Войти

Игорь Семшов: «В футболе я выжал из себя максимум»

«Спорт день за днем», 14.02.2015

Поколение триумфаторов Евро-2008 постепенно сходит со сцены. Закончили карьеру Иван Саенко и Сергей Семак, на другом уровне выступает Константин Зырянов, близок к расставанию с профессиональным футболом Дмитрий Сычев. В пятницу о решении поставить точку объявил Игорь Семшов. Какой матч за сборную оставил в его памяти самое яркое впечатление? Почему у бесконфликтного Семшова возникли трения в общении с некоторыми СМИ? Мог ли он остаться в «Зените» больше, чем на один год, и кем видит себя в обозримом будущем? Ответы на эти и другие вопросы – только в «Спорте день за днем».

Прощального матча не будет

– Каков ваш нынешний статус, Игорь?

– В профессиональном футболе в качестве действующего игрока выступать больше не буду. Сейчас занимаюсь семьей, наслаждаюсь жизнью, хожу на футбол, слежу за новостями. Недавно в Испании навещал «Торпедо», с удовольствие пообщался со старыми знакомыми, посмотрел контрольные матчи. Словом, с футболом не прощаюсь. Более того, поддерживаю форму: работаю на тренажерах, совершаю пробежки. Друзья спрашивают, вбил ли я гвоздь в стену, на который можно повесить бутсы. Говорить так неправильно. Да, профессиональная карьера завершена, однако футбол навсегда останется в моей жизни.

– Оглянитесь назад, подведите некоторые итоги.

– Карьера сложилась неплохо, я избежал серьезных травм. Некоторые вынуждены заканчивать в 31-32 года, я же без сильных потрясений доиграл до тридцати шести. Матчи пропускал в основном из-за дисквалификаций, а не повреждений, так что мне грех жаловаться.

– Свою последнюю игру в премьер-лиге помните?

– Да, с «Крыльями» мы играли против «Анжи», победили 1:0.

– А первую?

– Матч за ЦСКА в Селятино, мы уступили, кажется, Новороссийску.

– Был ли шанс продолжить выступления за «Крылья Советов»?

– Если бы команда осталась в премьер-лиге, могли сесть за стол переговоров. Но в ФНЛ играть смысла не видел.

– Зарубежные варианты рассматривали?

– Предложения были, причем хорошие с финансовой точки зрения. Но после окончания прошлого сезона я пробовал играть в футбол с друзьями и окончательно понял, что выкладываться, как прежде, уже не могу. Подводить же людей, организующих контракт на Ближнем Востоке, не имел права.

– Как семья отреагировала на ваше решение?

– Все были к этому готовы. Родители, супруга знали, что мог закончить еще три-четыре года назад. Продержаться дольше помогла комплекция и мотивация, однако, повторюсь, в какой-то момент понял, что на одной ноге много не протяну.

– Было бы красиво закончить карьеру в московском «Торпедо»…

– По окончании прошлого сезона в прессе писали о подобных вариантах, но лично на меня никто не выходил.

– Не возникало у вас мыслей о прощальном матче?

– Нет-нет. У нас в России не умеют тепло провожать футболистов, да и я, по большому счету, наверно не заслуживаю такой чести. Прощального матча должны удостаиваться футболисты мирового уровня.

– Неужели не интересно было бы еще раз выйти на поле с Зыряновым, Семаком, Кормильцевым?

– Конечно, интересно! Но видеть полупустые трибуны, окунуться в грустную атмосферу… А может, мне в сорок лет кто-нибудь предложит еще поиграть?

Бегал от Лиги чемпионов

– У вас бесконфликтный характер – большая редкость в современном футболе. Тем не менее, даже вас угораздило поссориться с одним известным спортивным изданием. Кроме того, молва приписывает вам серьезную конфронтацию с бывшим главным тренером «Динамо» Сергеем Силкиным. Расставите точки над i?

– Я всегда отстаивал свою точку зрения и не скрывал нежелания общаться с изданием, выливающим грязь на меня и на моих партнеров. Я никогда не стремился к публичности, старался завоевать внимание игрой и голами. На мой взгляд, пресса должна с уважением относиться к игрокам как к личностям, уважать их не только на поле, но и за его пределами. Я посчитал, что упомянутое вами издание не соответствует этим требованиям и прекратил общение.

Что касается «Динамо»… Поверьте, никакого конфликта с Сергеем Николаевичем Силкиным у нас не было. Относимся друг к другу с взаимным уважением, просто высказал свою точку зрения по поводу игры, которую на тот момент показывала команда. Считаю, что люди всегда должны говорить правду. Постоянно утверждать, что все хорошо, неправильно. Я никогда не отказываюсь от своих слов, но прежде чем что-то сказать, тщательно взвешиваю и анализирую. Кому-то моя правда нравится, кому-то нет. Вот и все.

– Вы мечтали забить сто мячей в чемпионате России. Не получилось…

– Да, к сожалению не хватило всего двух мячей. Сам виноват – моменты-то были! Мне подсказывали, что надо бить пенальти, но я решил добиваться своего иным путем. Но ничего страшного! Главное, что я вступил в клуб бомбардиров Григория Федотова, это очень важно для меня. Все свои мячи я забил именно с игры. Мне кажется, для футболиста своего амплуа я забил достаточно.

– Вы выигрывали бронзу с «Торпедо», «Зенитом», «Динамо» и сборной России, однако так и не смогли завоевать медали более высокого достоинства. Обидно?

– Даже не знаю, можно ли это отнести к достижениям. Карьеру оценю на «четыре с плюсом», для полноценного удовлетворения не хватило серьезного титула. Играли с «Динамо» в финале Кубка России – уступили. От Лиги чемпионов, получается, убегал. Но что поделать – у каждого своя судьба.

– Зато вы имеете опыт выступления на чемпионате мира и являетесь участником трех чемпионатов Европы!

– Да. В 2008-ом году мы были счастливы, что смогли покинуть турнир одними из последних. Жаль, не дотянули до финала. Кстати, во время четвертьфинальной серии пенальти между Испанией и Италией я болел за итальянцев, поскольку прекрасно понимал, что в противостоянии с ними шансов у нас больше. Но что есть, то есть.

– Самый памятный матч за сборную – тот самый четвертьфинал с голландцами?

– Таких матчей было несколько. Это и игра со шведами, и с голландцами, и с англичанами в Лужниках. В памяти остается любая победа. Если же успех достигнут в игре с сильными соперниками, приятно вдвойне.

– Футболки всех своих бывших команд сохранили?

– Нет, этим не увлекался. Бывало, обменивался, кому-то дарил. Но некоторые футболки известных игроков в коллекции сохранились.

– Кем видите себя в будущем?

– На данный момент тренером себя не представляю. Мне кажется, из меня мог бы получиться неплохой функционер. Но, возможно, через несколько лет мои взгляды изменятся. Зидан, например, рассказывал, что после окончания карьеры тоже не хотел тренировать, однако, поработав спортивным директором «Реала», вернулся к этой идее.

– Не представляли себя в роли аналитика в СМИ? С вашими-то аналитическими способностями, опытом и знаниями…

– Это дело нехитрое, особенно для тех, кто увлекается футболом и следит за развитием футбольных событий. Пока ни из какой сферы предложений не было, хотя я всегда готов прийти на помощь.

В «Зените» ради игроков готовы на все

– Давайте тезисно обсудим текущие футбольные дела. Как оцените шансы «Зенита» в противостоянии с ПСВ?

– И у «Зенита», и у «Динамо» шансы на выход в следующий раунд предпочтительнее. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов длительное межсезонье, однако я бы все равно расценил шансы наших команд в каждой паре, как 70 на 30.

– С Тимощуком ситуацию не обсуждали?

– Мы поддерживаем связь, но сейчас стараюсь его не беспокоить. Дождемся официальных матчей, тогда и поговорим. Думаю, в конце сезона у Толи будут какие-то предложения, в том числе и по продлению контракта с «Зенитом». Тимощук – важная фигура в коллективе, прежде всего, в человеческом плане. Я думаю, «Зениту» необходимо его сохранить, чтобы добиваться дальнейших успехов.

– «Зенит» оставил особый след в вашей судьбе?

– Безусловно! Я получил огромный опыт, скорее даже на будущее. В Петербурге познакомился с инфраструктурой высокого уровня, увидел, как относятся к футболистам. Скажу честно – это вдохновило. В «Зените» у меня никогда не возникало никаких проблем. Бывали случаи, когда у водителей клуба не оказывалось ключей от машины, но они меняли аккумулятор и выходили из положения! Спрашивал, как это возможно, мне отвечали: «Ради игроков готовы на все!» До сих пор со многими сотрудниками «Зенита» я поддерживаю теплые отношения.

– Вы провели в Санкт-Петербурге всего один сезон. Могли остаться в «Зените» дольше?

– Скорее всего, нет. Почему? Сложно сказать. Наверно, мне надо было сначала уйти из «Динамо», чтобы потом опять вернуться. Контракт с «Зенитом» у меня был заключен на четыре года, теоретически все было возможно, но случилось все так, как случилось.

– Вы видите в современном «Зените» Артема Дзюбу?

– Почему бы и нет? Дзюба – достаточно квалифицированный, обученный футболист, выступающий в национальной сборной. Конечно, какое-то время уйдет на адаптацию, но в итоге он должен вписаться в стиль команды. В «Зените» есть Кержаков и Рондон. Придет Дзюба. С таким составом можно варьировать тактику и каждому игроку находить место на поле.

– Золотые медали разыграют «Зенит», «Динамо» и ЦСКА?

– Возможно, еще «Локомотив».

– Много говорят о том, что для сборной России решающим становится матч в Черногории 27 марта. Ваша позиция?

– Уверен, что при нынешней системе отбора сборная в любом случае попадет во Францию. Вопрос в том, что будет дальше. Чемпионат мира показал, что Капелло не справляется со своими обязанностями. Да, итальянец – сильный, квалифицированный тренер, но для иностранного специалиста просто выводить нашу национальную команду на международные футбольные форумы недостаточно. С такой задачей могут справиться и отечественные специалисты, которые ничем не хуже зарубежных коллег. Любой российский тренер успешно пройдет отборочный цикл, но нам же этого мало, правда?

– Правда… При просмотре четвертьфинального матча Евро-2008 Россия – Голландия поражают скорости и прессинг в исполнении команды Гуса Хиддинка. Неужели ваше поколение было настолько талантливее нынешнего?

– На мой взгляд, все дело в подготовке и в решениях тренерского штаба. К тому же не забывайте, что мы играли одним и тем же составом два года. Это не могло не наложить свой отпечаток.

– Ваше отношение к лимиту на легионеров?

– В тонкости не вникаю, но, на мой взгляд, в преддверии домашнего чемпионата мира российским игрокам надо дать шанс.

– Напоследок вернемся к вашему решению. Неужели у вас спокойно на душе?

– Да, спокойно. В футболе я реализовался на все сто процентов, выжал из себя максимум. При моем росте мне было сложно тягаться с более фактурными соперниками, я никогда не отличался высокой скоростью – был лишь небольшой стартовый рывок. Зато использовал другие козыри, и если смог стать игроком сборной, то, наверно, чего-то добился.

О ком или о чем статья...

Семшов Игорь Петрович