Войти

Андрей Мох: «Футбол – это жизнь, сжатая в три-четыре раза»

«Спорт-Экспресс», 07.08.2000

Отыграв в общей сложности восемь лет в чемпионате СССР, Андрей Мох перебрался в Испанию, где те же восемь сезонов выступал за «Эспаньол», «Толедо», «Эркулес» и «Леганес». В прошлом году он продолжил футбольную карьеру в качестве второго тренера в «Спортинге», а недавно оказался в другом клубе второго дивизиона – «Хаэне».

– Из «Спортинга» нас вместе с первым тренером Педро Браохосом «попросили» за 10 туров до окончания чемпионата, – говорит Мох. – У меня была возможность остаться, но, естественно, я ушел – вместе с Браохосом мы работаем уже давно. Сначала он взял меня как игрока из «Эспаньола» в «Толедо» в 93-м. Тогда он выполнял функции селекционера. Позже, уже будучи тренером, Браохос приглашал меня в «Альмерию», но меня не отпустил «Эркулес». Сезон я у него играл в «Леганесе».

– Непосредственно тренерской работой занимались только год?

– Да, в «Спортинге».

– А куда теперь вас с Браохосом занесла судьба?

– Он подписал контракт с клубом «Реал Хаэн», который вышел во второй дивизион. Тренер, под руководством которого команда добилась этого успеха, оставлен в должности помощника главного. «Хаэн» не обладает таким бюджетом, как, скажем, «Спортинг», поэтому штат небольшой и ставок немного. Но я все равно буду помогать Браохосу, работая по частному договору, – деньги для меня сейчас не самое главное. В мои обязанности войдут просмотр игр соперников и подготовка информации.

– Самое важное – не выпасть из обоймы?

– Дело в том, что я учусь на тренерских курсах, которые в Испании разделяются на три категории. Первая – юношеские команды, вторая – региональные (включая третью лигу) и последняя – национальная. Каждая категория предполагает год обучения и сдачу экзаменов. Пока я отучился только на первом уровне, сейчас буду поступать на региональные курсы.

– А как же вы тогда работали вторым тренером в «Спортинге»?

– Есть свои хитрости – хотя первая категория этого не позволяла, меня все равно ввели в штат клуба, и я имел право находиться на скамейке запасных. Перед испанской федерацией формально я не был вторым тренером, но фактически выполнял его обязанности.

– Так делают многие клубы?

– Естественно. Например, в «Саламанке» в прошлом году было два тренера – один с соответствующей лицензией, другой – без. Последний фактически и являлся главным.

– Как работалось в хихонском клубе?

– Уезжать, конечно, не хотелось. Ледяхова знаю еще с юношей. Мы с ним земляки – я из Адлера, он из Кудепсты. С Черышевым был знаком до «Спортинга». Жалко, но в футболе перемены неизбежны. Я обычно говорю, что футбол – это жизнь, сжатая в 3-4 раза.

– Из России в Испанию никого приглашать не собираетесь?

– В России я был в апреле. Посмотрел несколько матчей – в высшем и в первом дивизионах. Если честно, игроки, представляющие какой-то интерес, стоят больших денег, а остальные очень низкого уровня. Интереса к российским футболистам практически нет. Сборная, которую можно назвать витриной, не попала на чемпионат Европы. Кроме того, на иностранцев с этого года в Испании вводится ограничение. Если не ошибаюсь, в первой лиге 5 легионеров могут быть в заявке и 3 выходить на поле, во второй – 4 и 3 соответственно. Естественно, это не касается игроков из стран – членов ЕС. У Испании, кроме того, есть соглашение с испаноязычными странами: через два года работы можно получить двойное гражданство. Для бразильцев этот срок – 3 года, для русских – 10 лет.

– Вы играли в свое время в трех московских командах – ЦСКА, «Динамо» и «Спартаке». Какой из них больше симпатизируете?

– Я провел 5 лет в ЦСКА, два года в «Динамо» и лишь сезон в «Спартаке». Но в принципе всегда симпатизировал красно-белым. Этот клуб в игровом плане дал мне намного больше других.

Бобров Александр Борисович

О ком или о чем статья...

Мох Андрей Владимирович