Войти

Дмитрий Тарасов: «Теперь знаю всё про сигары Гуса!»

«Советский Спорт», 27.10.2009

По итогам сезона Дмитрий Тарасов может войти в число главных открытий года. Лидер «Москвы» и новое лицо сборной России взят на заметку несколькими топ-клубами премьер-лиги. Похоже, битва за его трансфер разгорится нешуточная.

Наша беседа началась с обсуждения последнего матча, в котором «Москва» разбила ЦСКА и предрешила судьбу Хуанде Рамоса.

– У ЦСКА проблемы. Мы это почувствовали особенно в первом тайме, – делится Дмитрий. – Проблемы в атаке: ушли Жирков, Вагнер, замены им нет. А у нас получилось все, о чем договаривались. Болельщики ЦСКА вправе быть недовольными. Но не понимаю тех, кто после матча оскорблял игроков. Ребята делали, что в их силах. Не получилось в этот раз. В следующий, может, будет по-другому.

– Сами оказывались в подобной ситуации?

– Болельщики «Томи» как-то после матча претензии предъявляли. Приятного мало.

«БОЖОВИЧ ОСТАЕТСЯ. А Я НЕ ЗАГАДЫВАЮ»

– «Мы выдали новый контракт Тарасову. Ему и решать…» – говорят в «Москве» о вашем будущем. Уже решили, где продолжите карьеру?

– Пока нет. Надо дождаться окончания сезона, – осторожничает Дмитрий.

– Те же слова доводилось слышать от Дмитрия Торбинского за полгода до его ухода из «Спартака».

– Объясню, почему взял паузу. Торопиться некуда. А все разговоры о будущем плохо сказываются на игре. С моей стороны было несколько неудачных и даже провальных матчей. И все из-за этих мыслей, из-за разговоров. Не скрою: звонки были. Из разных клубов. Я к агенту всех переправлял.

– Но в вашем клубе нервничают в ожидании ответа.

– Понимаю. Но сейчас главное: занять место не ниже пятого.

– Где лежит новый контракт с «Москвой»?

– Дома. В комнате у родителей в папке с документами.

– Что советует главный тренер?

– Божович дипломатичен: «Если человек переходит в хороший клуб, я сожалею и одобряю одновременно». Я с Божовичем откровенно поговорил, все рассказал. Спросил у него: «Сами остаетесь?» Это для меня важно, когда задумываюсь о будущем. Тренер ответил, что точно продолжит работать с «Москвой».

– За что любите Божовича?

– У него все сошлось – и профессиональные, и человеческие качества. Душа «Москвы». Помню, когда я приехал в «Москву» на зимний сбор (кажется, второй по счету), был приятно удивлен: все упражнения через мяч, через футбол. Обычно ведь «физикой» мучают. Миодраг объяснял: кондиции наберем в игровых упражнениях, через спарринги. Еще он умеет сделать так, чтобы не было напряжения. Проиграли матч, второй, а он всем видом нам показывает: проблем нет, претензий не имею, вся вина на мне. Выходит, нет смысла давить на игроков, чтобы у них уверенность в силах появилась.

– Вас ведь Божович первым в сборную предложил…

– Ну да. Пора, говорит, Самедова с Тарасовым вызывать. Приятно было. Еще читал в его интервью: «Посмотрите на Тарасова, он боец». Быть может, это в какой-то мере лесть. Но всякое доброе слово подбадривает, больше заводит.

– Божович вас нахваливал: «Режимщик, каких поискать. Правильный парень». Тоже лесть?

– По поводу режима – правда. Если не верите, спросите у любого моего тренера. Нет, я могу выпить, повеселиться. Но мне кажется, все идет от образа жизни. Я с раннего возраста мечтал о семье. Когда познакомился с будущей женой, предложил ей вместе ехать в Томск. И она согласилась. Сейчас я тем более отошел от всяких там вечеринок. Ребенок маленький, много хлопот. Сон надо беречь…

«ДЕБЮТ В СБОРНОЙ ВПЕРЕДИ»

– Как относитесь к разговорам, что «ширятся ряды любимчиков Хиддинка»?

– Спокойно, с иронией. Не считаю, что мой вызов в сборную – аванс. Неожиданно, да. Сказалось, что многие ребята перед матчем с Азербайджаном приболели или получили карточки. Но Хиддинк делал выбор осознанно. Мою кандидатуру ему никто не навязывал.

– Что удивило, когда оказались в лагере сборной?

– В номерах живут по одному. Никаких проблем с адаптацией не возникло. Павлюченко, Погребняк, Ребко и Торбинский, знакомые мне еще по «Спартаку», быстро объяснили, что к чему. Прилетели в Баку, провел первую тренировку. И вот тут возник маленький дискомфорт – на тренировке поставили правым центральным защитником. А я ни разу в жизни на этой позиции не играл.

– Как встретил Гус?

– «Добро пожаловать в сборную!» – поприветствовал. А потом спрашивает: «Ты привез мне сигары?» – «Извините, я не курю». – «Мне все равно, куришь ты или нет, главное, что я люблю сигары». Выкручиваюсь: «А мне Ребко не сказал, что надо с подарками приезжать». Гус, как услышал фамилию Ребко, сразу на него переключился: мол, почему он мне не прочитал «вводный курс».

– Хиддинк обещал игровое время для новичков. Но в бакинском матче вы остались на скамейке запасных.

– Я готовился выйти. Когда Игнашевич собирался пробить пенальти, промелькнуло: третья замена – моя! Но концовка, как помните, сложилась неудачно, не до замен было. Дебют, видимо, отсрочен. Конечно, хотелось бы получить вызов на Словению и на поле выйти.

– Многие игроки вернулись в свои клубы заболевшими. Какая-то эпидемия?

– Очевидно. Я, кажется, подцепил ОРЗ. Нет ничего удивительного в этой истории. Мы сидели за одним столом в ресторане, разговаривали, тренировались… Я не принимал антибиотиков и к игре с ЦСКА восстановился благодаря домашним средствам. Что может быть лучше чая с малиной?

– К концу сезона иммунитет ослаб?

– Он почти на нуле! Это не примета, а физиологический закон: когда спортсмен находится в хорошей форме, он больше обычного подвержен заболеваниям. Выхода нет, разве что бережнее относиться к своему здоровью.

«ИЛИЧ ПРЕДЧУВСТВОВАЛ РАСКЛАД «СТЫКОВ»

– Представляю, как нелегко приходится в эти дни вашему партнеру по «Москве» Бранко Иличу…

– Мы его по-дружески запугиваем. А то в последнее время наш словенский друг стал очень улыбчивым, кажется, итоги жеребьевки его забавляют. Я ему уже сказал: «Хватит улыбаться! Доулыбаешься. Мы с Ребко будем тебя на тренировках прессовать». Кстати, Илич до жеребьевки говорил, мол, с Россией сыграем. Предчувствовал…

– Но нам грех жаловаться на Словению – самый простой соперник из возможных.

– Готов спорить. Никто не знает, как игры сложатся. Миодраг как-то сказал: «Москве» по силам обыграть «МЮ». В 59 играх уступим, но одну точно выиграем». Так что со словенцами придется нелегко. Задел нужен с первой игры, минимум два мяча.

«СПАРТАК» ОТПРАВЛЯЛ В ЭСТОНИЮ»

– На сборах вы с одноклубниками «рубитесь» в приставку. «Классико»: дуэт Ребко – Тарасов против Самедова и Шешукова. Получается «клуб бывших спартаковцев».

– В данном случае нас объединяет любовь к хоккею, к НХЛ. И никакой зависимости – мы так время «убиваем». Силы равны, поэтому битвы жаркие.

– Ребко в интервью «Советскому спорту» говорил: «Точно знаю: мы с Димоном Тарасовым ничем не хуже Кариоки. И ничуть не хуже Алекса. И вообще, мы лучше!» Присоединитесь к мнению товарища?

– Алексей рассуждал так после матчей со «Спартаком», с которым у нас по итогам года положительный баланс. Я не стану говорить, что мы сильнее бразильцев. Просто в очных встречах мы им ни в чем не уступили, а где-то даже превзошли.

– Помните свой единственный матч за «Спартак»?

– Как не помнить! Это было еще при Старкове. Ведущие игроки разъехались по сборным, на товарищеский матч с щелковским «Спартаком» из дубля вызвали нескольких пацанов. Титов еще играл. А я вышел на замену вместо Ребко.

– Прекрасно помню, что Владимир Федотов уделял вам пристальное внимание на тренировках, индивидуально работал.

– Григорьич, царство ему небесное, относился ко мне очень хорошо. Верил в меня. Об этом мне и тренеры дубля говорили. Как-то Федотов вызвал меня на сбор основной команды перед дерби с ЦСКА. Но в тот момент я не был готов играть во взрослый футбол.

– Часто говорят о «Спартаке» в «клубе бывших»?

– Забытое дело. Иногда с ребятами что-то хорошее вспоминаем. Или смешное. А плохое… У меня в общем-то одно плохое воспоминание – это уход из клуба.

– Закрытая изнутри дверь в кабинет гендиректора, предложение уехать в аренду в Эстонию…

– Вот-вот. Я был поражен происходящим. Все началось за несколько месяцев до истечения срока моего контракта. Сергей Шавло нашел на Украине Егора Лугачева. Уже на первую тренировку Егор вышел полностью экипированный. С ходу попал в состав, хотя обычно новым ребятам дают время на адаптацию. На тренировках я играл против Лугачева жестко, тем самым давая понять, что ставить надо меня. Но мне даже шанса не давали. Точно знаю, что это была воля Шавло.

Я подошел к тренеру дубля Мирославу Ромащенко и попросил объяснить, почему не играю. Было очевидно, что я не хуже конкурентов. Но лишь потом выяснилось, что в этом вопросе от Ромащенко мало что зависело.

К Лугачеву у меня нет претензий. Как-то пересеклись с ним в кино, поговорили о том о сем, он спрашивал совета по поводу операции в Германии. Приход в «Спартак» не принес ему блага – до сих пор пребывает в дубле…

Как расставались с Шавло – отдельная история. Нам назначили встречу в клубе. Пришел. Но Сергей Дмитриевич оказался занят. Тогда я ушел. Через неделю назначили новую встречу. Спрашиваю у секретаря: «Сергей Дмитриевич один?» – «Один». Секретарь при мне позвонила Шавло, но он не спешил приглашать меня в кабинет. Общались через секретаря. Шавло что-то спрашивал, секретарша за ним повторяла, я отвечал.

Затем гендиректор отправил меня к техническому директору Евгению Смоленцеву: «Вопросы решай с ним». Смоленцев же сказал, чтобы «решал с Шавло». Клуб предлагал уехать в аренду в Эстонию на тех же условиях, но это предложение показалось мне смешным. В общем, по-дурацки из родного клуба уходил…

«С КОМБАРОВЫМИ БЫЛО КОМФОРТНО»

– Кто выручил?

– Агент. Не в Эстонию я поехал, а в «Томь». Там у Петракова быстро научился мужскому футболу, пообтерся. В одной из первых игр за дубль «Томи» забил ЦСКА, мы выиграли 4:1. Петракову моя игра приглянулась, и вскоре я закрепился в основной обойме.

В то время не знал, что делать со спартаковской экипировкой. Куртки, костюмы… Отдал родителям, они немаленького роста, им как раз. Довольны: в этих костюмах гуляют на даче по сей день.

– В спартаковской школе вы играли в одной команде с братьями Комбаровыми. Говорят, идеальное сложилось трио.

– С братьями понимали друг друга с полувзгляда. Я выступал центральным полузащитником, они рядышком. До сих пор не знаю, за что их попросили из «Спартака». Братья никому не уступали в мастерстве. И наверняка раскрылись бы именно в «Спартаке».

Если быть откровенным, хватало ребят, которые и в школе, и в дубле прогрессировали больше моего. Я расстраивался, а отец призывал не вешать нос. А многих из тех способных ребят даже найти не представляется возможным. Иные где-то застряли. Женя Круг долго был травмирован, теперь будет набирать кондиции с дублем «Спартака». Олег Динеев – та же история: был в аренде, потом ни туда ни сюда. Махач Гаджиев – талантище, а остается в запасе «Сатурна»…

О ком или о чем статья...

Тарасов Дмитрий Алексеевич