание. Для него футбол никогда не кончался.

Поэтому хорошо, что в Иордании на попечений у Максименкова будет сразу несколько команд. Ему бы только побыстрей научиться не путать их названия по-арабски.

О ком или о чем статья...

Максименков Александр Иванович