Войти

Роман Павлюченко: «Мы способны побороться за место в тройке»

«Футбол», 08.2003

Отличительной чертой командной игры московского «Спартака» последних лет традиционно была ставка на сильную среднюю линию. И неудивительно, что именно на полузащитников приходилась львиная доля забитых мячей. Отчасти, может, и из-за этого в командных действиях «Спартака» форварды в последнее время находились несколько в тени.

Конечно, в составе красно-белых за прошедшее десятилетие выступало немало сильных нападающих: это и один из нынешних наставников клуба Сергей Юран, это Валерий Шмаров и Николай Писарев, Александр Ширко и Максим Бузникин, бразильцы Робсон и Маркао. Однако по-настоящему забивным среди них стал, пожалуй, лишь Владимир Бесчастных.

В этом сезоне, похоже, ситуация в клубе изменилась. Об этом можно судить хотя бы по результативной игре Романа Павлюченко, уже успевшего забить 12 мячей: 7 – в чемпионате России, 3 – в Кубке России и 2 – в Кубке РФПЛ.

– Роман, а ведь свою профессиональную карьеру вы начинали на другой позиции – правого полузащитника.

– Да. В ставропольском «Динамо» меня использовали именно на этом месте. И до этого, когда я занимался футболом в родном Черкесске, мог спокойно играть на разных позициях.

– А как вы оказались в Ставрополе?

– Как-то мы приехали в этот город на юношеский турнир, а там я, видимо, и приглянулся местным специалистам. Позже со своим тренером приехал в Ставрополь на просмотр в школу олимпийского резерва «Динамо» и удачно его прошел. И уже с 16 лет стал выступать в команде, которая тогда играла в первом дивизионе. В тот год, 1999-й, ставропольское «Динамо» выступало не совсем удачно, и по его итогам мы вылетели во второй дивизион. Но я этой участи избежал. По окончании сезона в Ставрополь приехали Владимир Горюнов и Рохус Шох и сделали мне предложение перейти в «Ротор». Для меня это было полной неожиданностью. Я даже не предполагал, что в свои неполные 17 лет могу заинтересовать клуб элитного дивизиона! И, конечно же, сразу же дал согласие на переход, тем более что вместе со мной в Волгоград переехала вся моя семья.

– Предложение «Ротора» было единственным?

– Нет, мне также звонили из киевского «Динамо». Но как-то все это было несерьезно. Киевляне мне, 16-летнему парню, предложили самому приехать в их расположение и на месте доказать свою состоятельность. «Ротор» же, как я уже говорил, действовал более активно. Скажем, помимо того, что меня пригласили в команду, моего отца тоже взяли на работу – он стал водителем клубного автобуса.

– И как складывалась ваша карьера в «Роторе»?

– Места в основном составе мне никто не гарантировал. И на первых порах я лишь изредка попадал в число заявленных на матч игроков. Ну, а когда Георгия Ярцева на тренерском мостике сменил Евгений Кучеревский, доверять мне стали заметно больше. До сих пор не могу забыть, как впервые вышел в стартовом составе на матч с «Ростсельмашем» и сумел отличиться уже на 11-й минуте. И уже со следующего сезона я числился в обойме основных игроков «Ротора».

– В последние годы в «Роторе» в финансовом плане не все было благополучно. Наверняка еще до «Спартака» и другие российские клубы пытались вас переманить к себе. Не так ли?

– Да, действительно, в 2001 году ЦСКА связывался с руководством «Ротора», но Владимир Дмитриевич Горюнов, видимо, не хотел меня туда отпускать. Слышал и об интересе со стороны других клубов, но ко мне никто лично не обращался.

– В составе «Ротора» тогда, да и сейчас, числилось немало талантливых молодых футболистов. Что же мешает команде добиваться более высоких результатов?

– По-видимому, главная причина заключается в непростой финансовой ситуации. Из года в год перед нами стояла лишь одна задача – не вылететь в первый дивизион. Вот в этом и основная разница между «Ротором» и «Спартаком», где ставятся только самые высокие цели. В какое-то время я даже почувствовал, что как игрок в «Роторе» остановился в развитии. Так что предложение из «Спартака» было для меня действительно актуальным.

– С «Ротором» нормально расстались или из-за перехода в «Спартак» в Волгограде держат на вас обиду?

– Нет, с клубом все было цивилизованно. Когда недавно в матче 9-го тура «Спартак» играл с «Ротором», перед игрой я перекинулся несколькими словами со своими бывшими партнерами. Да и с Владимиром Дмитриевичем, хотя и не успел пообщаться, обменялись приветственными кивками. Вот только болельщики приняли меня крайне враждебно: освистывали весь матч, материли. Но я их понимаю: все-таки забил своему бывшему клубу…

– А как на вас вышел «Спартак»? Вам звонил Олег Романцев или кто-то из тренерского штаба?

– Нет, в конце прошлого сезона в Волгоград приехал Андрей Владимирович Червиченко и предложил мне перейти в «Спартак». Там же, на месте, мы обговорили все условия, так что в Москву на подписание контракта я приехал уже фактически игроком клуба.

– Долго думали над предложением Червиченко?

– Нет. Единственное, о чем я попросил руководство «Спартака», чтобы мне дали возможность доиграть сезон, ведь до его конца еще оставалось четыре матча. Однако «Спартак» настаивал на своем варианте, и вместо игр в составе «Ротора» я тренировался с красно-белыми в Тарасовке.

– Легко ли влились в спартаковский коллектив?

– В бытовом плане – никаких проблем. Вот только на первых зимних сборах в ходе контрольных матчей никак не получалось забить. До сих пор не пойму, как можно было промахнуться с трех метров по воротам, как это было в матче с «Вердером» на турнире в Турции?! В итоге на том соревновании забил лишь только с пенальти…

Вот в этот период мне действительно было сложно. Сам про себя думал: какой же я нападающий, что не могу забить с нескольких метров?! Но, правда, чувствовал, что, несмотря на досадные промахи, Романцев на меня рассчитывает. К слову, первый мяч с игры удалось забить лишь в Москве команде второго дивизиона…

– Могли бы сами отметить сильные и слабые стороны игры футболиста Павлюченко?

– Сложно судить о себе… Многие говорят, что я неплохо играю головой. На самом деле, признаюсь, делать этого я не умею. Просто иногда так получается, что мяч и моя голова находят друг друга, и в итоге получается гол. А так я считаю, что мне лучше удаются индивидуальные проходы с мячом к воротам, когда можно обмануть защитников, «прокинуть» мяч и ударить. Люблю также силовую борьбу. Но в любом случае не мне оценивать свою игру.

– Сейчас на вашем счету в чемпионате России семь забитых мячей, что всего на гол меньше результата самарца Каряки. Попытаетесь побороться за лавры лучшего бомбардира?

– Конечно! Зачем тогда играть, если не рассчитывать на забитые мячи. И тут дело совсем не в личных амбициях – мои голы в первую очередь принесут пользу «Спартаку».

– Сами для себя наметили, сколько голов хватит для титула лучшего снайпера первенства?

– Вот этого я делать не собираюсь. В прошлом году я уже пообещал болельщикам «Ротора», что забью 20 голов за сезон. Что в итоге получилось? Всего три-четыре мяча… Сам для себя решил, что буду стараться забивать в каждом матче, а там уж как получится.

– А кто из нынешних партнеров является для вас идеальным напарником в атаке?

– Мы в основном играли с одним форвардом, так что в большинстве случаев я действовал на острие атак один. Правда, в начале сезона провел несколько матчей с бразильцем Робертом, сейчас – две игры в паре с Артемом Концевым. В последнем матче – с «Сатурном» мы в ходе игры перестроились, и вместе со мной в нападении играл Егор Титов. Вот это действительно напарник! И не важно, на какой позиции он играет. Он идеально меня чувствует, знает, где я окажусь, что предприму. С таким партнером мне еще никогда не доводилось играть. В ходе этого сезона были случаи, когда Егор сам мог пробить, но вместо этого он идеальным пасом выводил меня к воротам. Так что на ваш вопрос отвечу однозначно: Титов.

– Сейчас в «Спартаке» находятся на просмотре двое нападающих из Сербии. Какое у вас сложилось о них мнение?

– Оба игрока достаточно высокого уровня. Это касается и других легионеров, уже заявленных за наш клуб. Хрман и Станич вообще очень легко влились в наш коллектив. Иной раз складывается впечатление, что они вовсе не легионеры, а такие же русские ребята, как и я. По крайней мере, они понимают язык, могут спокойно с тобой поговорить. Что же касается нашего нового голкипера Шафара, то у него пока что есть проблемы с языком. Но только на бытовом уровне – во время игры он уже уверенно дает команды защитникам. Так что наше общение с ним пока что ограничивается простыми фразами: «привет», «до свидания», «приятного аппетита»…

– Многое ли изменилось в клубе с приходом нового тренерского штаба?

– Можно сказать, все. У нас изменилась тактика. Соответственно, видоизменились и занятия на тренировках. Андрей Алексеевич с первого дня пытается привить нам свое видение футбола. Для этого с нами постоянно проводятся тактические занятия, если надо – индивидуальные беседы.

Немаловажно, что теперь мы не «садимся» на сборы за два-три дня до матчей, как это было раньше, а лишь за день до игры приезжаем в Тарасовку. Это, конечно же, сильно обрадовало мою жену, ведь она и так целыми днями находится дома одна.

– Тренировки стали интереснее?

– Знаете, для меня в футболе все интересно: тренировки, теоретические занятия, игры, голы. Можно сказать, я фанат футбола.

– Как считаете, можно уже сказать, что нововведения себя оправдывают?

– Судя по результату – да. Все-таки до «Сатурна» мы выиграли три матча подряд, что в этом сезоне «Спартаку» еще не удавалось сделать.

– Очевидно, что перед «Спартаком» всегда стоят самые высокие задачи. Однако ясно, что на чемпионство рассчитывать уже не приходится. Какие цели стоят перед командой сейчас?

– Я думаю, что мы еще способны побороться за место в тройке. Именно такая задача поставлена перед нами руководством и тренерами. А как же иначе?! Не будем же мы просто отбывать номер на поле. Так что мы еще поборемся, а ближайшей целью станет успех в дерби с «Локомотивом». Также попробуем успешно выступить и в Кубке УЕФА. Но пока до старта в еврокубках еще достаточно времени, все наши усилия будут направлены на выправление турнирной ситуации в чемпионате России.

О ком или о чем статья...

Павлюченко Роман Анатольевич