Войти

Дар Шишкиного Леса

«Московский спорт», 21.10.2010

В воскресенье столичный ЦСКА принимает в гостях действующего чемпиона казанский «Рубин». Отвечать за неприступность середины поля у армейцев наверняка будет Павел Мамаев. О своем талантливом ученике рассказал первый тренер полузащитника Владимир Волчек.

«МОГУ ИГРАТЬ»

Когда большинство его сверстников-футболистов считали за счастье оказаться в дубле, он выходил в основном составе «Торпедо». В 16 лет Павел Мамаев сыграл свой первый матч в российской премьер-лиге. Перейдя в 2007-м в титулованный ЦСКА, юный хавбек долго оставался человеком замены. Сегодня Мамаев важная деталь в механизме Леонида Слуцкого и ближайший резерв Дика Адвоката.

Футбольное образование будущий армеец получил в легендарной еще с советских времен школе ФШМ-Торпедо.

– Пашин 1988 год рождения был моим вторым набором и первым, с которым я проработал от и до, вспоминает Владимир Волчек, ныне тренирующий ребят 1994 года рождения в СДЮШОР «Локомотив».

– Как приметили Павла?

– С Мамаевым нас свел случай. Мы сидели на сборах в Красной Пахре. Эта база считается баскетбольной. Не мудрено, что у нас возникли сложности с местом проведения тренировок. Неподалеку нашли отличное поле. Оказалось, что его соорудил для своей команды тогдашний тренер Паши в поселке Шишкин лес. Мы получили возможность заниматься на нем с условием, что в конце сборов сыграем товарищеский матч с хозяевами. Соперников разгромили в пух и прах. Но, несмотря на это, я был очарован игрой их атакующего полузащитника им оказался 12-летний Мамаев. Вскоре я уже сидел в качестве зрителя на матче первенства Московской области. Еще раз насладившись Пашиной игрой, я убедил его тренера и отца, что парня лучше отпустить в Москву.

– Неужели все это время маленький мальчик катался на тренировки в Лужники из Подмосковья?

– Паша стал первым жителем нашего интерната. На выходных он уезжал домой. Учился, как и большинство его товарищей по команде, в спецклассе ближайшей 168-й школы. Я постоянно контактировал с тогдашним директором Зоей Алексеевной Волковой, благо, как работать с юными футболистами, она знала не понаслышке, ведь через ее руки прошли Бесчастных с Измайловым.

– Помните свое первое впечатление от Павла?

– До чего же характерный был мальчишка! Мамаев из тех людей, кого не нужно настраивать на борьбу, а скорее наоборот тормозить. Артем Дзюба, с которым мы вместе работали в юношеской сборной, по секрету рассказывал, что они, спартаковцы, боялись играть против ФШМ-Торпедо из-за Мамаева. Он ни себя не жалел, ни других, никогда не убирал ноги в единоборствах. В одном из матчей Пашка сильно повредил голеностоп, нога опухла, врачи сказали, что нужен покой как минимум неделю. На следующий день звонит мне и говорит: Все прошло, могу играть. Я приехал с ним на стадион, попросил пробежать кружочек, вижу, хромает, вернул его домой. На следующий день опять звонок и снова могу играть. Вновь едем на стадион, вновь хромает. Так мы с ним и промучились всю неделю.

ПАПА ШВАРЦЕНЕГГЕР

– Судя по характеру, наверняка, был у вас капитаном?

– Нет, капитанил он уже потом, в молодежной сборной. У нас он был негласным лидером на поле и в раздевалке. На турнире Балтийская осень в Санкт-Петербурге мы играли против «Зенита», вели 3:0, когда удаление схлопотал наш вратарь. Замены к тому времени кончились, поэтому в ворота должен был встать кто-то из полевых игроков. Не дожидаясь моего указания, вратарский свитер надел Паша. С испытанием он справился, хотя и пропустил не самый сложный гол со штрафного.

– Довелось побывать на ваших тренировках. Поразило тогда, что своих подопечных вы заставляли ходить на руках и крутить колесо. Павлу тоже доставались такие необычные задания?

– Элементы акробатики я стал привносить в тренировочный процесс со времен именно Пашиной команды. Кто-то из родителей познакомил меня с бывшим акробатом и гимнастом Игорем Коротаевым. Два раза в неделю мы проводили занятия с ним в паре. Ребята без проблем делали сальто вперед и назад, садились на шпагат, выполняли удары по мячу в акробатических прыжках. Все это не только развивало координацию, но и служило отличной профилактикой травм.

– В ЦСКА Мамаев выступает на позиции опорного полузащитника. Тяга к разрушению у него проявлялась всегда?

– В детстве он, наоборот, играл ближе к атаке, много забивал причем обычно решающие мячи. Его главным достоинством всегда был блестящий дриблинг: один в один обыгрывал на раз. В ЦСКА его брали как атакующего полузащитника, но тренеры всегда ставили его ближе к обороне. Во втором круге нынешнего чемпионата он стал больше походить на знакомого мне Мамаева: отдает голевые передачи, чаще сам бьет по воротам. Думаю, причина в доверии Слуцкого.

– Вы знакомы с семьей Мамаевых. В становлении нынешнего армейца гены сыграли большую роль?

– Не то слово. Отец Паши в молодости всерьез занимался силовыми видами спорта сейчас бы его назвали культуристом. По фактуре он всегда напоминал мне Арнольда Шварценеггера такой же здоровяк. Он и в футбол играл неплохо. После каждого победного сезона мы устраивали товарищеский матч между детьми и родителями. Константин Мамаев был бессменным лидером в команде пап, главным центрфорвардом. Сдвинуть его с места в штрафной было невозможно. Паша пусть и не такой габаритный, как отец, зато атлет от бога. Уверен, занимайся он хоккеем или баскетболом, и там бы не затерялся.

Косачук Валентина

О ком или о чем статья...

Мамаев Павел Константинович