«Мой футбол», 03.1999
Всего год прошел с момента дебюта Алексея Смертина в национальной команде. Но попробуем представить нынешнюю сборную без него. Не получается. В чем загадка? Не слишком ли быстро этот длинноволосый парень прошел путь наверх – из первой лиги в высшую, стал лидером клуба, долгое время претендовавшего на золотые медали российского чемпионата? И, наконец, согласно опросам болельщиков и журналистов, стал реальным кандидатом на звание лучшего футболиста России 1999 года?
БАРНАУЛЬСКИЙ САМОРОДОК
Можно ли сегодня назвать другого такого футболиста, чья спортивная карьера развивалась бы столь стремительно? Какими качествами должен обладать игрок, всего два года назад выступавший в первой лиге, чтобы сегодня по праву считаться одним из ключевых игроков сборной России? Никем иным, кроме как футболистом, Алексей стать просто не мог. Все его детство, прошедшее в Барнауле, было буквально пропитано футболом. Алексей был еще совсем маленьким, когда его отец решил, что сын непременно должен стать футболистом. «Приятно, что желание отца совпало с моим собственным, – улыбается Алексей. – Куда хуже, если бы он, к примеру, предложил мне заняться математикой. В общем, интуиция отца не обманула».
БРАТЬЯ-ЗВЕЗДЫ
Огромную роль в становлении Алексея как футболиста сыграл его старший брат Евгений, успевший поиграть за московское «Динамо», и нижегородский «Локомотив», а ныне выступающий за раменский «Сатурн». Евгений уже давно играет на высоком уровне и во всех командах был одной из самых заметных фигур. Не удивительно, что успехи старшего брата стимулировали стремление младшего двигаться вперед. При этом говорить о какой-то конкуренции между братьями вряд ли уместно: слишком уж велика разница в возрасте. Что объединяет обоих Смертиных – так это фантастическая работоспособность. Однако помимо нее природа одарила младшего еще и особым футбольным талантом.
НЕ ТЕСНО ЛИ В РОССИИ?
В последний год Смертин-младший постоянно находится центре внимания, однако никаких признаков приближающегося «звездняка» у него не наблюдается. Отличаясь врожденной скромностью, за пределами поля Алексей производит впечатление спокойного и мирного человека. Но все меняется, стоит ему выйти на зеленый прямоугольник футбольного газона. Отличительные черты полузащитника «Локомотива» – цепкость и неуступчивость. По манере игры и своей вездесущести Смертин чем-то напоминает знаменитого защитника сборной Италии и «Милана» Паоло Мальдини. Такая же жажда борьбы, стремление не уступить ни в одном игровом эпизоде. По мнению полузащитника итальянской «Ромы» Дмитрия Аленичева, из всех российских футболистов именно у Смертина наибольшие шансы проявить себя в сильнейшем в мире национальном чемпионате: «В Италии Алексей не потерялся бы. Он универсал, а это на Апеннинах ценится высоко. К тому же Смертин – боец, у него настоящий спортивный характер. Как раз то, что нужно для Италии».
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ
Жадный до борьбы, Смертин пытается успеть везде. На совесть отрабатывает в защите: если надо – стелется в подкатах; игра на опережение – пожалуйста. Безупречный выбор позиции и умение читать игру позволяют ему на мгновение опережать соперника, а не бегать за ним, играя в догонялки. Мало кто так умело начинает атаки своей команды: если нужно отдать мяч – никогда не пожадничает, еще и выкатит его удобно набравшему ход партнеру. Да и у чужих ворот Алексей весьма опасен. Если есть возможность нанести удар, ударит непременно. О том, какой силы он у Смертина, не понаслышке знает едва ли не каждый вратарь высшей лиги. Впрочем, забивает Алексей не очень часто. В нынешнем сезоне достигли цели лишь три его удара. Но для опорного полузащитника, обремененного защитными функциями, результат совсем неплохой. При этом нельзя не отметить, что каждый из забитых им голов был по-своему красив.
НОВОИСПЕЧЕННЫЙ МОСКВИЧ
Алексей стал москвичом меньше года назад. География его футбольных странствий включала Ленинск-Кузнецкий, где Смертин выступал за местную «Зарю» – команду второй лиги. Потом Элиста, где молодой амбициозный тренер Павел Яковенко при поддержке молодого и не менее амбициозного президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова создал игровой ансамбль из малоизвестных, но перспективных игроков. Этот ансамбль под названием «Уралан» практически за один год решил поставленную президентом задачу – завоевать путевку в высшую лигу. Уже в той команде Смертин выделялся, но по-настоящему смог обратить на себя внимание футбольных специалистов в высшем дивизионе, в котором в год своего дебюта «Уралан» наделал немало шума. Перспективного полузащитника заприметил главный тренер столичного «Локомотива» Юрий Семин. По окончании сезона-98 он пригласил Алексея в свою команду, уведя буквально из-под носа гонцов Валерия Лобановского, мечтавшего видеть способного футболиста в команде с берегов Днепра.
ИСЛАНДСКИЙ БЛИН КОМОМ
Осенью 1998 года, еще будучи игроком «Уралана», Смертин дебютировал в национальной сборной, куда его пригласил бывший главный тренер Анатолий Бышовец. Дебют пришелся на отборочный матч чемпионата Европы против сборной Исландии в Рейкьявике и… оказался неудачным. Алексей столь яростно вступал в борьбу с высоченными и широкоплечими потомками викингов, что те раз за разом отлетали от него, как кегли. Голландский арбитр не выдержал, дважды показав Смертину желтые карточки. В итоге – удаление. А на исходе игры сказал свое веское слово Юра Ковтун…
Подобное начало могло выбить из колеи кого угодно, но, как позже выяснилось, не Смертина. Отбыв одноматчевую дисквалификацию, он вернул себе место в стартовом составе у сменившего Бышовца Олега Романцева и отыграл все оставшиеся семь матчей без замен. Интересно, что в официальных играх в сборной России Смертин ни разу не терпел поражения. Даже в печальной памяти выездном матче с исландцами Алексей покинул поле при счете 0:0 за 15 минут до его окончания. Болельщики окончательно признали Смертина, пожалуй, после триумфальной победы россиян над французами в Париже – настолько уверенно и цепко, без какого-либо мандража действовал против чемпионов мира черноволосый полузащитник. А уж что он творил в Лужниках в матче с Украиной! И если б не это нелепое, роковое нарушение… Сколько часов без сна он провел после этого матча – Смертин не скажет никому. Впрочем, кто старое помянет, тому глаз вон.
ДРУЗЬЯ-СОПЕРНИКИ
Нет уж того «Уралана». Большинство его игроков, как и сам Алексей, после окончания прошлого сезона оказались в ведущих клубах России и ближнего зарубежья. Однако это не мешает Смертину поддерживать со многими из них дружеские отношения. Алексей как-то признался, что некоторые из нынешних соперников – его лучшие друзья. Это в первую очередь касается московского торпедовца Литвинова и киевских динамовцев Кормильцева и Яшкина, недавно принявших украинское гражданство. Обсуждая с товарищами по команде победу киевлян над «Байером», Смертин оценил удачный выход Яшкина на замену. После чего от души добавил: «Знай «Уралан»!»
О ком или о чем статья...
Смертин Алексей Геннадьевич