Войти

Мастер подкатов

«Футбол Review», 20.05.2016

В декабре прошлого года из Днепропетровска пришла печальная весть – скоропостижно скончался спортивный директор «Днепра» Вадим Тищенко. Олимпийскому чемпиону Сеула было всего пятьдесят два года. Сообщения о трагедии сопровождались недавними фотографиями Вадима Николаевича. С них глядел коротко стриженый, выглядящий значительно старше своих лет человек.

А мне Вадим Тищенко запомнился совсем иным. Высокий улыбчивый парень с копной темных вьющихся волос. Когда он выходил на поле в составе «Днепра», то казался добрейшим, чуть ли не плюшевым человеком. Но как же он преображался на поле. Редкий игрок мог обыграть Тищенко, убежать от него. Особенно впечатляли подкаты Вадима, во время которых он чуть было не садился на шпагат. Выбивал мяч, мгновенно вскакивал на ноги и уже начинал атаку своей команды. Со стороны выглядело эффектно. Иногда возникали опасения, а не оторвет ли он ногу сопернику «Днепра». Нет, действия Тищенко были вполне гуманны. Вадим играл в мяч, редко задевая ноги оппонента. А вот сам он изрядно настрадался. Но об этом позже.

О Вадиме Тищенко я впервые услышал в январе восемьдесят четвертого, когда киевское «Динамо» вышло из отпуска и приступило к подготовке к сезону под руководством вернувшегося в команду Валерия Лобановского. Изменений в составе было немного – всего два: полузащитник «Кривбасса» Валерий Софилканич и его коллега Вадим Тищенко из винницкой «Нивы». Их имена мало о чем говорили. Да и заиграть с ходу в Киеве у выходцев из второй лиги было немного.

Вот и Тищенко пробыл в «Динамо» недолго, менее года. Как я узнал позже, новичок нравился Лобановскому. Но Валерий Васильевич не спешил вводить Вадима в состав, сказав, что тому надо года два-три «повариться» в дубле. И лишь потом, может быть. А 21-летний футболист не хотел ждать. К тому же Вадиму пришлись не по душе и изнурительные тренировки в «Динамо», и то, что Валерий Васильевич рекомендовал новичку постричься. Даже заставил Вадима во время поездки в США сходить в парикмахерскую, где молодой полузащитник выложил за стрижку сорок долларов.

«Динамо» и Тищенко расстались тихо, по обоюдному согласию. Вадим отправился в родные края – в львовский СКА «Карпаты» служить срочную. Там не нужно было ждать, ведь львовский клуб нуждался в сильных игроках. И вскоре Вадим стал одним из лучших опорников союзной первой лиги. Львовяне хотели оставить Вадима у себя, но Тищенко решил еще раз испытать себя в высшей лиге. К тому же он получил интересное предложение.

Есть как минимум две версии о том, как Вадим оказался в «Днепре». Согласно одной, он, еще будучи игроком винницкой «Нивы», произвел впечатление на Евгения Кучеревского. Возглавив «Днепр», Евгений Мефодьевич пригласил Вадима, тем более что тот демобилизовался из армии. Согласно второй версии, замолвил словечко старый товарищ по Виннице Иван Вишневский. Тот тоже не смог заиграть в «Спартаке», зато нашел себя в «Днепре». Главное, что весной восемьдесят седьмого Вадим оказался в «Днепре» и вскоре стал ведущим игроком.

«В «Днепре» Тищенко настолько быстро адаптировался, что возникало впечатление, будто он играл здесь всю жизнь, – вспоминал полузащитник «Днепра» Владимир Багмут. – Прекрасный человек, он сразу стал примером для многих игроков нашей команды, в том числе и для меня. Когда Вадим играл, то на поле летали искры, горело пламя. В подкаты Тищенко шел бесстрашно и выбивал мяч или чисто, или вместе с ногами соперника. Но если случалось, что соперник избегал подката и пробрасывал мяч себе на ход, Вадим очень злился, что его не подстраховали. Не щадил он никого. На поле это был зверь. Но самое интересное, что в повседневной жизни это был тихий, скромный человек».

В сезоне-87 «Днепр» вел отчаянную борьбу со «Спартаком» за золото. Тищенко был одним из лидеров команды Кучеревского. И не только ее. На мастера подкатов обратили внимание и тренер олимпийской сборной Анатолий Бышовец, и Валерий Лобановский, работавший с первой сборной. Уже в апреле Вадим дебютировал в рядах олимпийцев, а в августе вышел на поле в рядах главной команды страны. Немногим футболистам удалось играть за обе сборные сразу – Алексей Михайличенко, Игорь Добровольский, да пожалуй и все, по состоянию на 1987 год.

В сентябре восемьдесят седьмого начальник «Днепра» Геннадий Афанасьевич Жиздик в интервью «Известиям» сообщил о планах киевского «Динамо» собрать у себя большинство ведущих футболистов страны. «В интересах сборной». Валерий Лобановский решил создать в Киеве подобие хоккейного или баскетбольного ЦСКА. Что, естественно, затронуло бы в первую очередь интересы «Днепра», трем лидерам которого надлежало стать игроками «Динамо». Речь шла об Олеге Протасове, Геннадий Литовченко и Вадиме Тищенко. Тем более что первые двое не служили в армии и могли быть банально призваны. С Тищенко, уже побывавшем в Киеве и отслужившем два года, было сложнее. Возвращая Вадима, Валерий Васильевич словно признавался, что ошибся, поспешно расставшись с молодым строптивцем. Переход в «Динамо» сулил Тищенко железное место в сборной и трофеи, однако Вадим остался в «Днепре». Не хотел уходить от поверившего в него Евгения Кучеревского. Его все устраивало в Днепропетровске – и компания, и обстановка в команде, и планы. «Днепр», потерявший Литовченко с Протасовым, взял да стал чемпионом, оставив позади новую команду Геннадия и Олега.

Но весной восемьдесят восьмого Вадима поджидала неприятность. В игре с «Металлистом» он получил сильный удар по опорной ноге – полетели «кресты». Только поправился, как рецидив на ровном месте. Тем не менее, Анатолий Бышовец взял Вадима в олимпийский Сеул, зная, что Тищенко сыграть не сможет. Тут можно провести некую параллель с его однофамильцем Николаем Ивановичем Тищенко, отыгравшим тяжелейший матч полуфинала олимпийского турнира в Мельбурне, но не участвовавшим в финале. Согласно регламенту, золотые медали вручались только участникам финальной встречи, поэтому своей награды Николай Иванович так и не дождался. Вадим же получил свое золото, не сыграв ни минуты в Сеуле. Но ни у кого не повернется язык назвать его туристом. Вадим морально помогал команде и по праву заслужил золотую олимпийскую медаль.

Он оправился от травмы, вернулся на поле, стал капитаном «Днепра». Однако повреждение постоянно напоминало о себе. Мало кто знал, с какими болями выходил Вадим на поле. До игры и после он держал ногу во льду. Только так можно было снять боль, появлявшуюся при нагрузках. В Израиле, где Тищенко играл в начале девяностых, удивились, как он вообще выходил на поле. Доктора ему прямо сказали, что после таких травм люди просто боятся смотреть на поле.

Вадим закончил играть в тридцать один год. До обидного рано, ведь Тищенко появился в высшей лиге лишь в 24 года. Завершив карьеру игрока, Вадим Николаевич посвятил себя «Днепру». Тренировал, занимал разные административные должности. В последнее время работал спортивным директором – занимался селекцией. «Днепр», дошедший до финала Лиги Европы, во многом собран им. Он мог бы сделать еще массу полезного, если бы не оторвавшийся тромб…

О ком или о чем статья...

Тищенко Вадим Николаевич