«Спорт-Экспресс», 05.10.1991
В молодости друзья по «Спартаку», болельщики называли его ласково-уменьшительным Игорек. Потом окрестили Гусем. Может, за вытянутость и долговязость фигуры, словно вылепленной из одних мышц и сухожилий. А может, за длинноту красиво очерченного носа, подчеркивавшего римский профиль уравновешенного лица.
Знаменитость тогда в футболе всегда была наречена. В столичном «Динамо» совершал рывки по правому краю Чепец, так назвали Трофимова. Рядом с Нетто трудился Корней, как именовали трудягу Корнеева, а болельщицкая элита безобидно прозвала его еще и Индюком. Никто не обижался. Даже уважительность в этом наблюдали. Не каждый удостаивался прозвища.
Нетто я впервые увидел в игре в Черкизове. На ветшавшем деревянными трибунами тогдашнем «Сталинце» в 1948-м, а ныне громадине «Локомотиве». Сейчас вы комфортно доберетесь сюда на метро. Тогда же, после Сокольников, мы штурмовали трамваи и, вися на подножках весь маршрут, в восемь остановок намечали стратегию протыриться на «Сталинец». «Тыриться» – тогдашний термин, он значил – миновать контролера. Не каждый юный «фан» той поры имел что-то на билет. А коль «Спартак» – «Динамо», то и вообще не достать его.
В тот день, при огромном наплыве зрителей, играл не основной состав: дублеры. 18-летний полузащитник Нетто был капитаном. В игре и сам забил, и команда выиграла – 3:0. Через считанные дни он прочно закрепится в основном составе. И долгие годы на славу отыграет в родном клубе и сборной. И ребята всегда будут доверять ему капитанскую повязку. Для меня молодой Игорь Александрович был непревзойденным мастером финта. Он обладал арсеналом приемов, каждый из которых был неповторим. Один врезался в память после той же – первой – игры с дублерами «Динамо». Встретив опекавшего, Гусь (он был спиной к воротам динамовцев) приподнял правую ногу и, сделав ложный замах влево, совершил корпусом поворот на 90 градусов. Соперник поддался на финт. Но тут же финт был повторен вправо, уже левой ногой, стадион одобрительно хохотнул, глядя на обведенного динамовца, а спартаковец подыграл мяч и рванул вперед.
Я держу перед собой справочник «Звезды спорта». Молодым, кто имя Нетто знает лишь понаслышке, полезно ознакомиться всего с семью строками о нем. Да, семь скупых строк… «Лучший защитник за всю историю советского футбола. Заслуженный мастер спорта. В 1948-1966 гг. – московская команда «Спартак». С 1952 по 1965 гг. сыграл 57 матчей в сборной СССР, был ее капитаном в 1954-1962 гг. Чемпион Олимпийских игр 1956 года. Входил в команду СССР, завоевавшую Кубок Европы 1960 г. Чемпион СССР 1952, 1956, 1958, 1962 гг. Автор книги «Это футбол».
Не раз и не два я его интервьюировал. Но на этот раз речь у нас поначалу пошла не о футболе.
– Был свидетелем событий, происходивших 19, 20 и 21 августа в Москве. Живу-то рядышком с площадью Свободной России, на набережной Шевченко. В те дни был среди людей, вставших на защиту демократии. Поразили молодые ребята. Решимость на лицах, в глазах огонь: ляжем, но защитим Российский парламент! Видел вчерашних панков, металлистов, вскакивавших на бронетранспортеры и пытавшихся образумить сверстников.
А как страстно перед Белым российским домом слушали люди Юрия Власова. Какой гражданственностью было проникнуто каждое его слово! Нет, такое – на всю оставшуюся жизнь. У меня, у жены Оли. И мои сотоварищи по сборной, с кем сейчас играю, проникнуты тем же.
– О какой это сборной вы говорите?
– О ветеранах, команде, которая выступает дома и за рубежом.
В дни, совпавшие с путчем, мы должны были лететь в Свердловск, сыграть там пару встреч. Но 19 августа в знак протеста против ГКЧП все дружно решили не вылетать. Извинились перед свердловчанами, объяснили причину. Нас поняли.
– А кто у вас в команде?
– Имена хорошо известные. Костяк сборной: армейцы Елизаров и Истомин, динамовцы Маховиков, Якубик, спартаковцы Мирзоян, Папаев, Ярцев. Остальных варьируем.
– Где играете?
– В последние месяцы в основном в российских городах. География обширная. От Московской области, Поволжья – до Дальнего Востока. Бываем и в других республиках. К примеру, в Казахстане.
– А кто соперники?
– Самые разные. Иногда команды второй лиги. Часто – не мастера, а сборные городов, областей или сильнейшие юниоры. Трибуны переполнены. Не всюду, но часто. Прилетишь на одну – две игры, как, например, в Кустанай, а проводишь аж пять. Спасибо народу, с любовью нас встречающему. За энтузиазм, за увлеченность футболом. Так что результат для нас – вторичное дело, хотя всю жизнь привыкли к формуле: вышел – играй!
– Поэтому и спрошу о результатах.
– Большинство встреч выиграли. Всего их было десятка три.
– Сказывается класс?
– Не без этого. Но нам надо и поддерживать форму, в том числе и для международных встреч.
– Какие из них можете отметить?
– Тринадцать дней в августе провели в Италии. Играли в Риме, других городах. Еще в прошлом году в Тель-Авиве сыграли со сборной Израиля. Тогда разошлись мирно – 1:1. Недавно в Москве на родном лужниковском поле выиграли – 3:1.
– Кто опекает ветеранов?
– Уж чиновниками я никак их не назову. Это мои многолетние соратники по сборной и «Спартаку» Симонян и Парамонов. Федерация футбола СССР, они в руководстве ее, пристально следит за многими сборными. Всех уровней – от младших юниоров до ветеранов. А в общем-то, наша команда на своем хозрасчете.
– Вы назвали двух друзей. А что Ильин?
– Уж с Анатолием-то мы частенько видимся. Мы ж в одном доме живем.
– Квартиру получили, еще когда играли?
– Да. Стали чемпионами страны. В сборной играли. Так и оказались счастливчиками по части квартирного вопроса. Тогда это было исключение. Увы, ныне – то же кризисное положение с жильем. Для многих спортсменов это и сегодня проблема.
– Каково ваше мнение о нынешней команде Бышовца?
– Отличные ребята.
– Кого отметите?
– Да все неплохо смотрятся. Но, если позволите, даже не выделю, а упомяну двоих. Есть на то причина.
– Кто же попал в особое поле зрения капитана сборной СССР 50-60-х годов?
– Добровольский и Корнеев. И вот почему. Первый удачно возрождает финты. И мои, и Никиты Павловича. Но, повторяя, привносит в обводку и свое, личное. Корнеев же пришел ко мне мальчишкой. Пять лет я работал с ним в детских и юношеских командах «Спартака». Заиграл он в этом году здорово! И в ЦСКА, и в сборной. А как стал результативен…
– Как вы относитесь к массовому отъезду лучших за рубеж?
– Трезво. Возьмите, к примеру, ФРГ. Разве гибельным для нее оказался отъезд футбольных звезд в Италию? Чемпионат Германии по-прежнему популярен, народ ходит! Посещаемость у нас падает не от слабости футбола. Вспомните накал союзного чемпионата в июле-августе. Каждая игра – одно загляденье! На трибунах же – пустоты. После работы человек не на стадион торопится, а, проскакав пять магазинов, что-то приобрести себе для пропитания. На это ныне силы уходят. Под трибунами же зритель не обнаружит в буфетах не то что черного кофе с пирожными – простенького бутерброда или стакана лимонада. Грустно от этой пустоты. Вот и тянется зритель не на саму игру, а к телеку.
Любой талант имеет право поиграть в другой стране. Себя показать, мир повидать. А вот спешить не надо! Бывает, не созрел еще игрок для настоящего профессионализма, даже языка не знает, а торопится. И может поломать себя. И в игре, и в жизни.
– В мире ваше имя известно широко, особенно у старшего и среднего поколения приверженцев футбола. У меня ряд нефутбольных вопросов. Какие еще у вас увлечения? Как в семье?
– Я спортивен с детства. Бегал, прыгал, играл в хоккей с шайбой и в русский хоккей, в волейбол, плавал. Привержен спорту и сейчас. Не пропускаю ни одного большого соревнования. Скажем, в легкой атлетике. Увлекаюсь спортивной литературой. Моя жена Ольга Яковлева много лет играла на сцене Ленкома в Москве. Я давно стал истинным театралом. Не изменяю привычке и сейчас.
О ком или о чем статья...
Нетто Игорь Александрович