Войти

Футбольный человечище

«Киевские ведомости», 29.03.2006

Даже в богатой на знаковые события и харизматические личности истории киевского «Динамо» персона Анатолия Пузача выглядит убедительно и самодостаточно. В течение без малого четырех десятков лет он был своеобразным символом клуба и олицетворением верности бело-синему флагу. А еще он – удивительно скромный, добродушный и интеллигентный человек, как говорится, по жизни – на футбольном поле всегда преображался в настоящего рыцаря без страха и упрека.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОЛ

Едва ли не самую яркую страницу своей впечатляющей спортивной биографии Анатолий Пузач «написал» 20 сентября 1967 года. Тогдашний чемпион СССР киевское «Динамо» дебютировало в розыгрыше Кубка европейских чемпионов и в 1/16 финала «скрестило оружие» с самим «Селтиком». На тот момент шотландский клуб слыл законодателем футбольной моды на континенте, подтверждением чему был выигрыш годом ранее того самого трофея – Кубка чемпионов.

Сенсация родилась уже в первом матче киевлян с «юбочниками»: команда Виктора Маслова повергла именитого соперника в уныние на его же стадионе «Паркхед» в Глазго – 2:1. А открыл счет на третьей минуте встречи Анатолий Пузач. И гол этот стал историческим, ибо был он первым, забитым советским футболистом в самом престижном клубном турнире континента. Всего же Пузач в еврокубках свой бомбардирский «автограф» в воротах соперников оставлял семь раз. Напомним, что стартовало киевское «Динамо» в клубных евротурнирах участием в Кубке кубков двумя годами ранее матчами с «Колрейном» – в них Анатолий не играл, но уже в следующем круге, когда соперником киевлян стал норвежский «Русенборг», молодой форвард ознаменовал свое появление на поле двумя голами.

Возвращаясь же к тем историческим матчам с британцами (киевский поединок принес ничью 1:1 и вместе с ней – путевку динамовцам в следующий этап соревнований), заметим, что Пузач безоговорочно признавался в них лучшим игроком. Хотя, скажем, его партнер по атаке Анатолий Бышовец отличился точными ударами и в Глазго, и в Киеве.

Кстати, каждый из знаменитой тройки нападения «Динамо» Пузач – Хмельницкий – Бышовец, блиставшей на поле в конце 60-х, был своеобразным яблоком раздора для болельщиков. Последние в своих горячих спорах тщетно пытались определить, кто из форвардов лучший! Много лет спустя неизменно прямой и откровенный в суждениях Хмель подвел своеобразную черту в этом споре: «Бышовец много играл индивидуально, а Пузач, пожалуй, был сильнее нас обоих вместе взятых в тактических хитростях. Он лучше видел поле, делал более острые передачи. Его замыслы мало кому удавалось разгадать. К тому же он постоянно был заряжен на удар и при первой же возможности стрелял по воротам».

РАБОЧИЙ С МЯЧОМ

Начинал свой яркий путь в большой футбол Анатолий Пузач с заводской команды «Прогресс» в небольшом городке Бердичев Житомирской области. В конце 50-х – начале 60-х футболисты-любители этого предприятия задавали тон в республиканских первенствах среди коллективов физкультуры. Уже тогда футбольные «спецы» заметили несомненный талант и уникальные бомбардирские способности невысокого коренастого паренька в атаке «Прогресса», пророча ему большое спортивное будущее.

Однако дебют футболиста в действительно классной команде состоялся нескоро – аж в 1965 году, когда игроку стукнуло 24 и когда он поразил своим удивительным результатом, показанным в чемпионате СССР среди команд класса «Б» – выступая во время службы в армии за армейцев Львова, Анатолий за один сезон наколотил в ворота соперников 35 мячей (в то время как вся команда имела на своем счету 59 голов)!

В те времена в нашем футболе существовала неплохая традиция: после окончания сезона формировалась сборная республики класса «Б». В товарищеских матчах она мерилась силами с лучшими коллективами Украины, а также проводила традиционные встречи с аналогичной командой России. Так вот, именно после таких игр в конце 1964 года великий Дед, как называли тогдашнего наставника киевского «Динамо» Виктора Маслова, обратил свои взоры на трех «сборников» из класса «Б» – вратаря Гургача, защитника Глухих и нападающего Пузача. Но только последнему из них удалось оправдать надежды тренера и со временем прочно закрепиться в составе клуба, набиравшего мощный ход на пути к трехлетнему царствованию на футбольных просторах Советского Союза.

Со временем Анатолию удалось дебютировать и в сборной СССР. Произошло это 25 июля 1969 года в товарищеском матче с восточными немцами в Лейпциге. Это важное в своей жизни событие он отметил, как и полагается форварду, голом. И вскоре из новичка главной команды страны при острейшей конкуренции стал «твердым» футболистом основного состава. Пузач успешно действовал в матчах отборочного турнира чемпионата мира 1970 года и получил заслуженное право выступить в финальной стадии мирового форума в Мексике. Поиграл он за сборную Союза и в следующем отборочном цикле – чемпионата мира-1974.

ТАНДЕМ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

В составе киевского «Динамо» Пузач завоевал четыре комплекта золотых наград чемпионата СССР, выиграл Кубок страны. Несомненно, успел бы и больше: по мнению специалистов, потенциал его спортивного организма в начале 1970-х был далеко еще не исчерпан и вполне позволил бы нападающему выступать на привычно достойном уровне еще как минимум пару-тройку лет. Но, как это нередко бывает в спорте наивысших достижений, досадная травма, случившаяся после столкновения в борьбе за мяч с защитником ворошиловградской «Зари» Александром Журавлевым, вскоре вынудила Пузача вбить в стену тот самый пресловутый гвоздь для своих игровых бутс.

К счастью, без любимого дела долго скучать ему не пришлось. С приходом на пост главного тренера киевского «Динамо» Валерия Лобановского Анатолий Кириллович на многие годы стал его ближайшим и верным помощником. А единство взглядов на развитие современного футбола и принципы подготовки футболистов высокого класса позволили этому тандему добиться блестящих побед как на внутренней, так и на международной аренах. За без малого пару десятков лет – это медали всех достоинств (и в немалых количествах) в национальных чемпионатах, хрустальный трофей за победы в Кубках СССР, наконец, теперь уже легендарные, но по-прежнему зовущие «бело-синих» на подвиг триумфы в Кубках кубков и Суперкубке УЕФА!

И пусть риторически здесь прозвучит вопрос-восклицание «Разве мог Лобановский добиться таких ошеломляющих успехов, если бы рядом с ним все эти годы не было Пузача?», ответом ему может быть один лишь факт. Когда в конце 1996 года Валерий Васильевич после шестилетних странствий по арабским странам вернулся в родные пенаты, ему не понадобилось много времени, чтобы познакомиться с положением дел в команде и ее игроками. Он владел уже достаточной для этого информацией, поскольку его «глазами и ушами» в коллективе в тот период был Анатолий Кириллович. Так что на исходе тренерской карьеры Пузач сумел заложить свой «кирпичик» в фундамент того великолепного «Динамо», которое под руководством Лобановского на рубеже тысячелетий пробивалось в полуфинал и четвертьфинал Лиги чемпионов.

ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТСКИЙ ТИТУЛ

Великий вечно второй? Великий, несомненно. Но вторым ему суждено было быть не вечно – судьба подарила Пузачу шанс поработать и главным тренером киевского «Динамо». Когда летом 1990 года, сразу же после чемпионата мира, Лобановский отбыл в многолетнюю командировку поднимать футбол в Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах, его место у руля команды занял, конечно же, Пузач. И в тот же год он довершил дело друга: динамовцы в 13-й раз в своей истории завоевали звание чемпионов Советского Союза. До сих пор перед глазами те прекрасные мгновения: блестящая победа команды Кириллыча (так все – и стар, и млад – называли Пузача после его перехода на тренерскую работу) в очном поединке над главным конкурентом – московским ЦСКА – со счетом 4:1 и – победный салют над трибунами «Олимпийского»!

…В те дни, когда футбольная Украина прощалась с выдающимся футболистом и тренером, довелось услышать и прочитать множество высказываний об Анатолии Кирилловиче его воспитанников, коллег, друзей. В память же врезалась короткая и внешне простая, но с таким глубинным смыслом фраза, в недалеком прошлом великолепного игрока, а ныне – начинающего тренера Александра Заварова: «Наш человек был Кириллыч, футбольный. И дело свое он знал очень хорошо».

О ком или о чем статья...

Пузач Анатолий Кириллович