«Комсомольская правда», 01.06.1975
Рассказываем о дебютанте футбольной команды ЦСКА – Юрии Чеснокове
Футболисты ЦСКА отдыхали перед тренировочным матчем. Это было в четверг, за три дня до игры с киевлянами. Старший тренер Анатолий Владимирович Тарасов уже расписал роли: «Ты – Колотов, а ты – Блохин. Кто у нас сегодня Веремеев?..» В шесть часов начнется тренировка. В атаке у армейцев будут двое – Борис Копейкин и Юрий Чесноков.
Мы сидим с Чесноковым на садовой скамейке. Он – в синем тренировочном костюме с красными лампасами и красными буквами на спине – ЦСКА.
– Я еще не начинал играть в этом сезоне. Отдыхаю… – он улыбается печально. – Травму получил в Ворошиловграде. До сих пор колено болит. Но не эта причина главная…
Лучшему нападающему «Локомотива» Юрию Чеснокову было 22 года, когда он пришел в армейский клуб. Анатолий Тарасов лишних в команду никогда не брал. Это не в его правилах. А на Чеснокова надеялся. Знал, что тот обязательно себя покажет. Рано или поздно. Тарасов готов ждать. Он только внешне нетерпеливый.
В 69-м году из заводской команды Юра Чесноков сразу попал в юношескую сборную РСФСР.
– Мы играли на «Кубок надежды». Выиграли зональный турнир. Тогда за сборную России выступали Байдачный, Петрушин. А за Украину – Блохин.
Турнир называется «Кубок надежды» не только для красоты. Для участников, ребят 16-17 лет, – это реальный шанс попасть в команду мастеров. На турнир приезжают известные тренеры известных клубов. А дальше все, как в песне: «Мы выбираем, нас выбирают…»
Чеснокова выбрал Игорь Семенович Волчок. Тогда он тренировал калининскую «Волгу». За этот клуб выступали Пискунов, Уткин, Хизун, Малинин, Трусов. Потом Волчок их пригласил в московский «Локомотив».
…В дворовом футболе тоже есть прелести. Маленькие бомбардиры не знают слова «импровизация». Но их игра на пыльных площадках с ухабами – и есть импровизация. На «пятачке» король дворового футбола может обвести всю команду противника и точно пробить по воротам. Но это проходит с годами у многих – детское отношение к игре. Взрослые футболисты играют по своим правилам. Ни минуты на месте: скорость и мысль, мысль и скорость. Все комбинации наиграны на сборах… А Чесноков сохранил это «детское» отношение к футболу. Поэтому противнику трудно его понять: когда он «откроется», когда будет бить.
Он всегда оставался верен себе, своему футболу. Его бросало по волнам: из высшей лиги – в первую, из первой – снова в высшую.
Я спросил Юру про трудных для него защитников. Он сказал:
– Загуменных из «Зенита» и Зыков из московского «Динамо».
– Тяжело тренироваться в ЦСКА?
– Да нет, не очень. Утром зарядка, час сорок. Днем – тренировка, два часа. Нормально. Я не устаю. Тарасов меня не ставит в основной состав потому, что я играю ниже своих возможностей. (Так он говорит). Я сам знаю, что ниже. Это необъяснимо. Вот у Копейкина «пошла игра» – и он забивает. А я не могу.
– Но ты веришь, что все образуется?
– Если бы не верил – ушел из футбола, – сказал Чесноков.
Перед отъездом в Киев Тарасов собрал команду. Он не говорил игрокам о важных задачах, которые стоят перед ними в матче с лидером. Не говорил, потому что задача была одна – победить. В атаке у армейцев двое – Копейкин и Чесноков. Значит, Тарасов ждет игры от Чеснокова. Игры, на которую тот способен.
О ком или о чем статья...
Чесноков Юрий Иванович