Войти

Александр Самедов: «Сейчас моё мнение о «Спартаке» поменялось»

«Газета» (gzt.ru), 30.07.2009

Воспитанник школы московского «Спартака» Александр Самедов хорошо знаком столичным поклонникам футбола. Всю свою пока еще непродолжительную карьеру полузащитник проводит исключительно в московских командах.

Из «Спартака» с приходом в команду Александра Старкова Самедов перебрался в «Локомотив». Оттуда в середине 2008 года – в ФК «Москва». Прошлый сезон его нынешняя команда завершила на девятом месте. Со стартом текущего сезона клуб возглавил известный своей успешной работой в «Амкаре» сербский специалист Миодраг Божович. И «Москва» заиграла совершенно иначе. Сейчас это один из лидеров чемпионата России, а отметивший в июле свое 25-летие Самедов – один ключевых игроков клуба.

О феномене нынешней «Москвы», о Миодраге Божовиче и о многом другом Александр Самедов рассказал в интервью корреспонденту «Газеты».

– Давайте подведем итоги первой половины чемпионата.

– «Москва» закончила первый круг достойно, верю, что второй круг пройдет для нас не менее удачно, и мы закончим сезон с хорошим результатом.

– Чем объяснить феномен «Москвы» в нынешнем году? Миодраг Божович как тренер настолько лучше Олега Блохина?

– Если взять прошлый сезон, когда командой руководил Олег Владимирович Блохин, то многие из нас были дебютантами. Состав очень сильно изменился. Мы пришли в середине сезона, и команды так быстро, естественно, не получилось. Такие процессы безболезненно не проходят. Хотя мы и пришли усилить клуб. Что-то получалось, удавались победы. Например, сразу же мы обыграли ЦСКА. Потом были спады. Нас бросало то в жар, то в холод. Из-за этого сезон получился средненьким. Мы заняли девятое место. И главному тренеру работать в такой ситуации было тяжело.

В этом же году все немного иначе. У нас достаточно сильная по составу команда. А если брать роль тренера, то я уже не раз и не в одном интервью говорил, что Божович – не только отличный специалист, но и прекрасный человек. И когда игроки это видят, они стремятся отплатить ему тем же. И играют за него.

– Есть распространенное среди спортивных журналистов мнение, что в «Москве» собрались те игроки, которые по тем или иным причинам не смогли закрепиться в топ-клубах. При этом на данный момент у «Москвы» всего два поражения. Одно из них – в первом туре от «Динамо», причем совершенно необязательное. Второе – от «Зенита». Но про этот матч было довольно много разговоров. Можно ли говорить о том, что теперь у многих игроков «Москвы» есть дополнительный раздражитель на матчи с принципиальными соперниками?

– Сразу же скажу, что я не согласен с этой формулировкой. С тем, что мы не пригодились топ клубам. Лично у меня это «Спартак» и «Локомотив». Что из «Спартака», что из «Локомотива» я уходил по собственной инициативе. Можно сказать, что в «Локомотиве» у меня не получилось так, как все задумывалось. Но все равно у меня остались только теплые воспоминания. Так что пусть говорят, что хотят.

А по поводу того, что мы хотим что-то доказать, я вам так отвечу. У нас молодая, амбициозная команда. Может быть, и есть этот момент. Здесь мы собрались, все уже достаточно давно знакомы, много спартаковцев. Ну и глупо говорить о другом.

Конечно, в особенности это касается «Спартака», это принципиальные игры. И Леша Ребко, и Дима Тарасов. Конечно же, мы выходим злые. С другой стороны, мы не хотим ничего доказывать. Уж точно могу говорить за себя. Наши со «Спартаком» пути уже давно разошлись. Какой-то злости или ненависти я не испытываю. Конечно, это необычная игра, но не более того. Выходишь и хочешь их обыграть – вот и все.

– Что вы можете вспомнить о «Спартаке»?

– Это было прекрасное время. В 1996 году я оказался в школе «Спартака». Вспоминаются поездки в Сокольники. Безусловно, это были приятные годы. Я постепенно, шаг за шагом попадал в молодежные команды, в дубль. Двумя словами – это было отличное время.

Ну, а потом… У меня был хороший сезон в 2004 году. В команду пришел Старков – тренер со своим видением футбола, со своими идеями. Он сразу дал мне понять, что не видит во мне игрока основного состава. На тот момент у меня были предложения, но я решил остаться. И начал сезон в «Спартаке», когда мне предоставлялся шанс, я играл. Но потом на мою позицию был приобретен Владимир Быстров.

И я уже не видел смысла оставаться. Тем более при таком предложении, которое последовало от «Локомотива». Начались переговоры. В «Локо» во мне были очень заинтересованы. И я принял решение, что перехожу. Командой тогда руководил Владимир Эштреков.

– Каково это было – перейти в «Локомотив» из «Спартака»? И как вы, воспитанник школы, относитесь к тому, что «Спартак» в последние годы не бережет свою молодежь?

– Безусловно, мне тяжело дался этот переход. Но, опять же, я в «Локомотиве» знал ребят по молодежной сборной. И там я встретился с такими людьми, как Сергей Овчинников, Дима Хохлов, Марат Измайлов. Дима на тот момент еще был в команде. С Маратом я еще потом играл.

В 2005 году все поменялось. Овчинников и Хохлов ушли в «Динамо». Но все равно я застал тот «Локомотив». И те полгода мне очень понравились.

А что касается молодежи, то это проблемы руководства «Спартака». Не знаю, почему они так к нам относятся и почему предпочитают иностранцев. Понятно, что Алекс и Веллитон – игроки высокого уровня. Вроде бы они всем нравятся. Но я думаю, что зенитовец Паша Погребняк не хуже Веллитона, а где-то даже и лучше. Дима Торбинский, который сейчас играет в «Локомотиве», мог бы помочь не меньше, чем Алекс.

– Можно даже вспомнить Юрия Жиркова, который в свое время не подошел Олегу Романцеву. Кстати, вы бы не отказались поиграть за «Челси»?

– Конечно же, нет. Думаю, что любой бы не отказался.

– А если бы был выбор – любая команда любой лиги…

– «Милан». И вообще Италия и Испания мне очень нравятся. Чемпионаты этих стран мне более симпатичны, чем английская премьер-лига. А за «Милан» я болею с детства. В Италии тактически грамотный футбол.

– А знаете, как описывают коллеги итальянский футбол? До 78-й минуты счет 0:0. Затем забивается гол, который команда празднует минут пять. А следом матч спокойно доигрывается… Понятно, что если ты выигрываешь, то счет сам по себе не так уж и важен. Но для клуба, а не для болельщиков. Как вы считаете, справедлива ли эта присказка – «главное – счет на табло»?

– Абсолютно согласен. На самом деле так и есть. Возьмем наш чемпионат. Недавно мы играли с «Зенитом». Через год-два все в лучшем случае вспомнят, что «Зенит» обыграл «Москву» со счетом 1:0. А как это было, что там произошло? Никто об этом не вспомнит. Останется только счет. Может быть, это неправильно, но так существует футбол.

– Вернемся непосредственно к «Москве». Какие задачи клуб ставил до старта сезона, и изменились ли они по ходу чемпионата?

– Перед сезоном руководство озвучило задачи – это попадание в евро кубковую зону. Собственно, сезон начался не очень хорошо – после трех стартовых туров мы набрали всего два очка. Но потом все пошло поехало. И сейчас, я думаю, что можно говорить и о более высоких задачах.

– Кажется, что сейчас в премьер-лиге нет команды (из претендентов на самые высокие места), которая серьезно выделялась бы на общем фоне. И не будет особым сюрпризом, если золотые медали выиграет «Москва»…

– Сейчас закончился первый круг. Впереди еще слишком много туров, чтобы говорить о чем-то уверенно. Еще в прошлом сезоне многие до последнего сомневались в том, что «Рубин» может стать чемпионом. Сейчас, я согласен, примерно все равны. И, самое главное, что в премьер-лиге практически нет проходных игр. Думаю, что абсолютно любая команда может обыграть любую. Очень тяжело со всеми играть. Будь то «Химки» или «Рубин». А по поводу итогового места «Москвы» утверждать ничего не берусь. Верю лишь, что мы будем и дальше двигаться в правильном направлении. И все закончится хорошо.

– Ясно, что «Химки» за чемпионство бороться не будут. Быть может, кто-то, на ваш взгляд, готов к этому чуть больше?

– Я бы выделил ЦСКА. Мне кажется, что «Рубин» стал сильнее, чем в прошлом году, и будет биться до последнего за чемпионство. «Зенит»? Не знаю, не уверен. Может быть, «Спартак» тоже вмешается в спор. Когда мы играли со «Спартаком» в четвертом туре и обыграли красно белых со счетом 3:1, я сказал, что не понимаю, на каких основаниях руководство «Спартака» делает заявления, что команда будет бороться за чемпионство.

Я просто не увидел, за счет чего «Спартак» может быть даже в шестерке. Просто не увидел. Но сейчас мое мнение о «Спартаке» поменялось. Они вроде бы показывают неплохой футбол, и все может быть.

– Расскажите подробнее про Божовича. Вы выделили человеческие качества тренера. Можно ли где-то сравнить его с бывшим тренером женской сборной России по волейболу Николаем Карполем, который за пределами площадки, по уверению самих волейболисток, был для них чуть ли не вторым отцом и всегда очень активно участвовал, помогал им в решении тех или иных вопросов?

– Вы сейчас попали в самую точку. Могу даже рассказать такой случай. Мы были на сборах, у меня возникли серьезные проблемы, связанные с семьей. Я подошел к нему, объяснил ситуацию, говорю: «Миодраг, так и так, мне нужно срочно улететь в Москву». Он отнесся к этому с пониманием. Сказал: «Конечно же, Саша, лети. Возвращайся, когда получится». И так он относится к любому игроку нашей команды. В принципе, мог бы сказать: у тебя сборы и все. А остальное – твои проблемы. Но Божович – другой. Видя такое отношение, ты хочешь достойно отплатить ему. Причем я говорю сейчас именно о человеческом отношении к человеческим же проблемам.

– Может быть, Блохину чего-то такого не хватило…

– Я про Олега Владимировича ничего плохого говорить не буду в принципе. Хотя бы потому, что я пришел в команду именно при нем. Думаю, что ему просто не хватило времени. Да, он специфический, тяжелый человек. Но одинаковых людей не бывает. У каждого свой подход. Да, многого у него не получилось, но что толку говорить об этом сейчас. Я благодарен ему, что он пригласил меня в «Москву». Ну, а дальше жизнь так распорядилась, что теперь у нас тренер Миодраг Божович.

– Давайте вспомним самое начало вашей карьеры. Почему выбрали именно футбол?

– Семь лет. Первый класс. Был набор. Пришел тренер и предложил пойти в школу. Это была школа «Красногвардеец».

– Когда вы поняли, что футбол станет профессией?

– Был период, когда я немножко халатно относился к футболу. Я был ребенком, видел, что мои ровесники круглые дни гуляют, занимаются чем-то там на улицах, гуляют и играют. А я, как проклятый, сумку на плечо и на тренировку. И тут важную роль сыграли родители. Я мог пропустить тренировку. Был момент, когда я даже говорил, что мне надоел футбол. Но родители, не помню точно, что было сказано, в общем, убедили меня, что не стоит бросать. А дальше – футбол, футбол, футбол.

– Вы бы хотели, чтобы ваши дети занимались футболом?

– Я бы хотел, чтобы мои дети занимались спортом. Самое главное, чтобы это был их сознательный выбор. А что касается конкретно футбола, то я бы предпочел что-нибудь другое. Я и сам очень люблю другие виды спорта. Хоккей и баскетбол. Люблю, соответственно, НХЛ и НБА, не в обиду будет сказано российским соревнованиям. Старался посмотреть почти все серии плей-офф прошедшего хоккейного сезона. Моя любимая команда «Рейнджерс», правда, довольно быстро вылетела. Потом я болел за «Вашингтон». В итоге в финале переживал за «Детройт»…

– Чем еще кроме просмотра матчей любите заниматься в свободное время?

– Все довольно банально. Предпочитаю проводить время в кругу семьи. Или с друзьями. Любим с женой ходить в кино. Ничего сверхъестественного.

– Любимый фильм?

– «Гладиатор».

– А книги? Есть любимая книга?

– Библия. Хоть это не книга – это Библия.

– Вы крещеный?

– Я христианин, но я не православный. Я евангелист.

– Почему именно евангелист? Как вы к этому пришли?

– В моей жизни был сложный период. Был очень тяжелый отрезок. Не скажу, что жизнь рушилась, но у меня ничего не получалось. И моя жена, тогда, правда, мы еще не были расписаны, предложила мне прийти на службу в евангелистскую церковь. И так все постепенно пошло. А сейчас я без этого не могу. Моя жизнь кардинально поменялась. Я верю в Бога.

Ярошевский Кирилл

О ком или о чем статья...

Самедов Александр Сергеевич