Войти

Сабо бил – будто молотом!

«Трибуна», 2004

В истории советского и украинского футбола Йожеф Сабо оставил глубокий след профессионала. Сначала, как яркий полузащитник, затем – тренер высокого класса. Сейчас это один из ведущих функционеров киевского «Динамо». Й. Сабо неоднократный чемпион Союза, обладатель Кубка СССР, 5 раз фигурировал в списках 33 лучших игроков страны. Он – бронзовый призер чемпионата мира 1966 года и Олимпийских игр 1972 года. Главный тренер сборной Украины в 1994-м и с 1996-го по 1999 год.

– Йожеф Йожефович, табличка на вашем кабинете гласит: «Вице-президент по вопросам управления футболом». Высокая должность. Что входит в ваши обязанности?

– Весь футбол, начиная от школы и кончая первой командой. Никогда не думал, что это такой тяжелый участок. В этом плане мы многое сделали. Ввели академию для одаренных футболистов со всей Украины. Таких условий, как у киевского «Динамо», у других клубов нет. Сейчас в академии учатся ребята 1987–1988 гг. рождения и уже поступают 1989-го. У нас три класса академии. Есть и динамовская школа, где обучаются киевляне. В этих учебных заведениях готовятся ребята и из других стран, в том числе и из России. Делаем все, чтобы в основном составе киевского «Динамо» были свои, доморощенные, футболисты.

– Как вы оцениваете состояние известного соперника московских клубов команды «Динамо» (Киев), отечественного футбола в целом?

– В Украине два сильнейших клуба – киевское «Динамо» и донецкий «Шахтер». Они в состоянии купить любого футболиста из-за рубежа. Очень многие нас критикуют за то, что мы покупаем игроков за границей. После развала советского государства распалась вся футбольная инфраструктура, которая готовила молодежь. А уровень футбола, имидж клуба поддерживать надо, прежде всего на международной арене. Это самое главное. У нас нет пока тех футболистов, которые могут играть на таком уровне, выступать на равных с «Реалом», «Аяксом», другими зарубежными командами.

У России те же проблемы. Вы же видели на чемпионате мира, что уже Корея и Китай нас обыгрывают. Поэтому надо задуматься. Но считаю, что и у России, и у Украины есть перспектива.

– Вам приходилось играть за московское «Динамо». Какие остались впечатления?

– В свое время я сделал глупость. Когда великий тренер Виктор Александрович Маслов требовал от меня играть как надо, я его не понимал. На этой почве у нас были размолвки. Пришлось сначала уехать на полгода в Ворошиловград. Потом меня Бесков и Яшин пригласили в Москву. Так я оказался в московском «Динамо». Это были тяжелые годы. Хотя играл я нормально, чувствовалась усталость. И все-таки это была моя ошибка.

– Какие матчи с вашим участием больше всего запомнились?

– В 60-70-х годах футбол у нас был на приличном уровне. Чемпионаты СССР не уступали итальянским, испанским, немецким… Нас тогда просто не пускали на международную арену. Причем долго. Мы впервые вышли на Кубок кубков с киевским «Динамо». Кто видел, знает, как нас «любили». А как судили?! Но уровень был. Мы ж участвовали во всех чемпионатах мира и Европы и обыгрывали хорошие команды. Я был на двух чемпионатах мира. В 1966 году и итальянцев, и венгров обыграли. У итальянцев была великолепная команда, но мы ее выкинули из подгруппы. С немцами только скандал получился. Судья нас засудил, у меня случился перелом ноги. Эти матчи остались в памяти на всю жизнь.

Самая дорогая для меня награда – бронзовая медаль чемпионата мира 1966 года, которую я сдал в Музей спортивной славы. Дороги мне и золотые награды бывших чемпионатов СССР. Одна из первых, когда мы в 1961 году завоевали звание чемпионов страны. Это был фурор! С поля нас вынесли на руках. Тогда на стадион приходило по 60 тысяч болельщиков. Билетов нельзя было достать. И так было не только в Киеве – везде. Народ любил футбол. Любил, уважал и знал. И футболисты были другие. Славу с небес не хватали. Мы всегда были скромными и, думаю, такими и остались.

– В Киеве встречали Шевченко с европейским трофеем как национального героя. Какие у вас с ним отношения?

– Он мне звонит. Не скрывает, что очень благодарен за то, что я вывел его в люди. В 17 лет не каждый мог его игру поставить. Я бы не сказал, что первые игры он так здорово играл. Но я ему доверял. Забрав Андрея из второй команды, своим тренерам сказал, чтобы ни в коем случае не делали ему замечаний, если он, допустим, будет терять мяч. У него было хорошее качество: отходил, брал мяч и на высокой скорости, имея хорошую массу, шел на защитников не боясь. Вот нельзя у него это было отбирать. У Андрея это качество было, и он сохранил его до сих пор. Потому он и Шевченко. Его еще тогда, при мне, покупали. Но не давали таких денег. Ребров тоже состоялся. Он уже был взрослый парень и мог потянуть команду в случае каких-то неудач или проигрыша. Мы собирали команду по крупицам. Так поступал и Маслов. Он был великий тренер, хоть я с ним и спорил. Говорят, что тотальный футбол придумали голландцы. Маслов это все предвидел.

– Известно, что вы заядлый автолюбитель. Сохранилось это пристрастие? И где ваша знаменитая «Чайка»?

– «Чайку» забрали. У меня эта машина была 30 лет назад. Конечно, тогда я не мечтал на таких машинах ездить, как сейчас. У меня «Тойота Лэнд Крузер – 100». Вожу только сам и от этого кайфую. Я очень аккуратный и дисциплинированный водитель. 150 км в час не гоню.

– С трудом поспевал за вами по лестнице на третий этаж. Как удается поддерживать такую завидную форму?

– Я много бегаю. Сегодня пробежал 5 км. Каждый день не получается, но четыре раза в неделю удается. Кроме того, по вечерам обязательно занимаюсь в тренажерном зале и плаваю.

О ком или о чем статья...

Сабо Йожеф Йожефович