Войти

Дмитрий Харин: «Зато я знаю, что такое счастье…»

«Советский Спорт», 30.03.2013

Корреспондент «Советского спорта» встретился в Лондоне с известным экс-вратарем сборной страны, «Торпедо» и «Челси» Дмитрием Хариным, который вот уже более 20 лет живет под Лондоном и дает одно-два интервью за пять лет. Дмитрий рассказывает, почему ведет закрытый образ жизни, и рассуждает о простом человеческом счастье.

– А вас все-таки выдает русский акцент… – замечаю, услышав, как Харин по телефону общается на английском языке.

– Наоборот. Это, как говорят англичане, – «секси»! – смеется он в ответ.

Дмитрий кажется человеком с радужным настроением. Знающим себе цену. Ему не по душе вопросы о подковерных схватках в российском футболе. Зато, когда мы касаемся его жизни в Англии, недовольство как волной смывает. Собеседник готов говорить о самом сокровенном.

– Я согласился на интервью, чтобы расставить все точки над i, – уточняет Дмитрий. – Ходят разговоры, что в Англии я мучаюсь, не зарабатываю денег, вкалывая в пятой лиге. Хочу объяснить, почему я счастлив.

КАК ПАДАЛ «ЛУТОН»

– В 2002 году закончился контракт с «Селтиком», и мы с семьей вернулись в Англию. У нас здесь свой дом, – собеседник достает тетрадь, в которой ярким маркером выделены моменты, которые необходимо затронуть. – Решил отдохнуть от футбола, но заняться, скажем так, активным отдыхом. Пошел на тренерские курсы. Вроде как и расслабляешься, и в то же время получаешь полезную информацию, а за ней и «корочку». В 2003 году поступило предложение из «Лутона», где одну из руководящих должностей занимал Мик Хаффет. Мы вместе выступали в «Челси». Клуб искал тренера вратарей. Я решил попробовать и работаю в «Лутоне» по сегодняшний день. Уже девять лет. Были взлеты, падения. Были финансовые проблемы, опустившие клуб в пятую лигу.

Но лучше поговорим о приятном, – продолжает Харин. – В сезоне-2004/05 мы выиграли чемпионат во второй лиге и вышли в Чемпионшип. Заняли там 11-е место – в принципе то, что каждый клуб и планирует: закрепиться, не вылететь. На следующий год должны были идти на повышение, но в сезоне-2006/07 возникли финансовые проблемы. Из-за чего? Плохой менеджмент, переоценка своих возможностей. А когда ощущается нехватка денег, уходят и ведущие футболисты. Никого равноценного не приобрели, и началось падение. Затем ситуация только усугублялась, и в итоге оказались в пятой лиге.

– Возникало желание уйти?

– Нет. Я знал, что клуб перепродадут болельщикам. В 2008-2009 годах пришли люди, создавшие вместе со спонсорами программу «Лутон Таун 2020». Я выслушал этих людей, и они меня заинтересовали своим продуманным планом. Так вот, я не хотел уходить.

«ЗАЧЕМ НАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?»

– Каковы ваши функции?

– Если ссылаться на контракт, я тренер вратарей первой команды. Но поскольку наш клуб не такой большой, как «Челси» или «Манчестер Юнайтед», то функции шире. В мои обязанности также входят и академия, и юноши.

– Получили лицензию PRO?

– Нет, и не спешу. У меня было желание стать главным тренером, – Харин задумывается на несколько секунд, подбирает слова. – Но я отношусь к жизни реально, не витаю в облаках. Здесь у меня есть имя в футболе, но прекрасно понимаю, что каждый год много английских футболистов завершают карьеру. Они идут учиться, получают различные лицензии. Они – местные, а я – иностранец. И в данной ситуации у них все равно больше шансов на работу. Впрочем, у меня еще есть желание получить лицензии A и PRO, это лишь вопрос времени. Я никуда не спешу, но пока, учитывая предложенный до 2020 года план, больше заинтересован в карьере тренера вратарей.

– Если из России поступит предложение, в финансовом плане трижды перебивающее условия в «Лутоне», согласитесь вернуться?

– Разрешите разъяснить вам вопрос простого человеческого счастья. Счастье, в моем понимании, это когда у меня есть любимая семья, хороший дом в 20 минутах езды от Лондона, который нравится и мне, и жене. Счастье – это когда твоему сыну 23 года, он идет в ногу со временем, живет отдельно, потому что мы ему тоже дом купили. Мы никогда не брали ипотек, никому ничего не должны. И есть хорошая работа с определенным будущим. Вот тогда ты понимаешь, что деньги уже не имеют огромного значения. Куда важнее становится качество жизни, внутренний комфорт… Так скажите, зачем мне ехать обратно, когда моя семья счастлива здесь?

«Я НЕ ЖАЛЕЮ НИ О ЧЕМ»

– А как же тоска по родине?

– Я не обделен общением и здесь. Встречаюсь с русскоязычными, с англичанами, у меня есть знакомые поляки, югославы. Лондон – интернациональный город. Единственное, мы с женой скучаем по родителям. Но это жизнь, и, к счастью, родители нас понимают. Не спорю, первое время приходилось тяжело, особенно жене. Она не работала, целыми днями сидела дома с сыном Игорем, которому на тот момент было всего полтора года. Мне же было чуть легче, я разъезжал, выступал за сборную, чаще общался. Но после трех-четырех лет и она адаптировалась, появились знакомые, и жить стало легче.

– Родителей не пытались перевезти?

– Когда они были помоложе, естественно, чаще приезжали, мы к ним ездили. Ни мы, ни они не были обделены вниманием. Но родители становятся старше, и теперь мы должны брать на себя больше ответственности и ездить к ним. Что, собственно, и делаем. У меня получается несколько реже, у жены чаще. Она не работает, может себе это позволить. А я в футболе. Хоть и не играю, график такой же, как и у футболистов, – тренировки, разъезды. Так вот в этом счастье и заключается, а не в том, кто даст больше… Я не обрубал концов, я гражданин России, у меня есть квартира, дом на родине. К тому же футбольный бизнес не на всю жизнь. Когда-то надо на пенсию уходить. А там уже посмотрим – или спокойная жизнь здесь, или обратно в Россию.

– Вам приходилось о чем-то жалеть в жизни?

– Здесь жизнь складывается настолько позитивно, что сожалеть не о чем. Хотя и в Советском Союзе я тоже ни о чем не сожалел. Здесь люди не думают о негативе. И я настолько позитивный человек, что если даже что-то и случается, я стараюсь об этом забыть. Хотя все же есть один поступок, о котором жалею. Напишете? О’кей, вы обещали. На днях встретился с одним российским журналистом, и он написал обо мне не самую приятную статью. Признаюсь, сожалею по этому поводу…

АНКЕТА «ЛЮБИМОЕ»

Машина: «BMW»

Город: Москва, Лондон

Страна: поскольку я гражданин России, назову Россию

Место отдыха: Греция. Греки ближе к нам по духу, христиане. Мне просто нравятся добрые люди

Музыка: в этом плане я старомоден, слушаю все, что хорошо звучит, – Фил Коллинз, Мадонна, Род Стюарт

Актер: Евгений Леонов, я был с ним знаком, так как захаживал в Ленком

Фильм: «Бриллиантовая рука»

Режиссер: Альфред Хичкок

Блюдо: паэлья

Напиток: пинта «Стеллы Артуа». Живя в Лондоне, мы посетили множество концертов, музеев, ресторанов, но я ни разу не был на фестивале пива. Особо не пью

СКАЗАНО!

В беседе с Хариным мы затронули актуальные темы российского футбола – как это смотрится из Англии?

ОБ ОТМЕНЕ МАТЧА СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ – РОССИЯ

– Подход Северной Ирландии выглядит непрофессионально. Взять даже наш клуб «Лутон», есть граундсмен (смотритель стадиона. – Прим. ред.). Он следит за прогнозами погоды, и в случае чего поле всегда накрывают пленкой.

О ПЕРЕХОДЕ НА СИСТЕМУ «ОСЕНЬ-ВЕСНА»

– Короткий ответ: с этим не согласен. Футбол, хотя и превратился в бизнес, существует для болельщиков. Но никто не хочет приходить на трибуны в минус 15. Да и игроки не смогут показать лучших качеств, когда ноги по колено проваливаются в лужи или снег. Николай Саныч (Толстых. – Прим. ред.) – умный мужчина. Знаю его еще по «Динамо». Он решит вопрос, разберется, на какой системе остановиться.

О «ТОРПЕДО»

– К сожалению, не смотрю матчи «Торпедо». И даже обзоры. Слежу только за премьер-лигой, смотрю нарезки из некоторых игр. Почему не целые матчи? Да потому что у меня есть английская премьер-лига. Думаю, у «Торпедо» все будет хорошо, всему свое время. Еще недавно играли на КФК. Главное, чтобы были заинтересованные люди, а они, уверен, есть.

О ЛИМИТЕ НА ЛЕГИОНЕРОВ

– В Англии лимит на европейских футболистов не ограничен. Но здесь намного больше лиг. И если молодые ребята начинают карьеры в академиях «Ливерпуля» или «Арсенала» и по каким-то причинам не попадают ни в первую, ни во вторую, ни в третью команды, они идут в низшие лиги, обеспечивают семью, платят ипотеку, выигрывают трофеи, только на низшем уровне.

О ТРЕНЕРАХ-ИНОСТРАНЦАХ В СБОРНОЙ РОССИИ

– Сборную России тренировали и свои тренеры, выводили команду и на Евро, и на ЧМ. Приглашение же иностранцев, возможно, некая мода. В Англии также работали иностранцы – Эрикссон, Капелло. Но потом люди посидели, подумали, и все вернулось на круги своя. Пригласили Ходжсона.

– Третье-четвертое место на Евро-2008, разделенное с турками, – это успешная работа вместе взятых Хиддинка, Адвоката и пока Капелло?

– На каком-то этапе это было успехом, но его нужно было развивать. После Евро ведь состоялся и чемпионат мира в ЮАР, куда мы не попали. Возможно, стоило воспринять то выступление как успех, но не делать из него пиара, потому что по большому счету это действительно была совместная бронза. А блестит-то только золото. Мы же начали почивать на лаврах, не усилили нагрузку тренера, чтобы улучшить качество игры и подтянуть молодых футболистов. Вместо этого успокоились, и логично последовал провал. При этом нужно понимать, что на «мире» медали выиграть сложнее, чем на «Европе».

ОБ ОБЪЕДИНЕННОМ ЧЕМПИОНАТЕ

– Люди, которые хотят протолкнуть эту идею, занимаются бизнесом. Я же не бизнесмен и смотрю на все с футбольной точки зрения. Должна существовать российская лига, есть определенные квоты в еврокубках, команды играют. Не хотелось бы видеть счастливых и обиженных, а если соединение произойдет, они обязательно будут. Я бы не стал ничего менять.

О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ РОССИЙСКИМИ И АНГЛИЙСКИМИ КЛУБАМИ

– Все английские клубы, начиная с низших дивизионов и до премьер-лиги, не пользуются бюджетными деньгами. А куда олигархи вкладывают свои деньги, это их сугубо личное дело.

Бутырский Денис

О ком или о чем статья...

Харин Дмитрий Викторович