Войти

Несыгранный финал Вячеслава Сукристова

«Футбол Review», 21.08.2015

Вильнюсский «Жальгирис» был одной из самых интересных советских команд восьмидесятых. Клуб из Литвы, укомплектованный исключительно своими воспитанниками, мог обыграть любого авторитета. Впрочем, коллектив был и сам вполне авторитетен, а одним из лидеров считался высокий блондин Вячеслав Сукристов.

Я заметил Вячеслава Сукристова в заявке «Жальгириса» на чемпионат 1984 года. В клубе из Вильнюса играли преимущественно литовцы, а футболистов с русскими фамилиями было немного – Игорь Панкратьев и Владимир Бузмаков. И вот появился третий, причем совсем скоро Сукристов заиграл в основе.

«Жальгирис» был нечастым гостем на нашем телеэкране, и Вячеслава я увидел ближе к лету, когда он уже был игроком основы. Действовал он в центре полузащиты. Надо сказать, новичок впечатлил. Крепкий, но не грузный, казавшийся выше своих как выяснилось 182 сантиметров, проворный, жесткий, но в то же время не грубый. А главное – очень умный, ни одного лишнего движения, ни одного паса в никуда, никаких отбоев. «Далеко пойдет», – подумал я тогда и не ошибся. Вячеславу Сукристову суждено было стать одним из самых титулованных футболистов своей республики.

В большом футболе Сукристов появился относительно поздно в 23 года. Он мог заиграть и раньше, и даже стать к этому времени чемпионом СССР, окажись Вячеслав в 1979 году в минском «Динамо», из которого, как известно, в армию не призывали. Наставник Вячеслава – Винцас Калейва, в прошлом вратарь «Жальгириса» и минчан, хорошо знал тренера «Динамо» Эдуарда Малофеева и был готов замолвить словечко. Но Вячеслав упросил этого не делать. Не хотел идти в клуб высшей лиг «по блату», хотел пробиться туда сам. Однако пришла повестка, и Сукристов отправился на флот, где, как известно, служили не два, а три года.

«Я нес службу на Черноморском флоте. В береговой части, мы следили за иностранными кораблями. Служба была довольно интересной, но в футбол доводилось играть от случая к случаю. Думал, что за три года разучусь», – рассказывает Вячеслав Васильевич. А футбольная жизнь била ключом. Пока Сукристов носил бескозырку и тельняшку, сборная Литвы неплохо выступила на Спартакиаде 1979 года. «Жальгирис» вышел в высшую лигу и закрепился в ней, а болельщики нашей страны научились без запинки произносить длинные фамилии игроков клуба. Были еще золотые медали Спартакиады-83, но Сукристов там сыграть не смог бы, так как уже не проходил по возрасту.

Вчерашний матрос органично вписался в уже сложившийся, сыгранный коллектив и стал одним из лидеров «Жальгириса». Сначала играл на позиции опорного полузащитника, а потом, после ухода Вальдаса Каспаравичуса, был передвинут на позицию переднего центрального защитника. Пара Арвидас Янонис – Вячеслав Сукристов стала одной из сильнейших в стране. «Я перепробовал все позиции на поле, кроме вратарской, и поэтому мог освоиться на любом участке», – говорит Сукристов, проведший свои лучшие матчи именно в середине обороны. Действительно, Вячеслав превосходно начинал атаки длинным пасом. Нередко забивал и сам. Например, на Универсиаде-87 он стал вторым бомбардиром турнира с пятью мячами – три раза центральный защитник советской студенческой сборной поразил ворота бразильцев и два раза отличился в финальной встрече с корейцами. Та Универсиада завершилась блестящей победой нашей команды, которую полностью составили футболисты «Жальгириса». Даже играли они не форме сборной СССР, а в зелено-белых футболках вильнюсского клуба. В том же 1987-м уже собственно «Жальгирис» добился наивысшего успеха в своей истории – выиграл бронзовые медали чемпионата СССР. Вячеслава же позвали сразу в две сборные – первую и олимпийскую.

В следующем 1988 году Сукристов стал серебряным призером чемпионата Европы-88. Несмотря на то, что Вячеслав не сыграл в Германии ни одной встречи. «Тогда было разрешено делать всего две замены. Да и в заявку на матч можно было включать не всю команду, а всего шестнадцать игроков. Так что шансов сыграть у меня было мало. Разве что в финале», – говорит Вячеслав Сукристов.

Июнь 1988 года. Близится к концу чемпионат Европы. Осталось сыграть одну встречу – самую главную. В борьбе за золото должны сойтись сборные СССР и Голландии, и у нашей команды – серьезная кадровая проблема. Из-за перебора желтых карточек не может сыграть Олег Кузнецов. Кто станет напарником Вагиза Хидиятуллина в центре защиты? После долгих раздумий Валерий Лобановский перевел в оборону полузащитника Сергея Алейникова. Не рискнул Валерий Васильевич выпустить Вячеслава Сукристова. Может от того, что за спиной игрока «Жальгириса» было всего четыре матча за сборную, да и те товарищеские. «Я до последнего момента ожидал увидеть свое имя в заявке на матч. Но тренеру виднее, – вспоминает Вячеслав Васильевич, – Возможно, я бы сыграл лучше, однако футбол не терпит сослагательного наклонения. Финал выдался фантастическим. Одни гол Марко ван Бастена чего стоит. Дай голландцу пробить так еще раз десять, не уверен, что он попадет в ворота. Но и серебро столь представительного турнира – тоже хорошо».

В том же 1988 году Вячеслав Сукристов мог сыграть и на Олимпиаде в Сеуле. Тренер советских олимпийцев Анатолий Бышовец был готов взять на Игры двух серебряных призеров первенства континента – Алексея Михайличенко и Вячеслава Сукристова. Но за месяц до поездки в Корею Вячеслав получил травму на тренировке и не смог составить компанию своим одноклубникам Арминасу Нарбековасу и Арвидасу Янонису, вернувшимся из Сеула с золотыми медалями.

В 1989 году Вячеслава позвал к себе сильный в ту пору шведский «Гётеборг». Очень хотелось поиграть за границей, попробовать себя в новой роли. Но тренер Беньяминас Зелькявичус попросил повременить с отъездом. А потом в Союзе начались бурные политические процессы. Особенно в Литве. В следующем 1990 году «Жальгирис» снялся с чемпионата страны после первого тура. Команда оказалась подвешенной в воздухе. В пылу борьбы за независимость о футболистах забыли.

«Нашего мнения никто не спрашивал. Поставили перед фактом. Возможностей выступать в составе «Жальгириса» не было, поэтому пришлось уехать. Вот мы – Арминас Нарбековас, Арвидас Янонис, Вальдас Иванаускас и я перебрались в «Локомотив», где еще раньше обосновался наш старший товарищ, бывший вратарь «Жальгириса» Вацловас Юркус. Вот и играло полЖальгириса» в форме «Локомотива». Десант из Вильнюса помог «железнодорожникам» вернуться в высшую лигу. А затем Вячеслав уехал в Израиль, где отыграл шесть лет.

«В российский чемпионат не приглашали, – мне было уже за тридцать, возможно смущал возраст. Да и не хотелось в девяностые годы играть у нас. В серьезные чемпионаты тоже не звали, а в Израиле я смог поиграть на высоком уровне еще много». Завершив выступления в 37 лет, Вячеслав Сукристов стал тренером. Весьма авторитетным в своей республике. Работал со многими клубами, в том числе и со своим родным «Жальгирисом».

Карьера Вячеслава Сукристова – однозначно успешная. И все же – она могла быть еще более славной, если бы не некоторые «бы». Если бы не попал на флот. Если бы Лобановский выпустил его в том финале. Если бы не та травма накануне Олимпиады. Если бы не сорвался переход в «Гётеборг». Если бы не распался Союз. Но футбол, как было сказано выше, не терпит сослагательного наклонения.

О ком или о чем статья...

Сукристов Вячеслав Васильевич