Пресс-служба ФК «Динамо» Москва, 11.11.1981
Сегодня мы хотим рассказать любителям футбола о правом крайнем московского «Динамо» 50-х годов Владимире Шаброве. За долгую историю команды «Динамо» (Москва) в ней было воспитано немало блестящих мастеров самых различных футбольных специальностей, в том числе и крайних нападающих. Вспомните лучших представителей этого практически исчезающего игрового амплуа – Сергей Ильин, Михаил Семичастный, Василий Трофимов, Владимир Рыжкин, Игорь Численко и Геннадий Еврюжихин! По праву место в этой славной плеяде принадлежит и нашему сегодняшнему собеседнику.
Запись беседы корреспондента общественного пресс-центра М. Щеглова с Владимиром Сергеевичем Шабровым дополняют воспоминания его бывших партнеров. Заслуженный мастер спорта Лев Яшин: «С Володей Шабровым мы знакомы уже более 30 лет. Вместе начинали играть в заводской команде, почти одновременно попали в «Динамо», долго играли вместе. Да и поныне поддерживаем теплые, дружеские отношения. Шабров был незаурядным футболистом. В середине 50-х годов он и спартаковец Борис Татушии были, на мой взгляд, сильнейшими правыми крайними в стране. Володю отличали не только футбольные достоинства. Его собранности, организованности, целеустремленности завидовали многие товарищи по команде».
Заслуженный мастер спорта Юрий Кузнецов: «Играть рядом с Шабровым было удовольствием. Плотно сбитый, напористый, быстрый он доставлял массу хлопот опекавшим его защитникам. Игра Володи не была однообразной в отличие от многих его коллег, действовавших в те годы «по желобку». Свои проходы он обычно заканчивал острыми, нацеленными передачами. Он часто и сам врывался в штрафную соперников и наносил прицельные удары».
Заслуженный мастер спорта Сергей Сальников: «Мне довелось играть и вместе с Шабровым, и против него. Но независимо от того, играл ли я в «Динамо» или в «Спартаке», наблюдать за его игрой мне было очень интересно. Володя был в футболе яркой индивидуальностью. Он прекрасно умел обыгрывать защитников за счет ложных движений корпусом, мог запутать их серией неожиданных финтов. И все же наибольший колорит игре Шаброва придавала, по-моему, манера бега. Он бегал не просто быстро. Его бег был, да простится мне такое сравнение, «рысистым», на редкость координированным.
Врезался в память матч со сборной французских сильнейших клубов «Реймс» и «Рэсинг», который «Динамо» провело в Париже в начале ноября 1954 года. Это была одна из лучших игр Володи, да, пожалуй, и всей нашей команды. Он полностью переиграл в том матче знаменитого защитника спорной Франции Роже Марша и забил с моей передачи единственный гол. Недаром год спустя французские футболисты, приезжавшие на матч со сборной СССР, признавались, что игра нашей сборной произвела на них гораздо меньшее впечатление, чем игра динамовцев во Франции. Вспоминается и любопытный сюжет 1955 года. В матче второго круга чемпионата страны того года «Спартак», за который я выступал, победил «Динамо» 2:1, но наш защитник Юрий Седов часто проигрывал в единоборствах правому крайнему динамовцев. Спустя десять дней командам предстояло встретиться в полуфинале Кубка СССР. Седов, защитник сильный и многоопытный, уверил тренеров, что этот раз он сумеет сдержать Шаброва так, что того и видно не будет. Однако динамовцы взяли убедительный реванш за поражения в чемпионате, выиграв не в сильнейшем составе с крупным счетом 4:1. Два гола на первых минутах встречи в наши ворота забил именно Володя Шабров, ставший, наперекор заверениям Седова, вместе с Генрихом Федосовым героем того матча»
Застать Владимира Сергеевича дома оказалось делом нелегким. Он работает дипкурьером Министерства иностранных дел, часто бывает в командировках и вполне естественно, что свободное время у него расписано буквально по минутам. Все-таки нам удалось встретиться с Шабровым и, пообещав, как говорится, соблюдать регламент, задали первый вопрос.
– Вот уже двадцать лет, как вы занимаетесь важной и ответственной работой. Наверное с футболом вас, кроме воспоминаний, ничего не связывает?
– В общем что так. Хотя бывает, что и тряхнешь стариной. В футбол ведь везде играют. Иногда удается сыграть где-нибудь в Сенегале или во Вьетнаме. Чему удивляетесь? Сотрудники наших посольств и представительств регулярно турниры между собой устраивают. И с такой страстью играют, что даже страшновато бывает…
– Десять лет вы выходили на поле в динамовской футболке. Является ли выбор клуба случайным моментом?
– До некоторой степени. Конечно, бывает так, что юноша попадает в команду, за которую мечтал играть с детства. Но в большинстве случаев происходит все иначе. Важно окружение, в которое он попадает. И если к тому же молодой спортсмен достаточно восприимчив, то чувство ответственности за судьбу команды, клубный патриотизм по прошествии некоторого времени прививаются накрепко. Но, повторюсь, решающая роль в выборе принадлежит окружению, коллективу.
– А как было у вас?
– Я стал динамовцем, как раз не будучи с малых лет болельщиком клуба, ставшего для меня родным на всю жизнь. И благодарен судьбе за то, что она привела меня в «Динамо», которое оказалось для меня не просто спортивным обществом, командой, а настоящей школой жизни. Здесь я вырос, здесь сформировались мое мировоззрение и жизненные принципы… До войны жил в Мейсровском проезде, ныне это – проспект Буденного, совсем рядом со стадионом «Крылья Советов». Мальчишкой часто ходил туда и подолгу смотрел матчи взрослых и детских команд, жадно присматривался к техническим приемам. По возвращении из эвакуации в 1943 году наша семья переехала на Сокол. В нашем доме жил знаменитый форвард ЦДКА Владимир Демин и, естественно, для всех мальчишек и ребят нашего дома он был предметом обожания Мы с восторгом ватагой ходили за «нашим» Деминым, нередко видели и других игроков популярнейшего в те годы армейского клуба. Думаю, теперь понятно, что никаких сомнений при выборе любимого клуба в детстве не испытывал. В 1945 году меня приняли в детскую команду ЦДКА. Мечтал в будущем, конечно, попасть в знаменитую армейскую команду, хотя в первую очередь в ее дублирующий состав.
– Но, кажется, так и не попали?
– Попал, только не в ЦДКА, а «Динамо». Мой отец работал мастером на заводе в Тушино. Когда я закончил школу-десятилетку, отец привел меня на завод. И тут, а было это в 1948-м, моя футбольная жизнь стала еще более бурной. Помимо выступлений за юношей ЦДКА, начал играть в заводской команде, выступавшей на первенство области. В ней-то судьба свела меня с Левой Яшиным, работавшим там же. Эта встреча сыграла важную, если не решающую, роль в моей жизни. На следующий год Лева оказался в молодежной клубной команде «Динамо», но мы продолжали встречаться, обмениваться впечатлениями. И вот однажды, дело было уже под осень, Лева предложил мне прийти посмотреть тренировку его команды. Из любопытства пришел и… остался навсегда. В 1950-м уже постоянно играл в молодежной команде, которой руководил в те годы Аркадий Иванович Чернышев. Сильная была у нас команда, конкуренцию ей составляли в Москве только мои бывшие одноклубники. Осенью того же года по рекомендации Чернышева меня пригласили в дублирующий состав динамовцев, и вскоре в Минске состоялся мой дебют в дубле. Очень многим обязан и бывшему начальнику отдела футбола Московского городского совета Владимиру Георгиевичу Щербову, который поддерживал меня и верил, что я попаду в основной состав динамовцев.
– Когда вы говорили о той роли, которую играет коллектив в формировании характера и привязанностей молодою футболиста, имелся в виду, по всей вероятности, ваш собственный пример?
– Совершенно верно. Я попал в «Динамо», когда в силе еще были такие, без всякого преувеличения, выдающиеся игроки, как Василий Трофимов, Константин Бесков, Леонид Соловьев, Василий Карцев, Всеволод Блинков, Алексей Хомич. Возможность тренироваться вместе с ними, повседневно общаться, учиться каждодневно, получать доброжелательные советы лучшей школы для настоящего футболиста быть не может. Уже не говорю о чисто футбольных аспектах. В начале 50-х годов мне посчастливилось играть в дубле со многими из названных мастеров. Рядом со мной набирались знания и опыта Яшин, Банков и другие молодые футболисты. Это и была настоящая преемственность. Не считайте это ложным пафосом, но то, как щедро делились с нами своим умением Василий Карцев, Сергей Соловьев, ветеран «Динамо» Сергей Сергеевич Ильин, можно смело назвать образцами бескорыстного служения родному клубу, футболу.
– Как правый крайний вы приняли эстафету от Василия Трофимова…
– Это не совсем точно. Когда я дебютировал в основном составе, а было это 24 сентября 1952 года в матче с куйбышевскими «Крыльями Советов» на стадионе «Динамо» в Москве, заменил в конце игры Виталия Зуба, а место правого крайнего прочно занимал Трофимов. Я начинал на месте левого крайнего. В следующем сезоне на месте правого крайнего играли В. Зуб, Сергей Коршунов и в самом конце сезона Володя Рыжкин. Четыре игры на своем «законном» месте провел Трофимов. Постоянное место на правом фланге атаки я занял в сезоне 1954 г. Так что непосредственным преемником Трофимова скорее можно считать Рыжкина.
– Чем запомнилась динамовская команда середины 50-х годов?
– Отличный был ансамбль. Недаром на протяжении четырех лет мы трижды становились чемпионами. Без всякого бахвальства замечу, что любое место в чемпионате, кроме первого, мы достижением не считали. У нас, как уже сказал, был прекрасный игровой ансамбль – сбалансированный, волевой, игроки были «подогнаны» друг к другу – тут уж наши замечательные тренеры Михаил Иосифович Якушин и Всеволод Константинович Блинков постарались, у коллектива был свой почерк, ритм действий. Если хотите, это команда-«звезда».
– Кто из партнеров по команде был особенно близок?
– У нас была очень дружная команда и мы все хорошо относились друг к другу. Наиболее дружен был с Генрихом Федосовым и Аликом Мамедовым. Очень высоко ценил как партнеров на футбольном поле Евгения Байкова, Александра Соколова и Владимира Ильина.
– Что послужило причиной вашего сравнительно раннею ухода из футбола?
– Из-за частых травм у меня в последние годы выступлений развился артрит – воспаление коленных суставов. Бывало, что во время обострения даже несколько ступенек по лестнице преодолевал с трудом. Лечился, иногда пропускал игры, затем вновь выходил на поле, но удовольствия от своих действий получал все меньше и меньше. По окончании сезона 1959 года решил окончательно оставить футбол.
– А как складывались ваши отношения с защитниками соперников?
– Почти всегда, когда задается подобный вопрос нападающему, ожидают услышать печальные истории о тяжелых травмах, сокративших его футбольный век. Со мной, к счастью, такого не случалось. Были защитники, которые играли жестко, порой даже излишне резко, но все обошлось. Защитникам, кстати, тоже достается. Уж какой «злой» был защитник Евгении Рогов у московского «Локомотива», а в одном из единоборств, не припомню сейчас с кем, сам пострадал, получив перелом ноги. Да и сам я невольно однажды вывел из строя сразу двух защитников. Были в ленинградском «Зените» игроки гренадерской стати Гартвиг и Северов. В матче второго круга чемпионата 1955 года я оказался в штрафной площади ленинградцев и уже готовился принять передачу от партнера, как вдруг интуитивно почувствовал, что через мгновение могучие ленинградцы возьмут меня в «коробочку». Моментально отскочил в сторону. И тут соперники столкнулись друг с другом, да с такой силой, что Северов продолжать игру уже не смог, да и Гартвиг, хотя и остался на поле, еле дотянул до финального свистка. Наиболее интересные дуэли были, конечно, с защитниками «Спартака» Николаем Тищенко, Юрием Седовым, Анатолием Сеглиным.
– Вы закончили играть и…
– Остался в «Динамо» на тренерской работе в клубе. К этому времени закончил школу тренеров. Год тренировал юношескую команду клуба. Выступал за сборную ветеранов столицы, что, кстати, делал с огромным удовольствием. Здесь играл вновь с Соловьевым, Бесковым, Трофимовым, в одной линии действовал с легендарным Бобровым, кумиром детских лет Деминым. Сильная тогда подобралась компания, не всех желающих, пусть даже и именитых, брали в поездки по стране.
– Позволяет ли ныне беспокойная служба следить за футболом, выступлениями московского «Динамо»?
– В этом плане, спору нет, проигрываю своим бывшим товарищам по команде, оставшимся в футболе. Лишь изредка удается вырваться на какой-нибудь матч. Чаше приходится по газетам за играми следить. Моими коллегами по работе являются старые динамовцы. Обсуждаем с ними, когда встречаемся. все футбольные события. Не чувствую себя вправе анализировать причины неудач «Динамо» в последние годы, но за команду с таким славным именем нам, ее ветеранам, обидно. Думаю, что времена больших и славных побед московского «Динамо» не прошли. Они обязательно должны вернуться. Верю в это.
О ком или о чем статья...
Шабров Владимир Сергеевич