Войти

Альберт Саркисян: «Привет всем, кто меня помнит»

«Спорт-Экспресс», 16.08.1995

Альберт Саркисян – личность в футболе неординарная. Он прошел все ступени в сборной СССР – от юношеской до национальной команды. Много лет выступал за ереванский «Арарат», играл за звездное киевское «Динамо» конца 80-х. Его старший брат Армен, ныне президент Федерации футбола Армении, был чемпионом Союза и обладателем Кубка в составе «Арарата»-73. Сейчас Альберт – играющий тренер в вильнюсском «Локомотиве».

– Первый матч за «Арарат» помните?

– В 1983 году в Тбилиси я первый раз весь матч отыграл в основе. И хотя мы тогда проиграли «Динамо» – 0:3, Аркадий Андриасян, наш тренер, был моим дебютом доволен.

– И сколько лет вы в «Арарате» провели?

– С 83-го по 89-й. От звонка до звонка.

– А еще раньше вы выступали за юношескую сборную Союза, не так ли?

– Да, в 77-78 годах. Команду возглавляли Радин и Игнатьев. Сборная была неплохая. Мы выступили на турнире «Памяти Гранаткина» – он в то время первый раз проводился. Во Франции играли на турнире в Монако. Но, к сожалению, не попали на чемпионат Европы. Первый матч в Ереване у сборной Чехословакии выиграли – 1:0, причем Масалитин не забил пенальти, а на выезде уступили – 0:2.

– Кто в той команде с вами играл?

– Литовченко, Михайличенко, Брошин. Состав сильный был, но как-то не везло.

– С молодежной сборной тоже не везло?

– Та же история. Не прошли отборочную группу и «проехали» мимо европейского финала. Кстати, в молодежной команде со мной два футболиста из Литвы играли – Нарбековас и Панкратьев.

– Взбираемся на следующую ступень – как вам игралось в олимпийской сборной?

– Бышовец зимой 1988 года вызвал меня на сборы. Мы съездили на турниры в Таиланд и Сингапур. Вроде бы претензий ко мне не было, но на Олимпиаду в Сеул меня не взяли.

– Тем не менее, в первую сборную вас именно Бышовец пригласил.

– Да, именно при Бышовце я провел свой единственный матч за первую сборную. В Москве мы тогда Израиль обыграли – 3:0.

– А как в Киеве у Лобановского оказались?

– В Ереване у меня небольшой конфликт получился, и я решил уйти. В Москве, в федерации, подошел к Лобановскому и прямо ему сказал: «Валерий Васильевич, хочу играть в вашей команде». Он ответил: «Хорошо, Альберт, нет проблем. Мы тебя ждем». И действительно, прилетел в Киев – а меня в аэропорту уже встречают. В общем, почувствовал, что «Динамо» во мне заинтересовано.

– На вас ведь еще, помнится, ЦСКА претендовал.

– После одной из игр в Москве ко мне подошли представители ЦСКА и сделали предложение, но я тогда уже в Киев собрался. А ЦСКА в тот год, при Садырине, золото выиграл. Вот так я не стал чемпионом страны.

– Думаю, вам грех на судьбу обижаться. Ведь тогда в Киеве, в составе «Динамо», вся сборная СССР играла. И к тому времени еще никто за границу не уехал, кроме Заварова. Кого вы там заменили?

– Я на месте опорного полузащитника играл вместо Яковенко, он тогда очередную травму получил.

– Но вы же защитником всю жизнь были!

– Да, а Лобановский меня решил опорным хавом сделать, и ничего – получилось, весь год в основе отыграл.

– Какие-то интересные эпизоды запомнились?

– Запомнился один случай, если его только можно интересным назвать. Я тогда только приехал, и мы пошли в баню. Вдруг Протасов меня подзывает и показывает бедро. А там порванная мышца образовала под кожей огромный шар. Я спрашиваю: «Что это?» А он: «Ты что, не помнишь свою работу? Это же ты меня в Ереване приложил». И тут я вспомнил тот эпизод. Олег пробросил мимо меня мяч, один на один выходил, и я действительно грубо сыграл. Если Протасов набирал скорость, его дозволенными средствами остановить было невозможно.

– Что можете о Лобановском сказать?

– Валерий Васильевич, думаю, великий тренер. У него очень интересные методы подготовки, и хотя тренировки были интенсивными, игроки не чувствовали усталости – настолько разнообразно он организовывал тренировочный процесс. Вы посмотрите, кто сейчас на первых ролях в российском футболе: Онопко, Никифоров, Канчельскис, Юран, то есть все те, кто прошел школу Лобановского. И я думаю, что стоило у него один раз предсезонку пройти, чтобы потом пять лет успешно выступать в любой команде.

– Почему же вы ушли из «Динамо» после столь успешного сезона?

– Брата назначили главным тренером «Арарата», и я попросил Лобановского меня отпустить – брату помочь. Запомнил его слова: «Альберт, подумай, что ты делаешь. Твои чувства понятны, но один в поле не воин». Я все-таки уехал.

– Сейчас об этом не жалеете?

– Честно говоря, если бы знал, что все так получится, не уехал бы. Чемпионат Союза неожиданно распался, и я стал играть в первенстве Армении. А какой был уровень, вы сами понимаете: бывало, матчи со счетом 15:0 заканчивались. Три года я так промучился.

– И в 94-м оказались в Литве. Как?

– Были предложения из России, правда, не из высшей лиги. Но у меня в Вильнюсе друзья живут, они меня и позвали. Начинал здесь в «Панерисе», затем получил травму. Сделали две операции. Видимо, в «Панерисе» на меня уже не рассчитывали, ведь я на больничной койке столько времени провалялся. Я это почувствовал и перешел в «Локомотив». Вместе с командой вышел из первой лиги в высшую. Попробуем побороться за место в «десятке», ребята в команде неплохие.

– Где живете в Вильнюсе?

– Клуб мне квартиру снимает, рядом со стадионом.

– Семья с вами?

– Жена с дочкой в Ереване. Тяжело без них. Но если все нормально здесь получится, закрепимся в высшей лиге (с этого сезона высшая лига переименована в первую), то надо будет семью сюда перевозить.

– После активных выступлений чем будете заниматься?

– Моя жизнь – футбол. И вне футбола я себе жизни не представляю. Поэтому хочу попробовать себя на тренерском поприще. Я играл под руководством таких специалистов, как Андриасян, Симонян, Игнатьев, Бышовец, Лобановский. Многое от них перенял, так что знания и опыт есть… А к вам можно обратиться с просьбой?

– Пожалуйста.

– Если можно, передайте через вашу газету привет всем тем людям, с кем играл, и кто меня помнит.

Волохов Юрий

О ком или о чем статья...

Саркисян Альберт Владимирович