Войти

Подшефный Черенкова

«Футбольный курьер», 12.05.1993

Он должен был появиться в спартаковской основе гораздо раньше. Я ждал хотя бы его выхода на замену уже в поединках с «Фейеноордом». Ждал – но так и не дождался. Парню в этом году фатально, просто убийственно не везло. Мало того, что за какую-то пару зимних месяцев он схлопотал сразу две травмы. В довершение ко всему накануне рандеву с голландцами заработал тяжелейшую форму ангины: целую неделю с температурой под 40 был не в состоянии даже встать с постели. Вердикт врачей был неумолим – забыть о футболе на месяц.

Болезнь помучила-помучила, да отступила, и Олег Романцев не без оснований рассчитывал на его поездку в Антверпен – надо же кому-то в отсутствие Володи Бесчастных остроту у ворот соперников создавать. Но известно ведь, что беда, – она в одиночку предпочитает не приходить. И произошло такое, что могло произойти только в нашей не совсем нормальной стране: – из-за какой-то дурацкой бюрократической волокиты ему не успели оформить выездные документы. И вместо того, чтобы выйти на поле, он наблюдал за происходившей на поле трагедией, сидя в Москве у телевизора.

Но невезение имеет все-таки одно положительное свойство – рано или поздно заканчиваться. Так что как судьба над ним не издевалась, первого выхода 22-летнего форварда московского «Спартака» Андрея Тихонова в стартовом составе команды даже она. предотвратить не могла. И пришелся этот выход аккурат на дерби с «Динамо», настраивавшимся на «Спартак» как голодный волк на кусок сырого мяса. Чем все это закончилось, вы и без меня знаете. Помните, наверное, и гол Тихонова – гол, которым он открыл свой лицевой счет в чемпионате России.

…Жизнь подчас выкидывает фортели почище всяких хитроумных литературных сюжетов. Андрюша Тихонов, совсем даже не подозревая в тот момент, что ему предстоит стать футболистом «Спартака», родился в нескольких сотнях метров от обители красно-белых – Тарасовки. Думаете, как чуточку подрос, сразу же побежал записываться в спартаковскую секцию? Как бы не так. Побежать-то побежал, но совсем не в спартаковскую, а подмосковного города Калининграда.

– О карьере профессионального футболиста, конечно, подумывал, но не то, что о «Спартаке» – о первой лиге мечтать не смел. А как школу закончил и исполнилось 18 – забрали меня в армию.

– В спортроту?

– Да какая там спортрота! В самую обычную армию, во внутренние войска, в Сибирь. Где и отпахал честно два года. И думаю, что не зря. Армия в корне изменила мои взгляды на жизнь, сделала во сто крат серьезнее и ответственнее.

– В футбол-то ты в армии поигрывал?

– Хочешь – верь, хочешь – нет, но ни разу за два года мяча не видел.

И так он за эти 730 сибирских своих дней по мячу соскучился, что вернулся домой – и оторваться от него не мог. Да и не хотел. Быстренько вспомнил мечту свою о профессиональном футболе и отправился в калининградский «Вымпел», выступавший в первенстве коллективов физкультуры. А спустя год оказался во второй лиге, в команде со скромным названием «Титан» из подмосковного Реутова.

И угораздило вскоре «Титан» нарваться в матче чемпионата на дубль московского «Спартака». На несчастье «Титана», но, как позже выяснится, на счастье форварда Тихонова. На ту игру в Балашиху, где квартировал спартаковский дубль, приехал со своими воспитанниками не только штатный тренер дублеров Виктор Зернов, но и высшее спартаковское руководство во главе с Олегом Ивановичем Романцевым. Вы думаете, Тихонов назабивал в том матче кучу голов? Заблуждаетесь – не забил ни одного. «Титан» проиграл – 0:1.

Но недаром ведь за Романцевым водится такая слава: он видит на поле то, что недоступно другим. Даже по одному какому-то движению может вычислить будущего мастера. Так и здесь – запала, видимо, в душу спартаковскому тренеру игра Тихонова, раз через несколько дней в Реутове объявился Тарханов и предложил Андрею попробовать себя в «Спартаке».

И произошло, по чести говоря, Бог знает что. Скромный парень из Подмосковья, не выказывая особых амбиций, вышел себе спокойненько за спартаковский дубль и наколотил за оставшиеся полсезона два с хвостиком десятка мячей не ожидавшим от него такой прыти соперникам. Наколотил – и стал лучшим снайпером не только команды, но и своей зоны второй лиги.

Все видели – игрок-то растет незаурядный. Классический форвард. Скорость, правда, не ахти какая и росточком слегка обделен, зато голевое чутье, умение открываться, классно поставленный удар, желание биться до последней секунды – все это при нем. Послушаем, впрочем, Виктора Зернова: «Удивительный он человек, и судьба у него, можно считать, уникальная. Пройти два года армии без намека на футбол и пробиться-таки в «Спартак» – это какая же целеустремленность должна быть у парня? И человек он мягкий, добрый и очень-очень скромный. Той же редкой породы, что Федор Черенков. Недаром они сдружились. И в чем я абсолютно уверен – так это в том, что Андрея не настигнет звездная болезнь.

А вот что говорит о Тихонове его друг и старший наставник – Фёдор Черенков: «Познакомились мы с Андреем на предсезонке, и я быстро признал в нем талантливого игрока. Нацеленность на ворота, умение разобраться в игровой ситуации бросились в глаза с первого взгляда. А потом я уже его как человека узнал. На зимних сборах в Германии мы в одном гостиничном номере жили. Он добрый и открытый парень. Часто подходит: «Если что не так делаю, Федорыч, скажи, объясни на пальцах».

В скромности Тихонова я убедился самолично. Раз, наверное, пять или шесть за время нашего не слишком долгого разговора он просил: «Да не надо ничего обо мне писать. Кто я для этого такой? Такую честь, по-моему, заслужить надо».

Скромность скромностью, но Олег Романцев все же беспокоится: «Парень-то, конечно, талантливый, но умоляю вас – не перехваливайте его. Потому как стоит он сейчас на рубеже. С одной стороны – основа «Спартака», с другой – вторая лига, какой-нибудь Реутов. Чтобы заслужить похвалу, он должен твердо встать на первый путь. При всех Андрюшиных достоинствах есть у него маленький такой недостаточек, вполне исправимый – по-моему, он не совсем еще чувствует, что футбол для него превратился из просто удовольствия в серьезную работу. Это вполне естественно – за какой-то год он прошел путь из чуть ли не дворового футбола в «Спартак». Трудно все осознать сразу. Но меня очень радует, что над Тихоновым взял шефство Федор Черенков. И в человеческом плане, и в игровом – он сможет подсказать Андрею много такого, чего не подскажет никто другой».

Каюсь – не послушался настойчивых просьб Тихонова и все же решил о нем написать. О парне, который, рассказывая, что живет в своем родном Калининграде, на мой вопрос: «Неужели за квартирой в Москве не гонишься?» недоуменно пожимает плечами: «А зачем она мне?…»

Как игроку, Андрею, разумеется, расти еще и расти – он ведь еще только начал свой путь в серьезном футболе. Но верю, что под опекой Федора Черенкова рост этот ускорится. И самый пока важный гол в его жизни – московскому «Динамо» – станет лишь первой ласточкой его будущих голевых фейерверков.

О ком или о чем статья...

Тихонов Андрей Валерьевич