Войти

Долгий путь в свою команду

«Советский Спорт», 14.03.1986

…Закарпатье. Железнодорожный вокзал в Виноградове. Ранее утро. К перрону подкатывает поезд из Львова. Из вагона выпрыгивает невысокого роста парнишка с тяжелой спортивной сумкой через плечо. Не оглядываясь по сторонам, вприпрыжку бежит через пути к темнеющей вдали лесопосадке.

– Эй, хлопчик! – кричит дежурный. – Ты куда?

– Как куда? До дому, в Фанчиково!

– Вот чудак, так через час же туда дизель пойдет.

– Да сдался мне этот дизель, я на своих двоих быстрее до дома доберусь! Подумаешь, семь километров!..

К этому характерному эпизоду из жизни моего собеседника я еще вернусь. А пока представлю вам его – мастер спорта, Василий Рац, левый полузащитник киевского «Динамо», чемпион СССР-85, игрок сборной клубов страны

– Когда я начал играть в футбол? – переспрашивает Василий. – Да как все мальчишки у нас в Закарпатье – в самом раннем детстве.

– А по-серьезному когда увлеклись?

– В четвертом классе пришел я в футбольную ДЮСШ в Виноградове к тренеру Павлу Ивановичу Пребущу.

– И что?

– Тренер был мною доволен, а я старался самым точным образом выполнять все его указания. В двусторонних встречах играл левого крайнего и довольно много забивал – по два-три мяча за игру. Помнится, ребята меня даже поддразнивали: «Це наш Блохин!»

– Как относились к вашему увлечению родители?

– В школе я учился прилично, а к повышенным расходам на обувь они относились довольно благодушно. В восьмом классе прочел в газете объявление об очередном наборе в Львовскую спортивную школу-интернат. Прочел и загорелся. Родители и тут не были против. Но когда приехал я во Львов, настроение сразу упало. Шутка ли, на два места в футбольном отделении чуть ли не полсотни претендентов. Ну, думаю, все, давай на вокзал, Вася, нечего тебе тут делать. Остался, однако, прошел все испытания и, представьте себе, оказался одним из двух счастливчиков…

– И вы закончили эту школу?

– Да, и тренер спортинтерната (очень везло мне, да и сейчас везет на хороших тренеров) Валерий Иванович Борейко посоветовал мне идти в команду «Карпаты».

– «Карпаты» к 1980 году вернулись в число сильнейших, но в составе этой команды вы больше числились, чем играли…

– Да, я играл в дублирующем составе, а в основной меня если и ставили изредка, то минут на 10-15. На замену. А что удивительного? Тогда в полузащите львовской команды играли Баль, Суслопаров, Думанский, Броварский, Дубровный… Где уж было мне, совсем еще зеленому юнцу, тягаться с такими мастерами. И я, знаете, как-то затосковал. Ну, тренируюсь, играю, стараюсь по мере сил и возможностей, а дальше что? И вдруг получаю письмо от старого друга, игравшего тогда в винницкой «Ниве»: «Приезжай!»

С этим письмом я и отправился к тренерам клуба. «Ну, что ж, – сказали они. – Если хочешь, поезжай. Пока ты играешь слабее наших ведущих полузащитников».

– И вы уехали?

– Да, и оказался под крылом нового тренера Ивана Ивановича Терлецкого, сыгравшего в моей жизни особенно важную роль. В новой команде, как известно, нелегко себя найти, и поначалу я, сам понимаю, выглядел довольно бледно. Но Иван Иванович поверил, видимо, в меня, упорно ставил на игру. Постепенно все стало приходить в норму. Я это заключаю из того, что меня заметили, стали настойчиво приглашать в другие команды рангом куда выше «Нивы».

Но Иван Иванович был неумолим. «Нет и нет, – говорил он. – Твоя команда тебя еще не пригласила». Я тогда, конечно, и не помышлял об игре в киевском «Динамо», а он, видимо, уже тогда вынашивал эту идею.

– И когда эта идея осуществилась?

– В самом разгаре сезона 1981 года, в конце первого круга. Приняли меня в Киеве как родного. Особенно трогательно опекал меня на первых порах мой земляк Андрей Баль. Естественно, начал я с дублирующего состава, и нужно сказать, довольно неуверенно. Выходил на поле буквально на ватных ногах, скован был до предела. И тут мне очень помог Валерий Васильевич Лобановский: выставил в основном составе. Против московского «Динамо» играл все 90 минут, со «Спартаком» – тайм. Теперь я понимаю, что со стороны старшего тренера это был рассчитанный педагогический прием, но тогда… Так или иначе, но я почувствовал, как уверенность в своих силах возвращается ко мне. Ну, а дальше, вы и сами знаете…

Да, знаем. Василий Рац постепенно выдвинулся в ключевые игроки резервного состава, а со второго круга сезона 1984 года Лобановский начал регулярно ставить молодого футболиста в основной состав.

Вернемся, однако, к эпизоду на станции Виноградово. Не правда ли, он во многом объясняет ту высокую работоспособность, которой отличается Рац.

– С детства, – улыбается Василий, – я был моторным. Не любил сидеть на месте. Может быть, говорить об этом нескромно, но ни в одной из команд, где я выступал, я еще никому ни разу не проиграл в традиционном трехкилометровом кроссе.

…25 марта Василию Рацу исполнится 25 лет. Возраст футбольной зрелости. Полностью ли обрел ее этот несомненно одаренный игрок? Минувший сезон может считаться для него более чем удачным. А как он начал сезон нынешний, все мы видели. Я имею в виду великолепную его игру в матче с венским «Рапидом».

Вот что говорит о нем начальник киевского «Динамо», заслуженный мастер спорта Владимир Веремеев:

– Рац не просто трудяга на футбольном поле, а так о нем совсем еще недавно отзывались даже опытные специалисты. Рац, прежде всего футболист, стремящийся играть в самом современном стиле. На редкость трудолюбивый, исполнительный и надежный, он не ограничивается простым исполнением тренерских указаний. Последите за его игрой внимательнее – он всегда в поиске неожиданных для соперников тактических нюансов. Он уже сейчас хороший футболист, но совершенствованию, как известно, предела нет.

Гопник Борис Иосифович

О ком или о чем статья...

Рац Василий (Ласло) Карлович