Войти

Как дела? Юрий Пшеничников

«Спорт-Экспресс», 30.07.2004

– Как говорят англичане, «Nothing to boast of» – похвастаться нечем. С другой стороны, «Nothing to complain of» – жаловаться не на что. Два года назад мы открыли «Клуб футбольных вратарей Пшеничникова», где я работаю с детьми от 10 лет и старше. Но пока все это находится на начальной стадии. Базы нет, зимой тренироваться негде – в прошлом году арендовали школьный зал. Иногда даже мячей не хватает! Конечно, есть люди, которые поддерживают нас материально, но хотелось бы все-таки, чтобы это происходило на государственном уровне. Те, кто вкладывает большие деньги в футбол, требуют отдачи через год-два. А ведь подготовка вратаря – долгий процесс.

– Когда к вам приходят желающие стать голкиперами, вы сразу видите, у кого есть задатки, а у кого нет?

– Не сразу, конечно. Обычно нужен где-то месяц, чтобы понять, способен ли ребенок за это время хотя бы научиться нормально ловить мяч. А если говорить о тактических нюансах – например, игре на выходах, – то тут наличие способностей выявляется примерно к 12 годам. Если к этому времени у вратаря на выходах «то недолет, то перелет» – ясно, что перспективы никакой.

– Есть ли какие-то проекты, которые вы хотите реализовать в ближайшем будущем?

– Пока все планы связаны с моей футбольной школой. Надеюсь, она привлечет внимание спонсоров – хотелось бы иметь свою базу, проводить сборы. Чтобы воспитать достойных игроков, нужно так много времени и сил!

– В составе ЦСКА вы стали чемпионом СССР. Почему после трех лет в армейском клубе решили вернуться в Ташкент?

– Дело в том, что, когда я переходил из «Пахтакора» в ЦСКА, меня вызвал первый секретарь ЦК Узбекистана Шараф Рашидов и спросил напрямую: правда ли, что я польстился на большую зарплату и переезжаю в Москву? Я честно ответил, что деньги здесь ни при чем. Просто хотелось попробовать свои силы на уровне сборной, а для этого, как мне сказали, надо было играть в столице. И добавил, что «Пахтакор» – мой родной клуб и если я когда-нибудь понадоблюсь ему, то вернусь. Так и получилось. В 1971 году «Пахтакор» вылетел в первую лигу, и мне напомнили о моем обещании. Я поехал и на следующий год помог команде вернуться в высшую лигу. Это был мой последний сезон – я завершил карьеру из-за травмы.

– Какой матч за сборную СССР для вас наиболее памятен?

– Товарищеский с англичанами – на «Уэмбли» в 1967 году. Мы тогда сыграли – 2:2. Первый гол стал результатом моей ошибки: я поймал мяч после удара, но он выскользнул из рук и закатился в ворота. Обиднейший гол! Но в дальнейшем я уже не ошибался, и в прессе меня хвалили. Атмосфера и настрой были потрясающие – полный стадион, играем против чемпионов мира! Та встреча стала особенной не только для меня. До сих пор люди, которые видели игру, вспоминают ее в разговорах.

– После завершения карьеры игрока вы работали тренером. Причем в довольно экзотических с футбольной точки зрения странах: Лаос, Мадагаскар, ОАЭ…

– Между министерствами наших государств были соглашения о взаимопомощи, в том числе и в области спорта. Вот я и оказался в Лаосе, а потом на Мадагаскаре, ведь там футбол – вид спорта номер один.

– Кто из вратарей вам понравился на прошедшем Euro-2004?

– Приятное впечатление произвел ван дер Cap, продемонстрировавший очень зрелую и современную игру. Хорош чешский голкипер Чех. У нас же сильнейший на сегодняшний день – Сергей Овчинников. В Португалии он сыграл не очень удачно, но его вины в этом нет. Вратарь – человек зависимый. Прежде всего от тактики и от партнеров.

– По Узбекистану не скучаете?

– Сейчас уже нет. Ностальгия была, когда уехал из Ташкента в первый раз. Казалось, что в Москве очень много народа и очень много проблем. А когда вернулся после трех сезонов, проведенных в ЦСКА, то понял, что жить в Узбекистане больше не хочу. Москва меня «засосала».

Пономаренко Татьяна

О ком или о чем статья...

Пшеничников Юрий Павлович