«Футбол», 03.01.2008
13 января одному из самых ярких игроков киевского «Динамо» 50-х Виктору Фомину должно было исполниться семьдесят девять. Минувшей осенью, во время празднования 80-летия ФК «Динамо», мы с ним набрасывали сценарий его будущего круглого юбилея…
«В БЫВШЕЙ ЕДИНОЙ И НЕДЕЛИМОЙ»
В бывшей единой и неделимой все было устроено так, что привлекательная столичная команда обладала значительными привилегиями в вопросах комплектования состава. Поэтому не удивительно, что в Киев отовсюду свозили тогдашних звезд. И что интересно, если звезда была настоящей, и свет ее отогревал преданные болельщицкие сердца, то ни о каком последующем возвращении «на родину предков» речи быть не могло – столица республики обладала неиссякаемым магнетизмом…
«ПРОФЕССИОНАЛ ВЫСОЧАЙШЕЙ МАРКИ»
Один из самых выдающихся игроков киевского «Динамо» 50-х Виктор Фомин обладал высокой скоростью, виртуозно работал с мячом, считаясь уникальным дриблером, мощно и неотразимо бил с левой… По мнению авторитетных специалистов, его игра предвосхитила развитие футбольной мысли лет на 15-20. «Это был профессионал высочайшей марки, сегодня я не вижу в Украине футболистов, подобных Трофимычу!» – это слова заслуженного тренера Украины Тиберия Поповича, левого защитника киевского «Динамо», который не одну сотню матчей провел рядом с Фоминым на одном фланге.
Любителей статистики, наверное, заинтересует, почему же такой замечательный мастер всего лишь пять матчей провел за сборную СССР? Этому есть объяснение. Во-первых, советский футбол еще с довоенных времен вполне можно было сравнить с чемпионатом Европы – из команд сильных и совершенно разных по стилю игры можно было сформировать не одну нынешнюю «высшую лигу»… Ведь сильных игроков было – с избытком, а значит, и выбор был затруднен: все зависело от объективности и прозорливости главного тренера сборной… Но не только. Над главным тренером дамокловым мечом нависало мнение вышестоящих инстанций: федерация футбола, Госкомспорт, профсоюзы… И даже ЦК большевистской партии во главе с самим Политбюро!.. Не говоря уже о вожде народов, который, как известно, был настолько «лучшим другом советских физкультурников», что иногда и сам мог вмешаться в любую ситуацию.
Вообще же в те годы Москва всегда была вершиной футбольной пирамиды. Конечно, уникальных игроков типа Пайчадзе, Шегоцкого, Симоняна, Войнова, Месхи, Понедельника, Банишевского и многих других могли пригласить в сборную, но руководству советского футбола было как-то удобнее, если бы лучшие игроки жили в Белокаменной… И каждый день в тренировках и играх были на глазах у всех тех, от кого в той или иной степени зависел вызов в главную команду страны. На фланге Фомина в сборной играл Анатолий Ильин из московского «Спартака», который постоянно на виду, водит компанию со всеми известными футболистами столицы, обласкан журналистами и тренерами… Тем более что умеет неплохо играть в футбол. Московский футбольный клан преодолеть было очень трудно.
«ТАМ, НА ШАХТЕ УГОЛЬНОЙ…»
В 1949 году Виктор играл за мариупольскую команду завода имени Ильича, когда в гости приехал донецкий «Шахтер». Фомин неплохо сыграл против своих кумиров. И тут же получил предложение переехать в Донецк, от которого отказываться, конечно же, не стал. В первой же игре за основной состав горняков его выпустили против самого ЦДСА с Федотовым и Бобровым! Видимо, сыграл новичок тогда не очень хорошо, потому что отправили его в дубль…
Но вскоре снова начали привлекать в основу: правда, все никак не могли найти место. Старший тренер Мазанов пробовал его даже на месте левого защитника. Лишь под конец сезона удалось закрепиться в «старте». А однажды Виктор сумел даже «с перепугу» забить гол самому «тигру»-Хомичу! И что удивительно – с лицевой линии… Правда, ту игру в Москве «Шахтер» проиграл 1:10! А как можно было не проиграть: динамовцы, став тогда чемпионами СССР, в сумме заколотили соперникам больше сотни голов. От россыпи знаменитых имен голова могла закружиться – сплошные звезды по теперешним временам! Покорители футбольной Англии!
«В ОДНОМ РЯДУ С ВЕЛИКИМИ…»
А на следующий год неожиданно для самого себя Фомин оказался в «списке 33-х лучших»: на левом краю первым стал Владимир Савдунин из московского «Динамо», вторым – московский армеец Владимир Демин, и третьим – никому дотоле не известный провинциал! «Шахтер» тогда занял 11-е место при 18-ти участниках – неплохо для вчерашнего аутсайдера. Ведь в 1949-м было последнее место! Но горняки обратились в Москву с просьбой оставить команду в классе «А», и на письмо работяг отреагировали положительно – уголек-то был нужен стране…
В 1951 году на Донбасс вернулся прославленный бомбардир «всесоюзного значения» Александр Пономарев, и горняки сразу же заняли третье место. В том сезоне Пономарев с Фоминым забили половину голов команды.
В полуфинале Кубка СССР «Шахтер» нарвался на сборную Московского военного округа – так называемую «команду города Калинина», в которой наличествовало много классных футболистов. Обыграть их было чрезвычайно трудно. Наверное, счет 0:1 – украинцев не очень огорчил…
Ну, а после отлично проведенного сезона «Шахтер» в 52-м вылетел из высшей лиги… На этот раз уже никакие просьбы о помиловании не помогли. Это был год Олимпиады в Хельсинки, и поэтому чемпионат был «урезанный» – в один круг, к тому же почти все игры проводились в Москве. Представители Донбасса «пролетели» по полной программе – никак, очевидно, не могли придти в себя от прошлогоднего успеха… В 1953-м главным тренером «Шахтера» стал Александр Пономарев.
ИЗ «ШАХТЕРОВ» – В «МЕНТЫ»
В 53-м «Шахтер» играл в классе «Б» – «по букве». Место Пономаря в центре нападения освободилось – Фомина назначили капитаном команды и перевели в центрфорварды. Играть там ему понравилось, к тому же класс «Б» – не высшая лига, так что с защитниками удавалось легко разбираться. В мае «Шахтер» приехал в Киев играть со СКА и разделал их штуки на четыре! После игры к нему подошел администратор «Динамо» Рафаил Фельдштейн: «Понравился ты начальству – жди, приеду…» В самом деле, когда «Шахтер» играл в Днепропетровске, Рафа поджидал Виктора в скверике, возле стадиона. Но поговорить не дали – кто-то, бдительный, шепнул Пономареву, и тот со своими помощниками бросился в сквер. Фельдштейну тогда прилично досталось…
Но «чекисты не сдаются»! Рафа подкараулил случай и успел пригласить Виктора… в областное управление МВД! Там он сразу же выложил все преимущества столицы Украины Киева перед городом Сталино, пообещал место в основе, со временем – квартиру и прочие блага. «Но ведь сезон уже начался – кто же разрешит переходить?» – засомневался Фомин. Тогда Рафа снял телефонную трубку и набрал какой-то номер: «Поговори с замминистра Мильштейном…» Из трубки раздался хрипловатый голос: «Не волнуйся, приезжай, мы заявим – я позвоню Берии и все устроится!»
Через пару дней, кое-кого предупредив и собрав чемоданчик, Виктор отправился на вокзал. Провожали друзья Ваня Федосов и Ваня Бобошко. А в Киеве перебежчика ждало неожиданное известие: министра КГБ Мешика, замминистра МВД Мильштейна и самого Лаврентия Берию арестовали! И МВД уже было не до футбола – дозаявкой никто заниматься не стал. И пока все как-то утрясалось, пришлось Фомину три месяца просидеть на стадионе без футбола: когда команда уезжала на игры, понемногу тренировался с пацанами, когда возвращались – Ошенков подключал к тренировкам…
«Динамо» в том году выступало крайне неудачно – временами создавалось впечатление, что вылет неизбежен. Но, наконец, пришел час Фомина. Во втором круге новичок вышел на поле против московского «Локомотива». Тогда «Динамо» пришлось играть на выезде несколько матчей подряд, и, когда заехали в Москву, тренеры решили, что без подкрепления не обойтись. Фомин забил и помог победить. И эта победа позволила киевлянам выйти из опасной зоны. В итоге – восьмое место. Отныне в основе на левом фланге вместо Владимира Богдановича постоянно выходил Виктор Фомин, закрепив за собой в команде 11-й номер.
Молодого быстрого и техничного «крайка» заметили в Москве. Столичные клубы часто брали Фомина в загранпоездки на товарищеские матчи. Всем нужен был хороший левый крайний! Несколько таких игр он провел за «Торпедо» и «Динамо». Динамовский тренер Михаил Якушин очень советовал перейти к ним. Но куда Москве до Киева – она такая большая, шумная, да и команд много…
«В КУБОК ВЛИЛИ СЕМЬ ЛИТРОВ ШАМПАНСКОГО…»
В 1954-м «Динамо» выиграло Кубок СССР, обыграв по дороге к финалу московские «Спартак», ЦДСА и ленинградский «Зенит». Это был настоящий подвиг! Жаль, что сегодня этому мало кто придает значение. Финал с армянами запомнился надолго. Наверное, потому что был первым и… последним. Трудная была игра – сплошной туман. «Динамо» удалось открыть счет: Коман прострелил, а Терентьев подставил «щечку». Правда, армяне вскоре поквитались и даже имели пару моментов, чтобы забить гол, но защита во главе с Голубевым и Макаровым выстояла. А во втором тайме, минут за десять до конца, Фомин запустил вперед Комана, и тот перебросил мяч через выбежавшего вратаря.
После игры в раздевалку набилось полно народу, каждый старался прорваться к хрустальному кубку, который Рафа наполнил шампанским. Правда, после могучих глотков Зазроева, Голубева и Фомина игристой жидкости заметно поубавилось, а когда дошла очередь до администратора, от семи литров напитка остался пшик. Рафе хватило только губы смочить.
На вокзал примчались без четверти двенадцать ночи – за пять минут до отхода поезда «Москва-Чоп». Еле втиснулись в какой-то вагон и потом долго еще разбирались со своими местами… Казалось, весь поезд празднует победу! Уснули, как убитые. Виталий Голубев даже во сне двумя руками держался за Кубок – никому не давал его потрогать. Правда, крышку от Кубка едва не забыли в вагоне – плохо держалась…
На вокзале яблоку негде было упасть – так, наверное, потом встречали космонавтов. Футболистов буквально разрывали на части: говорят, у кого-то даже утащили чемодан с формой – наверное, на сувениры… В этой толпе вполне можно было потеряться. Когда динамовцы наконец-то добрались до своего автобуса, обнаружилось, что нет ни Голубева, ни… Кубка! Невозможно описать, что было с тренером Ошенковым! Но решено было подождать до утра – кто-то видел, как Витасика окружили ребята с Подола. Был там тогда известный «авторитет», который страшно любил футбол…
На следующее утро Виталий все-таки на стадионе не появился, а начальство продолжало интересоваться судьбой хрустального трофея. Назревал скандал… Пришлось признаться. Министр МВД Украины Тимофей Строкач тут же «нажал на все рычаги», и на Подол отправилась «группа захвата». Нашли и Голубева, и невредимый кубок, из которого братва всю ночь пила то ли шампанское, то ли что покрепче.
А за выигранный Кубок (ранее он из Москвы уезжал лишь раз – в Ленинград), по воспоминаниям Фомина, наградили часами и выписали по 200 рублей на брата (машина тогда стоила 200 тысяч). Если бы не дали премиальные в Москве от «центрального» «Динамо», совсем грустно бы было….
«ТРОФИМЫЧ»
Семь сезонов верой и правдой служил Фомин киевскому клубу. Динамовский коллектив переживал период становления перед новым взлетом. Имелись успехи, случались неудачи. Но главным вершителем атак был именно Трофимыч. В основном голы забивались после его искусных фланговых передач (особенно преуспевал в этом Михаил Коман). Хорошо удавались Фомину и дальние удары. Став динамовцем, Фомин еще трижды назывался в числе 33-х лучших футболистов СССР, в составе сборной Украины был бронзовым призером Спартакиады народов СССР, в составе сборной Союза участвовал в отборочных матчах ЧМ-58.
Мастер спорта. Всего лишь! Так как хотя бы по совокупности достижений вполне мог бы стать и заслуженным мастером спорта или, на худой конец, мастером спорта международного класса. Не сложилось!
После смены Олега Ошенкова на Вячеслава Соловьева Фомин решил продолжить игровую карьеру в киевском «Арсенале» (заводской клуб, выступавший в классе «Б»), затем были кировоградская «Звезда» и винницкий «Локомотив». А динамовскую футболку с 11-м номером в 1959-м примерил на себя молодой и малоизвестный форвард Валерий Лобановский.
Фомин же, закончив выступления, стал главным тренером кадиевского «Шахтера». Через два года переехал в Запорожье, откуда вскоре перебрался в севастопольскую «Атлантику». Но черноморской романтики хватило лишь на два года: снова пригласили в Запорожье.
А потом Трофимыч каждый год менял клубы: «Днепр» (Днепропетровск), «Судостроитель» (Николаев), «Спартак» (Ивано-Франковск)… Но, когда представилась возможность вернуться в Киев, задержался здесь на целых шесть лет!
Однако в Киевском военном округе состояние армейского футбола зависело от отношения к нему командующего… Пришлось оставить вполне сложившийся коллектив и перебраться в Кременчуг. Но что такое украинская провинция: ни денег, ни славы – одни амбиции! И снова Крым – на этот раз керченский «Океан». А тут и подоспела пенсия… Но на заслуженный отдых Трофимыч не спешил. Работал тренером футбольной школы «Динамо», в 1983-м его подопечные стали чемпионами Украины.
«ПОСТСКРИПТУМ»
Годы брали свое, но Виктору Трофимовичу не сиделось дома – дважды в неделю заслуженный тренер республики тренировал мальчишек. Подбирал всех: тех, кто по какой-либо причине не подошел динамовским тренерам, и тех, кого приводили родители, случайно прослышавшие о необычной «школе». В общем, под руководством доброго «дяди Вити» на теннисных кортах напротив стадиона «Динамо» киевские мальчишки получали первые, самые ценные уроки мастерства. Бывали случаи, когда «приготовишки» Фомина через год-два надевали динамовскую футболку… Вот таких пацанов обучал азам футбола ветеран. Буквально до последнего дня жизни.
Земля тебе пухом, Трофимыч!
«ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОМ КЛУБЕ»
«Родненький!» было любимым словом Трофимыча. Так он всегда называл своих подопечных, во время занятий на гаревом поле. Представьте себе человека, которому далеко за семьдесят, в окружении 10-11-летних. Пацаны, разбившись на две команды, самозабвенно гоняют мяч. И тут голос Фомина: «Родненький, дай пас». Хлопчина откатывает мяч тренеру, и получает в ответ класснейшую подрезку – забивай, не хочу. И вновь голос наставника: «Еще разок! Куда, родненький, на ход даешь?! В ноги нужно. Стар я, чтобы бегать!»
Родненькими он стал называть и нас – журналистов «Футбола», корпевших над историей киевского «Динамо», и зачастивших к ветерану с просьбой поделиться воспоминаниями молодости.
«Ну что вам еще рассказать, родненькие? Ну, хотя бы это…» Далеко не все, поведанное Трофимычем, возможно опубликовать. Но кое-что из вошедшего не грех и повторить. Ведь выпуски из серии «Великие клубы», посвященные «Динамо» – ныне раритет.
Вот одно из таких воспоминаний.
Выпивали мы, конечно, крепко, бывало… Однажды после матча с ЦДКА в Москве, это было в следующем за завоеванием Кубка СССР сезоне, наш лепший друг Никита Симонян зазвал меня и Андрея Зазроева в ресторан. В гостиницу, где обитало «Динамо», мы вернулись уже в известном состоянии – в дымину! Я сразу прилег и подушкой накрылся, а Зазроев нарвался на нашего тренера Ошенкова… Не заметить нашего состояния было невозможно, и наставник, разумеется, поднял шум. Зазроев, однако, уступать не пожелал, и завязалась яростная перепалка, которую припоминаю весьма смутно… Паша Виньковатов, который жил с нами в одном номере, не пил – он все больше на сладкое налегал. Он-то и выступил самым беспристрастным свидетелем происходившего. Так вот, Ошенков орет на Зазроева: «Я тебя заслуженным мастером спорта сделал!» Тот ему: «А я тебя – заслуженным тренером!» В конце концов, Андрей для вящей убедительности решает прибегнуть к моей помощи: «Витя, вот скажи, ты как к Ошенкову относишься?» Я из-под подушки: «Да я его… Да я его ненавижу!»
Наутро смотрю – Зазроев как ни в чем ни бывало общается с Ошенковым, тренируется, бегает вокруг озера, вчерашнее выгоняет. А вот меня отправляют в Киев, в то время как вся команда должна была сразу в Тбилиси лететь (проиграли мы тогда, к слову). Рафа спрашивает: «Ты как, самолетом полетишь или поездом поедешь?» Что я, дурак? Конечно, самолетом. Прилетел в Киев, делать нечего, лежу с друзьями на пляже. Тут они мне: «Давай, делай ноги, ходит милицейский патруль, футболиста ищет!» Я: «Да ну, не буду прятаться». Выцепили они меня и под белы рученьки – в кабинет генерала Строкача, главного нашего начальника. Ну-ка, голубь сизый, докладывай, что и как… Я рассказал все, как было. Ну, он посмеялся от души и вернул меня в команду…
О ком или о чем статья...
Фомин Виктор Трофимович