«Футбол», 04.1996
Все патенты на «изобретения» в футболе розданы давным-давно. Придумать что-то свое, новое, необычное во второй половине XX столетия удавалось лишь единицам, – большей частью – тренерам.
Михаил Месхи – один из горсточки больших игроков, который вошел в историю футбола не просто как личность, но еще и как автор, неповторимый исполнитель собственного фирменного финта.
Своей филигранной, отточенной техникой, кошачьей мягкостью, быстротой гепарда Месхи снискал себе тысячи поклонников в нашей стране и за рубежом. Но, восхищаясь его красивыми победами в поединках с защитниками, превосходными прострелами с флангов, как правило, находившими адресата, сильным и точным ударом, зрители, тем не менее, шли на матчи с участием тбилисского «Динамо» в предвкушении обязательно увидеть гвоздь программы этого великого футбольного коверного – его знаменитый финт. В свое время об этом изобретении нашего замечательного форварда было написано немало, практически все игравшие против него защитники знали технологию осуществления финта. И, тем не менее, большинство на него попадались. «Волшебная сила искусства» – иначе не скажешь.
Были отсняты кинограммы, показывавшие в динамике все стадии выполнения этого сложного технического приема. Сегодня мы публикуем фоторяд, демонстрирующий как Месхи «испытывает» свое изобретение на защитнике бразильского клуба «Байа» Парейре, у которого тбилисское «Динамо» выиграло (4:0) товарищеский матч 21 августа 1960 г.
Комментирует снимки заслуженный мастер спорта Владимир Пономарев, бронзовый призер чемпионата мира 1966 года в составе сборной СССР, постоянный оппонент Михаила Месхи в матчах тбилисского «Динамо» и ЦСКА:
– Мне посчастливилось (это я сейчас так думаю) или пришлось (как я считал тогда) дебютировать на правом фланге обороны ЦСКА в 1963 голу как раз против Михаила Месхи, левого крайнего местного «Динамо». Блестящий форвард находился в расцвете сил, я же защитником был, можно сказать, начинающим, поскольку еще годом раньше играл в линии атаки. Не раз видел Месхи в игре, еще больше был наслышан о нем. Он был типичным для того времени крайним форвардом, в задачу которого входило пройти по флангу, обыграть крайнего защитника и сделать прострел вдоль ворот – «попасть в голову» Зауру Калоеву. О взаимодействии этих двух прекрасных форвардов ходило тогда немало шуток, даже анекдотов. Калоев действительно большинство своих мячей забивал головой с подач Месхи, порой создавалось впечатление, что ему оставалось только подставить голову под передачу Миши.
Тренер ЦСКА Вячеслав Соловьев объяснил мою основную задачу предельно кратко: играть на опережение, на перехватах, пресекать все попытки тбилисских игроков отдать мяч в ноги Месхи. Потому что когда мяч у него и еще есть возможность развернуться, пиши пропало – без фола отобрать мяч у него не возможно: мячом он владел безукоризненно, особенно левой ногой.
Мне тогда повезло, «моя» погода выпала. Перед матчем прошел небольшой дождичек, трава слегка намокла, и я в своих подкатах летал по ней, как по льду, а когда проигрывал позицию, с помощью этих самых подкатов все же доставал Месхи. В общем, выключил его из игры: не то что удара по воротам, ни одного прострела ему в том матче, завершившемся нулевой ничьей, сделать не удалось.
При приеме мяча я оказывался чуть-чуть быстрее, старался плотнее держать Мишу и успевал отбивать летевшие к нему мячи. А без мяча он играть не мог, на него, словно хандра, тоска находила сразу.
В общем, я завоевал уважение Месхи, и он ни разу не пытался применить против меня свой коронный финт. Познакомился я с его «фирменным блюдом» во время совместных тренировок в сборной СССР. Миша очень любил это свое изобретение и очень много над ним работал. Не раз отрабатывал его и на мне, просил противодействовать ему. Отсюда и мое знание всех подробностей. Необычный, красивый, эффектный был финт, а со стороны выглядел просто цирковым трюком, хотя и не всегда получался. Фотографии воскрешают его во всех деталях.
На первом снимке видно, как Месхи готовится, начинает заход для выполнения финта. Всем своим видом он показывает, что собрался идти с мячом не по краю, а к середине поля, делает резкий выпад левой ногой в этом направлении, и корпус как будто отправляет следом за ней, мяч тем временем сохраняя под голеностопом правой ноги.
На снимке заметно, что защитник (бразилец!) уже поверил Месхи, естественно, он тоже делает шаг, предпринимая ускорение в том же направлении. В этот момент Миша неуловимым резким движением правой стопы проталкивает мяч защитнику между ног (как на снимке) или же мимо опорной правой ноги защитника, а сам оббегает справа, оставляя соперника у себя за спиной, делает, как всегда, «зрячий» прострел «в голову» Калоеву. Чаще Месхи старался протолкнуть мяч между ног защитника, сокращая себе дистанцию до встречи с мячом.
Против меня, повторяю, Миша свое изобретение не использовал, уважал… Но когда мы уже закончили выступления, как-то встретились в составах команд ветеранов на том же переполненном тбилисском стадионе «Динамо». Против сборной Москвы играл весь прежний цвет тбилисцев – Михаил Месхи, Слава Метревели, Заур Калоев, Владимир Баркая, Шота Яманидзе, Борис и Георгий Сичинава…
От Месхи публика, как всегда, ждала его знаменитого финта. Но Миша был уже в возрасте, обзавелся даже небольшим животиком, утратил былую легкость. Чувствуя обстановку (не стоит обманывать ожидания собравшихся, матч-то товарищеский), я, когда Месхи получил мяч и пошел на меня, кричу ему: «Миша, делай свой финт!» А он в ответ: «Ой, Володя, не могу, уж очень я устал»… Я – ему: «Ну сделай как-нибудь, через силу, народ требует!» И вот когда мяч прокатился мимо моей правой ноги (а для большего эффекта я всем телом подался вперед) и Миша догнал его в полутора метрах за моей спиной, трибуны в едином порыве выдохнули: «Ввахх»… И тут же вспыхнула бурная овация.
Часто свой коронный финт Месхи применял, выступая за сборную, причем очень эффективно, поскольку наши соперники не подозревали об этом его трюке. Особенно восторженно принимала его бразильская публика, мгновенно полюбившая его за виртуозную технику, признавшая в нем «своего», истинного мастера.
Часто вспоминаю свои встречи с Месхи на поле. В 1969 году, опять же на тбилисском стадионе «Динамо», он, уже будучи на сходе, все-таки переиграл меня, успел сделать голевой прострел… ЦСКА проиграл тогда – 0:2.
Миша был замечательным игроком, но, если игра у него не получалась, страшно ругал своих партнеров, всех на свете. Как-то я играл против него в кубковом матче в Лужниках по обыкновению плотно, и в один из моментов, когда ему показалось, что наконец-то мяч у него в ногах, я резким выпадом, как шпагой, успел-таки выбить мяч подальше. С досады он замахнулся, как бы для удара мне по ногам, я подпрыгнул и упал. Судье же показалось, что Месхи умышленно сбил меня (а я не сознался), и он удалил Мишу с поля. Потом я извинился перед ним за этот эпизод, но он и так зла не держал ни на меня, ни на кого вообще. Добрый, душевный был человек.
О ком или о чем статья...
Месхи Михаил Шалвович