Войти

Путь в высшую лигу

«Советский Спорт», 17.02.1979

Когда я собирал материал о Юрии Гаврилове, более всего меня интересовали те факты из его спортивной биографии, что неизвестны большинству любителей футбола. Сейчас-то все знают его как ведущего игрока московского «Спартака», внесенного Федерацией футбола СССР в списки 33 лучших игроков в стране. Знают любители футбола и то, что в «Спартак» Гаврилов пришел из московского «Динамо». А вот весь путь в футбол этого интересного игрока, уверен, знают немногие. Об этом пути из команды коллектива физкультуры в команды высшей лиги, о всякого рода счастливых случайностях, помогавших Гаврилову, – и идет речь в предлагаемом вниманию читателя материале.

– Я жил в Подмосковье рядом со стадионом в Сетуни, – вспоминает Гаврилов, – и из окна своей квартиры мог наблюдать матчи местных команд. И в футбол я играл здесь же лет с семи, с утра и до вечера, когда был свободен от учебы. Команды мастеров видел редко, да и то в основном по телевизору. Ведь пока из Сетуни доберешься до Лужников да потом обратно, полдня уйдет.

Первым тренером Гаврилова был Марк Семенович Левин. Тот самый Левин, у которого в середине 30-х годов в клубной команде завода «Фрезер» начинал играть Эдуард Стрельцов. Именно Левин позвонил тогда тренеру «Торпедо», известному в прошлом нападающему. Василию Севастьяновичу Проворному, и сказал: «Приезжай, есть у меня для вас игрок». Спустя много лет история повторилась. Вновь Левин звонит Проворному, тренировавшему молодежную сборную профсоюзов, и предлагает взять Гаврилова. Проворнов взял.

Рассказывает тренер М. Левин:

– На пустыре рядом со стадионом «Искра», казалось, день и ночь играли мальчишки лет семи-девяти. Во всяком случае, когда бы я ни шел на тренировку, они всегда там возились с мячом. Заприметил я худющего, длинноногого мальчишку, левшу, для которого не составляло труда обвести трех четырех своих сверстников, а то и ребят постарше, пригласил к нам в «Искру». Очень уж хорошо играл он для своих лет.

Гаврилов в нашем клубе играл крайним нападающим. Набивал много, почти в каждой встрече. Запомнился еще и тем, что тренировался, пожалуй, больше всех. После занятий упросит вратаря остаться и бьет-бьет по воротам. Жаден был Юра до игры. Он ведь и в хоккей играл, и тоже неплохо. Помню, мы даже размышляли с тренером Михаилом Ивановичем Бычковым, известным нападающим московских «Крылышек»: «А не переключиться ли Юре полностью на «шайбу»?» Его звали в хоккейную команду, но он отказался.

– Почему? – спрашиваю я у Гаврилова.

– Я все-таки футбол больше любил, – отвечает – хотя о выступлении в высшей лиге и не мечтал, После школы пошел работать, а играть продолжал за «Искру». Думая, раз меня не приглашают в какой-нибудь клуб второй лиги, значит, не быть мне никогда в хорошей команде. Не догадывался я, что игры нашей «Искры» никто из тренеров команд мастеров так и не видел. Сейчас я это понимаю. Потому и говорю об этом – больше для мальчишек, играющих в таких же командах, как «Искра». Говорю, чтобы они не отчаивались.

Гаврилов затронул больной вопрос. Не один он, кстати, считает, что в селекционной работе немало серьезных пробелов. Крайне редко посещают наставники команд мастеров матчи низших лиг, и уж вовсе не увидишь их на играх коллективов физкультуры. Возможно, старшему тренеру это делать и сложно, забот и своих хватает. Но ведь в командах есть вторые тренеры, кое-где даже тренеры-селекционеры, Последние, полагаю, должны быть в каждой команде высшей лиги. И подбирать на эту должность необходимо опытных, знающих людей, не тех, для кого такая работа – временное пристанище.

– Вскоре после того, как Проворнов взял меня в сборную профсоюзов, – вспоминает Гаврилов, – отправились мы на турнир в Ялту. Там-то я и получил первое в своей жизни приглашение сыграть в команде второй лиги. Тогда-то у меня и появилась впервые уверенность в своих силах. В Чебоксары, правда, я так и не попал (тренер, хоть и обещал мне, больше не позвонил), продолжал играть за «Искру». Но чего-то ждал, каких-то перемен. И дождался. Пригасил меня как-то приятель сыграть на первенство района. Просил помочь его команде. Я согласился.

– Опять счастливый случай?

– Вот именно. После матчем подошел ко мне болельщик, к сожалению, тогда я так растерялся, что даже не узнал его фамилии. «Ты когда-нибудь играл в команде мастеров?» – спросим он. «Нет». – «А хотел бы играть? Я поговорю с Бесковым и позвоню, скажу, когда прийти на тренировку».

Вскоре он действительно позвонил и направил меня на «Динамо» (Бесков тогда с динамовцами работал). Приехал я на стадион. С командой дублеров был Адамас Соломонович Голодец. Он только спросил: «Форма при тебе? Ну, тогда поехали в Новогорск, там посмотрим». Как сыграл на месте полузащитника, не помню. Очень уж волновался. Помню только, подошел после, тренировки. Голодец, сказал: «Если сможешь, приходи еще раз».

Рассказывает тренер А. Голодец:

– Когда Гаврилов впервые попал к нам на тренировку, недостатков у него было больше чем достаточно. Все делал медленно, физически был слаб. Некоторые даже с иронией отнеслись к нему. Но мне он понравился. Было в нем что-то футбольное. И игру понимал, и мячом умело распоряжался, да и пас у парня был своевременным. На следующей тренировке Юру увидел Константин Иванович Бесков. Ему Гаврилов тоже понравился. Так Юра и стал тренироваться в московском «Динамо». Играл за дубль.

За годы, которые Гаврилов провел в динамовском клубе, он, надо признать, так и не стал полноправным игроком основного состава. Юра чаще выходил на замену, и это объяснимо. В то время он не очень-то выделялся на фоне остальных игроков. Да что там говорить, он и за темпом игры в высшей лиге не всегда поспевал. И в том, что Гаврилова в то время «не рассмотрели», вряд ли виноваты тренеры.

Слишком большим был разрыв в классе между клубной командой «Искра» и одной из ведущих команд мастеров. А перестроить в короткий срок свое, пусть с задатками, футбольное мышление Гаврилову было невероятно трудно. Трудно было ему и обрести уверенность в себе, ведь, выходя на замену, он, как и любой другой на его месте, думал не столько об игре, сколько о том, чтобы не ошибиться.

– Для меня и по сей день самое сложное – это включиться в игру где-то в середине матча, – рассказывает Гаврилов. – Выходишь скованным, легкости нет, думаешь только о том, как бы не подвести команду. Хотя я и провел в 1973 году пятнадцать матчей и завоевал бронзовую медаль, удовлетворения от игры не получил. Чувствовал себя запасным игроком и понимал, что начального футбольного образования мне все-таки не хватает. А тут еще травма и на долгие годы твердое место в дубле.

– Тогда-то вы и получили предложение попробовать силы в «Спартаке»?

– Да, а поскольку команду незадолго до этого принял Константин Иванович Бесков, я без колебаний согласился. Трудное время тогда переживал «Спартак». Позади – неудачный сезон в высшей лиге, впереди – нелегкие испытания в лиге первой. Дело прошлое, но должен сказать, что именно выступление в первой лиге позволило мне найти свою игру.

– Чем вы это объясняете?

– Под руководством Константина Ивановича мне удалось в сжатые сроки пополнить свое футбольное образование. И такое еще обстоятельство. В первой лиге скорости не те, что в высшей лиге, а для приобретения опыта, навыков это очень важно.

– Позади у вас удачный сезон в высшей лиге. Что вы испытали, встретив свою фамилию в списке 33 лучших игроков года и сборной СССР?

– Конечно, приятно было обнаружить в этом списке и свою фамилию. Но я не обольщаюсь, потому что знаю свои слабости. У меня все еще не хватает сил проводить весь матч на одном уровне, плохой отбор мяча… Недостатки эти я особенно остро ощутил, когда посмотрел матчи чемпионата мира. Как много двигаются без мяча ведущие полузащитники, итальянец Тарделли, например, как одинаково ровно играют они и в нападении, и в обороне.

– Чего, вы полагаете, недостает молодым футболистам, играющим в коллективах физкультуры?

– Пожалуй, точности в передачах. Многие из ребят, с которыми я играл, и физически были покрепче меня, и с мячом обращались не хуже. А вот передача, точность паса – ниже всякой критики. Думаю, тренерам, занимающимся с детьми, на это обстоятельство следует обратить самое пристальное внимание. Ведь в футболе, на мой взгляд, нет ничего важнее точного и своевременного паса.

– Как вы представляете себе жизнь без футбола?

– Мне 25 лет, и я надеюсь еще поиграть. А придет время уходить с поля, постараюсь свой опыт использовать в работе с детьми. И тогда, как вы догадываетесь, именно постановке паса у ребят я и уделю самое большое внимание.

О ком или о чем статья...

Гаврилов Юрий Васильевич