Войти

Дмитрий Черышев: «Сын в десять раз сильнее меня»

«Спорт-Экспресс», 10.04.2008

Черышева я не видел много-много лет. И представить себе не мог, что улыбчивый горьковский парень за испанские годы настолько изменится. Превратится в бизнесмена. Обнаружит деловую хватку. И способен будет перемещаться на своем «ягуаре» по Мадриду круглые сутки.

Он даже излагает нынче скороговоркой – время дорого. Подхватывает корреспондента «Спорт-Экспресса» вместе с телевизионщиками, везет на базу испанской сборной. Охотно позирует на фоне тающих в тумане гор. Проезжающие машины сигналят – его в этих местах узнают.

Дмитрий Черышев нынче один из организаторов прощального матча Дмитрия Аленичева. Вот он договаривается с ветеранами «Реала» о визите в Москву, вот достает билеты на матч «Реал» – «Рома», а вот день спустя устраивает нам, московским гостям, экскурсию на «Сантьяго Бернабеу».

– Смотрите, – указывает Черышев на фотографию в музее «Реала». – Это мой сын. А это его команда. Кстати, музей «Реала» приносит клубу пять миллионов евро каждый год.

ПЛАКАТЫ ДЛЯ АРАГОНЕСА

– Сборную Испании рвут конфликты?

– Склоки из-за двух футболистов – Гути и Рауля из мадридского «Реала». Причем эта парочка сейчас действительно здорово играет, лучше футболистов в Испании нет. На трибунах «Сантьяго Бернабеу» постоянно висят плакаты: «Луис, команде нужны Гути с Раулем». Если Арагонес не возьмет их на чемпионат Европы, Хиддинк должен сказать ему огромное спасибо.

– О вас, Дмитрий, давно ничего не слышно. Пока не пришла новость, что возглавили одну из команд в школе мадридского «Реала».

– Когда ушел из футбола, было трудно. Не мог смириться с тем, что больше не играю. Необходим был перерыв, чтобы появилось желание снова находиться рядом с футболом. Только года через три решил учиться на тренера. Все последние годы, если говорили – исключительно о Денисе, моем сыне. Его пригласили в «Реал». А я тем временем бился за диплом, и давалось мне это очень тяжело.

– Получили?

– Получил. После этого два года работал в обычной школе, пока Мичел не позвал в школу того же «Реала». Огромное ему спасибо.

– Сын будет играть за сборную Испании?

– По паспорту и национальности он русский. Играть будет за Россию.

– Но пока не играет.

– Все зависит от тренеров сборной. Скажу вам так: большинство звезд юношеских сборных во взрослом футболе мало чего добиваются. И наоборот – Дениса не зовут в юношескую сборную России по футболу, но, возможно, однажды сыграет в главной команде. Меня ведь тоже ни разу не приглашали в юношеские сборные.

– Ваш сын действительно может вырасти в классного футболиста?

– Должен. Отличная левая нога, точный и сильный удар. Видит поле для своих лет очень неплохо. Вымахал уже выше меня, бежит немного по-другому. Шаг широкий – набирает скорость на дистанции.

– В свои годы он сильнее, чем вы?

– В пять раз! В десять!

– Звезды «Реала» что о нем говорят?

– Недавно Денис не поехал с командой на турнир в Мексику для ребят 90-го года рождения. От России там участвовали «Локомотив» и «Крылья Советов-СОК». В полуфинале «Реал» вылетел, и Мичел сказал: «Был бы Денис – мы бы наверняка выиграли…»

Расскажу историю. Мы еще жили в Хихоне, сын занимался в школе «Спортинга». Тогда он влюблен был в «Барселону», болел за Фигу. Как-то меня спросил: «Пап, если б тебя пригласила «Барселона», поехал бы?» Я ответил: «Пешком пошел бы!» А потом Денис получил приглашение в «Реал». Пришел домой: «Пап, не знаю, как ты, а я – пошел…»

– Сейчас кто его кумир?

– Ван Нистелрой. В декабре на день рождения мы сделали сыну подарок – настоящую игровую майку ван Нистелроя с автографом. Я попросил Миятовича, тот все организовал. Денис был в восторге. Зато второму сыну мяч совершенно неинтересен. Приезжаем на матч команды Дениса, говорит: «Фу-у, как я устал от вашего футбола…»

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ

– Оказавшись в «Реале», чему поражались?

– Весь клубный офис в фотографиях ветеранов. Исидоро Сан-Хосе, Рикардо Гайего, Мичел, Мигель Анхель, Лопетеги… Многие из них сегодня в руководстве «Реала». Но самое интересное: под стеклом разложены их игровые лицензии. С тех времен, когда им было по восемнадцать лет. Я был в шоке. Будто прикоснулся к истории.

– Квартиру вам оплачивает «Реал»?

– Да. Только оплачивает не мне, а сыну. Обычная трехкомнатная, неподалеку от того места, где Дениска тренируется. Но большой дом в Хихоне у нас сохранился.

– Стать агентом вы не пытались?

– Пытался, когда только закончил играть. Месяца четыре работал на одно агентство, ездил просматривать мальчишек в Латвию. Потом понял – не мое. Мне трудно фальшивить, разговаривать с людьми ни о чем. Гораздо интереснее тренировать.

– Агенты вас в жизни обманывали?

– Было дело. В момент, когда надо было находиться рядом со мной, агент пропал. И тогда меня познакомили с известным человеком Артуром Ортегой, с которым мы начали работать безо всяких документов и контрактов.

– Ортега стал агентом вашего сына?

– Просто помогает вести дела. Например, нужны Денису особенные бутсы – Ортега моментально достает. Мы дружим. Кстати, и прежнему агенту я благодарен.

– За что?

– За то, что я живу в Испании и абсолютно счастлив. Перевез мою семью из Москвы. Это ведь он давным-давно привез в Москву спортивных директоров «Спортинга». Просматривали они Омари Тетрадзе и Юру Никифорова. В этот момент увидели меня в матче против «Локомотива» и «Спартака». И подписали.

– Как сегодня строится ваш день?

– Провожаю детей до школьного автобуса, час с супругой гуляем в парке, завтракаем – потом сажусь к компьютеру и просматриваю электронную почту. Потом уезжаю на тренировку, два часа просматриваю молодежные команды. Какие-то упражнения выписываю для себя. Вечером начинается работа у моей команды. Всю вторую половину дня провожу на базе «Реала».

– Последний свой день в качестве футболиста помните?

– Помню другое. Как надел капитанскую повязку в «Спортинге» и в матче против «Кордобы» забил шикарный гол. Засадил с лета в ближнюю «девятку». Всего один матч сыграл как капитан. Следующий сезон провел в «Бургосе». Шустер, нынешний главный тренер «Реала», наверняка меня помнит: я забил его «Хересу» необычный гол. Подгреб мячик рукой – и перебросил через вратаря.

– Самый ваш тяжелый день в Испании?

– Тот день, когда ушли мои родители. Четыре месяца назад умер папа, и два года, как нет мамы. До Испании так ни разу и не доехали. Мама работала на ГАЗе в секретном цехе. После увольнения пять лет нельзя выезжать за границу.

ДРАКА С ЕГОРОВЫМ

– Давно последний раз бегали стометровку?

– Давным-давно. Сыну я сейчас проиграю.

– В 11 секунд, как когда-то, не уложитесь?

– Уложиться бы в 14! Все думают, это важно – быстро бежать. А мне Бесков говорил: важно бежать туда, куда надо. Открываться. Это Константин Иваныч научил меня не забегать в офсайд. Перед рывком, говорил, надо делать полукруг. В Испании эти уроки мне пригодились.

– Вы в Испании человек узнаваемый?

– На столетие «Спортинга» пригласили знаменитых ветеранов – Хименеса, Кини, Хоакина… И меня с Игорем Ледяховым. Собрался полный стадион. Так я поразился: громче всех зрители аплодировали, когда объявляли фамилии четверых. Меня, Игоря Ледяхова, Луиса Энрике и Кини.

– На мадридских улицах тоже узнают?

– Узнают. Но чаще как отца Дениса: «Черичев – падре…»

– Какой матч из собственного прошлого пересмотрели бы с особенным удовольствием?

– Когда с «Реалом» сыграли 2:2. Но с особенным удовольствием посмотрел бы матч «Динамо» – «Локомотив». Мы победили – 4:2. Я забил три гола, еще и пенальти заработал. Если найдете в Москве эту кассету – пришлите мне в Мадрид, очень прошу.

– Кто оставил самый большой шрам на ваших ногах?

– Самый большой шрам у меня не на ногах, а вот – на лбу. Играл за «Бургос» против «Расинга». Я делал забегание, защитник несся вперед, делал «вне игры», столкнулись головами… Море крови, мне прямо в раздевалке семь швов наложили.

– Со старым товарищем арбитром Игорем Егоровым отношения поддерживаете?

– Постоянно созваниваемся. Мы с малолетства вместе. Иногда вспоминаем наши юношеские годы. Как ссорились. Даже дрались один раз.

– Серьезно?

– Да, в гостинице Ярославля на финале всероссийских соревнований. Прямо при тренере. Тренеру тоже, кстати, досталось. Долго после этого с Егоровым не разговаривали – нас все хотели помирить. Знали, что мы с детства – как братья. Даже в садик вместе ходили, танцевали в одной группе. И в армию вместе загремели.

– В одну часть?

– Даже в один танк.

– Дослужили вместе?

– Нет. Меня отправили командиром подводного танка-миноискателя. А Игорь остался на земле, осваивал танк Т-80. Армию я стараюсь забыть. Хоть она, конечно, хорошая школа. Но для футболиста – совершенно лишняя.

– Предложение от РФС возглавить одну из юношеских сборных по-прежнему в силе?

– Нет, сейчас места заняты. А год назад я действительно отказал. Считал, что еще не готов. Виктор Онопко предлагал принять сборную 93-го года рождения. А пару лет назад приглашали на сборную 92-го года. Но я тогда еще учился. Сейчас диплом в кармане, да и практику получил в том же «Реале»… Можете написать – сейчас Черышев готов к таким предложениям.

О ком или о чем статья...

Черышев Дмитрий Николаевич