«Советский Спорт», 12.02.1977
В последнее время в большой футбол приходит все больше молодых людей, способности которых позволяют выдвигать их кандидатами в первую сборную страны. Сегодня мы знакомим читателей с московским динамовцем Анатолием Паровым.
В начале прошлого года московские динамовцы на контрольный матч с «Локомотивом», проходивший в Хосте, ввели в оборону Анатолия Парова. У многих наблюдателей это решение вызвало удивление: все привыкли к тому, что опыт играет решающую роль при определении надежности игры защитников. А дебютанту было всего 19 лет. К тому же, казалось, динамовцам незачем спешить с вводом «необстрелянного» игрока: опытных кандидатов на столь ответственною роль у команды имелось предостаточно. Но тренер Александр Севидов все же решился на дебют Парова. И руководители «Динамо» не ошиблись. Анатолий в матче с железнодорожниками продемонстрировал интересную игру. Надежность и сметку Паров показал и в начале весеннего чемпионата страны, закрепив за собой место в основном составе. Он сыграл 13 игр из 16 и получил первую награду па победу в крупном соревновании – золотую медаль.
Когда мы встретились с Паровым, я задал ему вопрос:
– Какое чувство вы испытали, играя в первом матче чемпионата страны, да еще против киевского «Динамо»?
– Во всяком случае, не такое, как в первой контрольной игре с «Локомотивом»: мне чуть повезло, так как ведущие игроки киевлян были заняты в сборной, и я был спокоен. А вот в Хосте в начале матча так разволновался, сердце так колотилось, что я после первого же рывка почти задохнулся. Все вижу, все понимаю, а воздуха не хватает. Такое чувство испытываем, наверное, все мы, еще в детской команде мечтающие видеть себя в основном составе, среди мастеров. Но стоило мне выиграть первое единоборство с нападающими «Локомотива», и все пришло в норму.
– Пригодился ли опыт, полученный в играх юношеских команд?
– Игра юношеских команд не отличается разнообразием. В них рядом с тобой сверстники и против тебя сверстники. В команде мастеров приходится действовать против видавших виды футболистов, у каждого из них свой почерк. Так что в команде мастеров приходится не только доучиваться, но и переучиваться. Конечно, я очень благодарен своему первому тренеру Байкову. Евгений Федорович еще в 1967 году, когда я начал заниматься в группе мальчиков московского «Динамо», уделял мне много внимания.
– Кого вы считаете образцовым защитником?
– Я считаю образцом высшего футбольного мастерства игру Беккенбауэра. Чтобы так играть, надо тренироваться и тренироваться. Не знаю, удастся ли мне добиться такого уровня мастерства, но стремиться к этому буду. А чего уже достиг, чему научился – виднее всего тренерам.
Действительно, кто лучше тренеров может определить шаги в познании мастерства молодых футболистов? И первым, к кому я обратился с просьбой дать характеристику молодому защитнику, был тренер сборной СССР Никита Симонян:
– Паров относится к тем перспективным защитникам, которые в ближайшее время обещают вырасти в современных мастеров обороны. В нем привлекает способность здраво оценивать свои возможности в каждом конкретном матче и, исходя из них, строить свою игру. В матчах на Южноамериканском континенте, например, он не проявил особого наступательного пыла: осторожность взяла верх. Похвальная предосторожность: против него действовали такие сильные и изобретательные в атаках крайние нападающие, как аргентинец Хаусман и бразилец Жил. Короче говоря, в оборонительном плане Анатолий сыграл удачно. В этом, казалось бы, частном случае я вижу влияние старой динамовской школы.
Да, динамовская школа всегда уделяла большое внимание выработке у футболистов бойцовских качеств, уважения к тактической дисциплине. Но те, кто овладевал этими качествами, не превращался просто в исполнителя, а стремился разнообразить средства борьбы, вносить в игру что-то свое. Вот что рассказал один из динамовских тренеров, заслуженный мастер спорта Юрий Кузнецов:
– Однажды юношеская команда «Динамо», проигрывая сверстникам из «Спартака», осталась вдесятером. В этот напряженный момент Байков принял решение, неожиданное даже для нас, тренеров: Паров из обороны был переведен и полузащиту. Каково же было наше удивление, когда Анатолий продемонстрировал незаурядные конструктивные способности и забил один из мячей, принесших победу «Динамо». У него есть большие резервы для совершенствования, к тому же он трудолюбив…
Еще раз с Паровым я встретился на следующий день после возвращения сборной СССР из Италии. У него была возможность отдохнуть после дороги, но он пришел на тренировку в свой клуб.
– Анатолий, – обратился я к нему, – что в своей биографии вы считаете самым важным?
– А какая может быть у меня биография? – Он недоуменно посмотрел на меня, потом, смущенно улыбаясь, добавил: – обыкновенная, как у всех молодых. Родился в Москве. Окончил школу. Играю в футбол. Поступил в институт физкультуры. Учусь на втором курсе. Времени свободного мало. Но при любой возможности хожу в кино, читаю.
– Какие фильмы или книги, просмотренные и прочитанные в последнее время, понравились вам?
– Трудно сказать, – Анатолий на мгновение задумался. – Иной раз хроникальные ленты смотришь, затаив дыхание, а с художественного фильма уходишь, и половины, но просмотрев. Так и с книгами. Я увлекаюсь детективами. Но прочтешь и поставишь на полку. Иное дело «Они сражались за Родину». К этому произведению Шолохова я возвращался много раз. И с каждым разом читать все интереснее…
– Скажите, Анатолий, как вы отреагировали на сообщение, в котором вас назвали в числе 33-х лучших 1976 года?
– Я не поверил, что меня, первогодка большого футбола, могли признать одним из лучших. А теперь понял, что надо ежедневным трудом на тренировках оправдать это доверие. – Паров посмотрел на часы и сказал: – Мне пора. Тренировка…
О ком или о чем статья...
Паров Анатолий Васильевич