Войти

Андрей Рыжиков: «После поражений «Рубина» брату не звоню»

«СА-футбольное агентство», 23.04.2011

Он очень похож на брата: такие же ясные глаза и широкая улыбка. Как выяснилось, жизненные и футбольные принципы Андрея и Сергея Рыжиковых тоже во многом совпадают. Впрочем, в интервью нашему сайту вратарь «Торпедо» поведал не только об этом.

– Андрей, как оцениваете начало сезона для команды и для себя лично?

– Старт команды можно считать в целом удачным. Неважно сыграли на выезде: ехали в Новосибирск и Красноярск за победами, а привезли лишь одно очко. Зато дома против брянского «Динамо» и «Шинника» действовали с полной отдачей. Все ребята – молодцы, до последней секунды бились за себя и друг за друга, взяли шесть очков. Собой, конечно, быть доволен не могу, поскольку в данный период сижу в запасе. Но сезон длинный, впереди много матчей, надеюсь, еще сыграю.

– Какие задачи ставите перед собой в этом сезоне?

– Мои личные задачи – на втором плане. Главное – чтобы команда выигрывала. Руководство поставило задачу быть к ноябрю в восьмерке, чтобы следующей весной бороться за высокие места, а не за выживание. Стараемся. Приложим все силы для достижения этой цели.

– Почему в «Торпедо» нет первого номера? У Клевинскаса № 55, у Лунева – № 22, у вас – 16-й.

– Дело в том, что в клубе существует традиция – первый номер отдают болельщикам.

– Когда слышите, что первая лига – своеобразный турнир, это раздражает?

– Смотря какой смысл вкладывать… В первом дивизионе я дебютировал в прошлом году, поэтому в полной мере его вкус еще не прочувствовал. Скажем так: здесь своя политика, свои интересы, свои плюсы и свои минусы. По сравнению с турниром дублеров, где я, правда, выступал всего полгода, футбол в первой лиге более мужской: много стыков, борьбы.

– Удивительно, как город Шебекино, где и футбола-то, по большому счету, не было никогда, дал стране трех профессиональных вратарей!

– Не думаю, что тут можно найти закономерность или какое-то объяснение. Однако вы правы: сначала Алексей Поляков, потом Сергей если и не прославили наш маленький город, то обозначили его на футбольной карте России.

– Расскажите о себе подробнее. В голкиперы пошли по примеру брата?

– Нет. Начинал как нападающий. Брат тогда уже участвовал в первенстве области. Вратарем я стал благодаря случаю. Перед матчем против команды из Старого Оскола тренер ДЮСШ попросил меня встать в ворота. Получилось неплохо – пригласили в Старый Оскол. Оттуда перебрался в Волгоград, где четыре года провел в интернате «Ротора». Выступал за дубль этого клуба, затем – за «Губкин», «Мордовию».

– Где вам интереснее – в нападении или в «рамке»?

– Если остался в воротах – значит, в воротах интереснее.

– Советуетесь с братом по профессиональным вопросам?

– Созваниваемся примерно через день, обмениваемся новостями, в том числе футбольными. Я рассказываю о своих делах, он – о своих. То есть мы в постоянном диалоге.

– Если не секрет, поведайте какой-нибудь из советов, данных вам Сергеем.

– Главный: работать, работать и еще раз работать, а всё остальное придет.

– «Пихает» он вам по-вратарски и по-братски?

– Вообще не «пихает». Оценки дает только тогда, когда я попрошу. Не в наших правилах лезть друг к другу в душу. Игровые моменты с его и моим участием обсуждаем, лишь если тема беседы к тому располагает. Сергей может спокойно разобрать тот или иной эпизод. Бывает, критикует – но критикует как брат, по-доброму.

– Владимир Маслаченко удивлялся: откуда в Рыжикове это соответствие лучшим канонам советской вратарской школы, где он этому учился? Может, вы знаете – где?

– У Серого не было хорошего вратарского образования на уровне детско-юношеской школы. Все пришло через труд. В дубле «Сатурна» его многому научил тренер вратарей Юрий Дарвин. Он много работал и продолжает работать сейчас. Не зря специалисты сходятся во мнении, что Рыжиков всего добился благодаря трудолюбию.

– 29 марта брат дебютировал за сборную России в матче против Катара. Держали кулаки?

– Каждый раз – будь то «Рубин» или сборная – я сильно переживаю за него. Окружающие не дадут соврать. Правда, в компании торпедовских ребят пока не доводилось смотреть трансляции матчей с участием Сергея. А одноклубники по «Мордовии», видя мое волнение, иногда шутили: «Андрюх, тебе премиальные за эту игру тоже полагаются?» В Катаре брат действовал, на мой взгляд, нормально. Обидно, что пропустил.

– Минувшей зимой вы прошли сбор с «Рубином». Поделитесь впечатлениями?

– «Рубин» – один из топ-клубов России. Соответствующий уровень проявляется во всем. Я очень многое узнал от тренера Виталия Витальевича Кафанова. Он существенно повлиял на мои вратарские взгляды, открыл мне различные тонкости этого ремесла, о которых я прежде не догадывался. Сильный специалист и приятный человек. Даже просто общаться с Кафановым – большое удовольствие, не говоря уж о его профессионализме.

– Интересно было бы посмотреть на совместную работу Рыжиковых.

– Не такую уж и совместную: я тренировался в паре с Арлаускисом, а Сергей – в паре с Мусиным.

– Бердыев и впрямь особенный?

– Нормальный человек – и поговорить может с игроками, и пошутить. Никакой закрытости я не заметил. Не знаю, на основании чего журналисты составили о Курбане Бекиевиче такое мнение.

– Ваш идеал голкипера?

– Из выступающих сегодня – Эдвин ван дер Сар. Еще отметил бы Жулио Сезара, Петера Чеха, Мануэля Нойера, который великолепно проявил себя в нынешней Лиге чемпионов.

– Сергей Овчинников однажды сказал: «Вратарь должен не по «девяткам» летать, а брать свои мячи». Согласны?

– Да. Но иногда, чтобы выручить команду, стоит совершить невозможное и «не свой» мяч вытащить. А вообще Овчинников прав: если станешь прыгать по углам, но в то же время пропускать по центру, толку будет мало.

– Ваш вратарский принцип?

– Он не столько вратарский и даже не столько футбольный, сколько жизненный. Терпение и труд все перетрут.

– Я всегда хотела узнать, что чувствует голкипер, пропустив гол, и как потом возвращает внутреннее равновесие.

– Если команда победила, восстанавливаться гораздо легче, осадок меньше. Ведь каждый свой пропущенный гол анализируешь, пытаясь понять, можно ли было его предотвратить. После матчей – особенно неудачных – трудно заснуть. Порой только под утро засыпаю. Конечно, многое зависит от того, как именно тебе забили. Например, в прошлом году в игре против «СКА-Энергии» при счете 1:0 в пользу соперника на 90-й минуте случился эпизод: Мурнин нанес плотный удар, я отбил, но мяч перелетел через меня – и в сетку. Казалось бы – какая разница, 0:1 или 0:2? Тем не менее психологически мне пришлось несладко. И к следующему туру толком не собрался… В футболе всякое бывает. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мой брат в прошлом году пропустил от нальчикского «Спартака» с центра поля. Это же не означает, что он плохой голкипер!

– Разумеется, не означает. Вы в таких ситуациях находите слова, чтобы поддержать родного человека?

– Когда «Рубин» играет неудачно, стараюсь не тревожить брата. Остынет – сам позвонит. Или я наберу через день-два. Но сразу после поражений не беспокою.

– Самое яркое футбольное впечатление вашего детства?

– Когда я учился в волгоградском интернате, дубль «Ротора» встречался с дублем «Сатурна». За гостей выступал Сергей. С одной стороны, я желал удачи «Ротору». С другой – хотелось нулевой ничьей, чтобы брат сохранил ворота сухими. Низамутдинов забил, «Сатурн» уступил – 0:1. На эмоциях я ввязался в перепалку с болельщиками «Ротора». До драки, к счастью, не дошло, пообщались на повышенных тонах… Позднее сильные чувства – теперь уже безусловно положительные – испытал, когда Сергей становился чемпионом. Трансляцию из Раменского, где «Рубин» взял первое золото, смотрел по телевизору. А за ходом поединка «Рубин» – «Зенит», который (с учетом устраивающего нас результата в игре «Спартак» – ЦСКА) принес вторую чемпионскую медаль, наблюдал на стадионе в Казани. И мы вместе с родственниками радовались победе брата, «Рубина» и Татарстана.

– Всей семьей на трибуне были?

– У брата много друзей и родных. Его дом полон гостей, никогда не пустует. Неудивительно, что на стадионе его всегда поддерживают персонально.

– В числе любимых клубов вы называете «Челси», «Рубин» и «Томь». Странноватое сочетание.

– «Челси» владеет россиянин, к тому же там играет Юра Жирков. Раньше симпатизировал «Томи», потому что за томскую команду выступал Леха Поляков. С «Рубином» все очевидно.

– Что самое сложное для молодого игрока, который только ищет свой путь в футболе?

– Вокруг много соблазнов. Важно не сбиться с правильного пути. Некоторые из молодых футболистов, едва-едва начав чего-то достигать, позволяют себе расслабиться. А нужно продолжать работать, работать и еще раз работать – только тогда добьешься больших целей.

– Правильные вещи вы говорите, однако.

– Можно говорить что угодно и производить какое угодно впечатление. Главное – поступки, а не слова.

– Начиная карьеру, вы наверняка надеялись к 22 годам преуспеть в большей степени, нежели преуспели к настоящему моменту…

– Когда не все в жизни складывается, следует искать причины в себе. Если я чего-то не добился к этому возрасту – винить могу только себя, а не тренеров, других людей или обстоятельства. Но не зря ведь расцвет вратарей часто приходится на 27-28 лет. Конечно, хочется заиграть на высоком уровне как можно раньше. Однако не все наши желания исполняются здесь и сейчас.

– Что должно произойти, чтобы вы смогли сказать: «Я нашел свою команду!»?

– Давайте встретимся и поговорим тогда, когда это произойдет.

– Заметано. Но как не захандрить, сидя на лавке?

– Запомнилось давнее интервью с Александром Уваровым, в котором он рассказывает, как в свое время долго сидел в запасе «Динамо» – а потом получил шанс и распорядился им достойно, заслужив приглашение в сборную страны… Футбол знает много подобных примеров. Повторюсь, для меня самое важное – чтобы команда выигрывала, чтобы в коллективе была хорошая атмосфера, чтобы все поддерживали друг друга. Рецепт простой – тренироваться и не опускать руки. А в нужный момент выйти и помочь команде. Шанс непременно представится. Главное – правильно им воспользоваться.

О ком или о чем статья...

Рыжиков Андрей Викторович