Войти

Ахрик Цвейба: «У меня нет свободного времени»

«Советский Спорт», 25.12.1990

Не знаю почему, но из обычных в футболе перемещений игроков во время межсезонья у нас принято делать «великую тайну». И нужно быть в очень хороших, даже дружеских отношениях с тренерами, чтобы получить необходимую по этому случаю информацию. Да и то под клятвенное заверение, что никому ничего не скажешь.

Теперь, надеюсь, вам ясно, почему почти для всех постоянных обитателей ложи прессы Республиканского стадиона в Киеве было полной неожиданностью появление в рядах «Динамо» защитника Ахрика Цвейбы, до того игравшего в тбилисской команде.

Вряд ли нужно объяснять, что минувший, первый в киевском «Динамо» сезон стал в футбольной биографии одаренного молодого игрока очень важной вехой. Первая в жизни золотая медаль чемпиона Советского Союза, уверенный дебют в составе национальной сборной СССР в официальных и товарищеских международных матчах… Словом, есть о чем поговорить. Но прежде представлю собеседника.

Итак, Ахрик Цвейба, мастер спорта. Родился 10 сентября 1966 года в небольшом городке Гудауте. Первый удар по мячу в 1977 году сделал под руководством тренера местной ДЮСШ В. Шамбы. Юнцом выступал за сухумское «Динамо», а затем недолго и за хабаровский СКА. С 1984 года по 1989-й включительно играл в тбилисском «Динамо», в дубле, а затем и в основном составе. Входил в юношескую и молодежную сборные страны. Рост 182 см, вес 76 кг.

Беседовать с Ахриком оказалось делом нелегким. Он молчун, и лишь в отдельные моменты беседы его удается по-настоящему «разговорить».

– Как же все-таки получилось,– спрашиваю,– что вы оказались в киевском «Динамо»?

– Где-то в начале, года из телевизионной передачи узнал о том, что Федерация футбола Грузии решила стать самостоятельной, разорвав отношения и контакты с федерацией всесоюзной.

– Удивились, небось?

– Не то слово!.. Подумал – недоразумение. Или розыгрыш… Решил ехать в Грузию прямо сразу со сборов из-за рубежа. Перед отъездом Валерий Васильевич Лобановский сказал мне примерно следующее: «Тебе решать, в какой команде играть, но помни: сборная в тебе заинтересована».

– И что вас ждало в Грузии?

– Прояснилось очень мало. Команда «Динамо» (Тбилиси) в обсуждении вопроса, оставаться во всесоюзной федерации или нет, вообще никакого участия не принимала. Нас всех поставили перед фактом: выходим из всесоюзного чемпионата – и точка. Словом, грузинский футбол был принесен в жертву разгоревшимся политическим страстям и амбициям. Печальный результат этих «игр» известен всем.

– Легко ли дался вам переход из тбилисского «Динамо» в киевское?

– Очень нелегко. Узнав о моем решении заключить годичный контракт с киевским «Динамо», самые различные инстанции, в том числе достаточно высокие, стали вызывать меня к себе на «доверительные» беседы, обещая всяческие блага, утверждая, что к концу сезона Грузия станет полноправным членом УЕФА, а тбилисское «Динамо» и другие команды республики примут участие в розыгрышах еврокубков. Ну и так далее.

– И как же развивались события дальше?

– Не знаю доподлинно мнений моих товарищей по тбилисскому «Динамо», поэтому буду говорить только о себе. Я хотел играть в серьезных турнирах, был уже игроком сборной, и шансы мои выступить в матчах чемпионата мира были достаточно велики: я ведь был заявлен под номером «13». Кажется, именно это приносящее несчастье число и помещало мне выступить хотя бы в одном матче в Италии.

– Травма?

– Да, на тренировке Иван Яремчук, разумеется, никак не желая этого, в подкате ушиб мне ногу, моментально распухшую. Усилия наших медиков оказались безуспешными. Так вот я и просидел все матчи мирового чемпионата на скамье для запасных.

– Мы несколько забежали вперед. Ведь контракт с киевским «Динамо» вы подписали еще до итальянских событий?

– С киевским «Динамо» соглашение далось просто. Я набрал по киевскому коду Киев, квартиру Лобановского, и все решилось в двухминутной беседе с ним.

– А если бы тбилисское «Динамо» осталось в чемпионате СССР, приехали бы в Киев?

– Трудно сказать, но вряд ли…

– У кого из известных специалистов вы тренировались до приезда на Украину?

– Мой первый тренер еще в Гудауте – Владимир Шамба. Я ему всю жизнь буду благодарен, а в Тбилиси тренировался у Кипиани, Ахалкаци, Асатиани, Зонина, снова Кипиани…

– Как вас привяли в Киеве?

– Очень хорошо приняли.

– Трудно было акклиматизироваться в новой команде, в новом климате?

– Не очень – команда хорошая, дружная и климат неплохой.

– В тбилисской команде вы играли на месте заднего центрального защитника. А ведь обычно молодые футболисты рвутся в форварды, хотят забивать голы.

– В Тбилиси я был полузащитником, а защитником стал лишь здесь, в Киеве.

– И как вы себя чувствуете в этой роли?

– Пожалуй, уверенней, чем в полузащите.

– Итак, команда вас приняла хорошо, а с кем сдружились особенно близко?

– Со всеми дружу, а особенно с Лужным, мы ведь почти ровесники, к тому же оба холостяки.

– Перед минувшим сезоном контракт с киевским «Динамо» вы подписали на год, Он кончается, что дальше?

– Подписал контракт ещё на один год.

– В нынешнем году вы дебютировали в сборной СССР…

– Да, в товарищеской игре с командой Израиля.

– А в официальной встрече?

– Со сборной Италия.

– Помнится, в этом матче вы персонально опекали самого грозного форварда сборной Италии Скиллачи. Не боялись обмишуриться?

– Нет просто очень старался, глаз с него не спуская, неотступно за ним следовал, и минут за. 15 до финального свистка его заменили.

– Лобановский уехал, а какие у вас сложились отношения с его преемниками?

– Все нормально, ведь с ними я работал целый год.

– Как проводите свободное время?

– У меня его нет. Все занимает футбол…

Вот такая нехитрая получилась у меня беседа с Ахриком Цвейбой. Попросил в дополнение высказать свое мнение об этом одаренном футболисте двух старших тренеров – киевского «Динамо» Анатолия Пузача и национальной сборной Советского Союза Анатолия Бышовца.

Анатолий Пузач: – В жизни очень спокойный, уравновешенный, коммуникабельный. А на поле – энергичный, злой, но корректный. С командой сошелся сразу, его ребята в шутку даже прозвали на украинский лад – Цвейбенко. Принес много пользы команде в минувшем непростом сезоне. Прекрасно играет головой, поэтому, когда позволяет обстановка на поле, совершает скоростные рейды к воротам соперников.

Анатолий Бышовец: – Я Цвейбу давно заприметил, еще с тех пор, когда он играл в юношеских командах. Привлекательный парень. Способный, старательный, с прекрасными физическими данными. В сборной он тоже центральный защитник, но в отличие от киевского «Динамо» не задний, а передний, с функциями персонального опекуна. Контактный парень – и в жизни, и в игре легко находит общий язык с партнерами. Проблем с ним нет. Хорошо сыграл во время недавней нашей поездки в страны Центральной Америки. А уж гол, который он забил в ворота сборной Тринидада-Тобаго, был прямо-таки хрестоматийным. Представляете, наши проводят скоростную контратаку, Колыванов слева отдает мяч в центр, а Цвейба тут как тут и, не дав мячу опуститься на землю, с лёта вколачивает мяч в сетку. Как гвоздь забил. Молчаливый? Вот на это я как-то не обратил внимания…

Гопник Борис Иосифович

О ком или о чем статья...

Цвейба Ахрик Сократович